Главная / Биология / Конспект урока по теме "Разнообразие жизнедеятельности бактерий"(10 класс)

Конспект урока по теме "Разнообразие жизнедеятельности бактерий"(10 класс)



ПЛАН УРОКА:

  • ТЕМА: Разнообразие жизнедеятельности бактерий.

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Расширить знания учащихся о многообразии бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.
    Формировать умения и навыки работы с научной литературой и Интернет-ресурами, формулировать и решать проблемы.
    Развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: продолжают формировать навыки работы в коллаборативной среде,

  • анализировать, делать выводы,

  • умеют работать с дополнительным материалом,

  • применяют полученные знания на практике

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 10 класс

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Частично-поисковый, словесно-иллюстративный.

  • ОБОРУДОВАНИЕ: маркеры, постеры, презентация, рисунки с изображением бактерий, ИКТ, стикеры.

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Заранее подготовленные сообщения, карточки с дополнительным материалом.



СОДЕРЖАНИЕ:

Этапы работы:


Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы


I. Вызов

1. Организационный момент.

Организация внимания и порядка в классе, приветствует учеников, проверяет готовность их к уроку, настраивает на хорошую работу во время урока.

Психологический настрой:

 Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

2. Опрос домашнего задания

Тест.

1. Каково строение тела бактерии?
а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.

2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую

3. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.

4. Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
а) автотрофными; б) симбиотическими; в)

гетеротрофными.

5. Какие бактерии являются автотрофными?
а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.

6. К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий? 
а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.

7. Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?
а) цисты; б) споры; в) клубеньки.

8. Чем по типу организации является бактериальная клетка?
а) прокариотической; б) эукариотической.

9. Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.

10. Какие бактерии используют кислород для дыхания?
а) анаэробные; б) аэробные.


Ответы: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.

Приветствуют учителя, дежурный по классу отмечает отсутствующих. Желают друг другу удачи в работе.











Решают тестовые задания. После завершения – взаимопроверка

7мин.

Использование ИКТ.






слайд 3











слайд 4






































критерии на слайде 5

II. Осмысление


Основная часть, презентация

Актуализация знаний:

1.Загадки:

1. Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной. (бактерии)

2. Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог.(бактерии)

2. Деление учащихся на группы

Проводит деление класса на 5 групп по 2 человека.

Группа 1. «Роль бактерий в круговороте веществ»
Группа 2. Клубеньковые бактерии (симбиоз с бобовыми растениями)
Группа3. Бактерии и продукты питания
Группа 4. Выяснить наличие бактерий молочно-кислого брожения в продуктах питания. 
Группа 5. Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

Задание: изучить дополнительный материал, составить постер. Напоминает правила работы в группе, соблюдение регламента.

Контролирует правильность выполнения заданий, слушает ответы учащихся, оценивает работу через похвалу.

Предлагает группам оценить постеры групп. 

Обобщение результатов.


Отгадывают загадки, определяют тему урока.








Рассаживаются по группам

Класс делится на 5 групп (используется игровой приём). Изучают текст, обсуждают его, выполняют работу по составлению постера.

После завершения работы – защита.

Обсуждают результаты работ других групп, оценивают работу  через выставление оценок на стикерах. Взаимопроверка.


20 мин.

слайд 6












Слайд 7






слайды 9 - -14

Физминутка


Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Улыбнитесь веселей

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули,

Отдохнули?

Отдохнули!

Выполняют упражнения


1 мин

слайд 8

Закрепление нового материала


Фронтальная работа по вопросам:

1. Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?

2. В чем различие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?

3. Чем отличается питание сапротрофных организмов от паразитических?

4. Какие организмы не имеют сформированного ядра в клетке?

5. Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?

6. В чем заключается пастеризация и стерилизация как мера борьбы с бактериями? Что такое антибиотики?

7. Чем отличается процесс аэробного дыхания от анаэробного?

8. Какова роль гнилостных бактерий в природе и хозяйстве человека?

9. При каких условиях бактерии гниения не наносят вреда?

10. Для чего квасят и маринуют фрукты, овощи, готовят силос?

11. Что такое симбиоз?

12. Каким образом клубеньковые бактерии переводят азот воздуха в доступные для растений соединения?

Отвечают на поставленные вопросы.



10 мин

слайд 15

III Рефлексия


Решение теста

1. Генетический аппарат бактерий представлен:
а) белковыми молекулами;
б) кольцевой молекулой ДНК;
в) РНК;
г) липидными молекулами;
д) полисахаридами.

2. Нуклеоид – это:
а) мономер нуклеиновой кислоты;
б) генетический аппарат бактерий;
в) кольцевая молекула ДНК;
г) ДНК, связанная с белками-гистонами;
д) ДНК, не связанная с белками-гистонами.

3. Клетка бактерий имеет органоиды:
а) митохондрии;
б) комплекс Гольджи;
в) эндоплазматическая сеть;
г) рибосомы;
д) центросому.

4. Болезнетворными являются бактерии:
а) холерные;
б) молочнокислые;
в) дифтерийные;
г) туберкулезные;
д) клубеньковые.

5. Способы борьбы с болезнетворными бактериями:
а) стерилизация хирургических инструментов;
б) дезинфекция помещений и одежды больных;
в) соблюдение гигиенических правил;
г) чистота продуктов питания;
д) контроль за качеством питьевой воды.

Подведение итогов. Выставление оценок

Отношение учащихся к уроку.

Решают тестовые задания с последующей самопроверкой.


6 мин

слайд 16-

- 18



































На доску прикрепляют розовые,зелёные,синие стикеры, выражая своё отношение к уроку.

Задание на дом:


В тетрадях составить таблицу «Значение бактерий»

Виды бактерий

Значение бактерий




Записывают домашнее задание


1 мин.

слайд 19











Конспект урока по теме "Разнообразие жизнедеятельности бактерий"(10 класс)
  • Биология
Описание:

Целью данного урока является расширение знаний учащихся о многообразии бактерий,

их роли в жизни человека и современной биосфере с использованием дополнительной

научной литературы и Интернет-ресурсов с помощью презентации по теме. 

Урок направлен на развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. 

В групповой работе раскрываются личностные способности учащихся,

самостоятельность, возрастает активность и самоутверждение слабых учеников,

развиваются коммуникативные способности. 

 

 

Автор Панина Надежда Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1801
Номер материала 9454
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓