Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по теме: "Прямая речь"

конспект урока по теме: "Прямая речь"

Скачать материал

Тема урока: Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи, 8кл.

Подготовила урок учитель русского языка и литературы Чуклина Е.Г., категория первая

Морфологическая карта знаний

Тема урока

 

Жизненно необходимая  информация

Информация, которая встречается в других дисциплинах

Информация, которая нужна для дальнейшего изучения данной дисциплины

Информация для общего кругозора

-

«Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи».

 

Культура письменной и устной речи

Казахский,

английский языки

ВОУД

ЕНТ

Журналистика,

правоведение

Использование прямой и косвенной речи в современном русском языке.

 

1этап  Вводно-мотивационный

1.1Создание у учащихся положительного эмоционального настроя.

У каждого учащегося на парте лежит «кирпичик», вырезанный из бумаги.

Учитель: напишите одно пожелание одноклассникам  на «кирпичике» и прикрепите на доску.

Каждый учащийся прикрепляет кирпичик на доску.

Учитель: посмотрите, ребята, у нас получился фундамент для дома, в котором царит (зачитывается несколько пожеланий) счастье, здоровье, любовь. Я желаю вам всем в будущем построить такой дом.

1.2. Проверка выполнения домашнего разноуровневого задания.

Взаимопроверка учащимися по эталону учителя (листы на партах)

1.3.Постановка цели и задач урока.

Знать: понятия «прямая и косвенная речь», знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Уметь: различать прямую и косвенную речь, правильно оформлять прямую речь, расставлять знаки препинания при прямой речи, схематически оформлять предложения с прямой речью, заменять прямую речь косвенной.

1.4.Организация ориентировочных действий учащихся.

На доске слайд №1

«Интересно, в чём придёт профессор на лекцию в этот раз?» - думала Марина Рубинова.

Марина думала о том, как  будет одет на лекции профессор в этот раз.

Учитель: 1.Найдите в предложениях слова, которые принадлежат думающему или говорящему человеку и приводятся дословно. Правильно, это прямая речь.

2.Назовите предложение, где говорящий не воспроизводит речь, а только передаёт её содержание.

Учитель: Сегодня, ребята, мы должны узнать отличие прямой речи от косвенной, правильно оформлять знаки препинания при прямой речи, заменять прямую речь косвенной.

2 этап Изучение нового материала

2.1.Организация самостоятельного  усвоения новой темы.

Изучение новой темы проводим в парах

Задание: изучить тему, ответить на вопросы, заполнить схему

1  Предложения с прямой речью. Знаки препинания  в предложениях с прямой речью. Параграф 38, стр.187

2 Косвенная речь. Предложения с косвенной речью. Параграф 39, стр.192

Схема

 

 

 

 

 

 


Знаки препинания                                           Передача косвенной речи

Вопросы для заполнения схемы

1.Назовите способы передачи чужой речи.

2.Дайте определение прямой речи, запишите в схему

2.Напишите всевозможные схемы с прямой речью.

4.Как всегда пишется прямая речь.

5.Как пишутся слова автора, если они находятся не в начале предложения?

6.Какое значение имеют глаголы в авторских словах?

Вопросы для заполнения схемы

1. Назовите способы передачи чужой речи

2.Дайте определение косвенной речи, запишите в схему

3.Напишите способы передачи косвенной речи.

4.Замена прямой речи косвенной.

Учащиеся обмениваются изученной темой, обучая друг друга.

2.2.Совместное  с учителем обсуждение новой темы.

Рассказывает классу новую тему ученик 1в, 2в (прямая и косвенная речь)

Учитель корректирует, на доске слайд №2 (заполненная правильно схема)

Учитель: Ребята, оцените друг друга.

2.3.Закрепление

3.Выполнение разноуровневых заданий

1уровень

Задание: Работа по вопросам

- Что такое прямая речь?

- Что такое косвенная речь?

- Какие знаки препинания применяются на письме в предложениях с прямой речью?

2 уровень

Задание: «Допиши предложения»

1Передача чужой речи,  сохраняющая её содержание и форму -…

2Авторские слова обычно содержат ….

3Прямая и косвенная речь – это …

4Более живо изображаем события, полнее раскрываем характеры героев, передаём чувства, настроения, мысли, используя…..речь

5Прямая речь может заменяться….

6Менее выразительна, менее эмоциональна….речь

7Всегда пишется с большой буквы и заключается в кавычки…

8Передаётся при помощи дополнения, выраженного существительным в форме предложного падежа с предлогом о ….

9.На чужую речь могут указывать специальные….

3 уровень

1Задание: Прочитайте. Объясните постановку знаков препинания. Начертите схемы предложений, не переписывая предложения.

Он улыбается: «Какой счастливый день сегодня».

«Как будем харчи делить?»- спрашивает солдат.

«Всем поровну»,-говорю я.

«Хороший вы специалист,- ответил я.- Вы смогли бы сделать карьеру».

Я кричу ему: «Ура! Каникулы!»

2.Задание: Подбери и запиши к заданным схемам соответствующие  предложения. Расставьте  знаки препинания.

 

        1.”П,-а,-п”.                       1. Древние говорили Надо, чтобы родина была

2. А: “П”.                              для нас дороже нас самих.

3.“П,”-а.                            2. Ей, России говорил Коненков обязан я всем

4.“П!-а.-П”.                          лучшим во мне.                                                                                                                   

                                          3. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха

                                              гласит народная мудрость.

                                          4. Нельзя любить Родину, не живя одной

                                               душой с «жизнью любимой берёзки» 

                                               восклицает литературовед Ю.Селезнёв

3.Задание: Перепишите, вставляя вместо многоточия слова автора, данные в скобках. Поставьте необходимые знаки препинания.

Душевно рад…и благодарен за доброе намерение посетить нас (начал Николай Петрович).

Пойдёмте гулять завтра поутру… я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства (сказала Анна Сергеевна)

Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов…. И я ничем не занимаюсь(проговорил он).

4Задание: Сопоставьте синтаксические конструкции. В чём их отличие?

Расставьте знаки препинания.

Места здесь как утверждают старожилы глухие и дикие.

Места здесь глухие и дикие утверждают старожилы.

  5.Задание: Закончите предложение, используя прямую речь

Тренер сообщил:……..

….. сообщило телевидение.

Прохожий спросил:……

4 уровень

1.Задание: Перестрой предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Запиши их.

 «Любовь к родине начинается с семьи», - отмечал Ф.Бэкон.

    

Пословица гласит: «Можно покинуть дом, но не родину».

 «Можно не любить и родного брата, - утверждал В.Г. Белинский, - если он 

   дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было».

2.Задание: Замените косвенную речь прямой

Врач спросил у Светланы, где она могла простудиться.

Спортсмены пришли взволнованные и объявили, что их команда выиграла первенство.

5 уровень

1 Задание: Создайте алгоритм постановки знаков препинания при  прямой и косвенной речи.

2 Задание:  Выпишите несколько предложений из литературно-критических статей В.Г.Белинского и  Н.А.Добролюбова, изучаемых по программе, оформите их разными способами передачи чужой речи.

6 уровень

1Задание: Представьте, что вы журналист. Вам дали задание написать статью в газету о необходимости изучения русского языка, используя только предложения с прямой  и косвенной речью

4 этап Рефлексия

- Продолжи   предложение.

«На уроке мне особенно понравилось …»   

«На уроке я хорошо усвоил…»

«Я испытывал затруднение, когда…»             

                                                                      

                                                                                           



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме: "Прямая речь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи, 8кл.

Подготовила урок учитель русского языка и литературы Чуклина Е.Г., категория первая

Морфологическая карта знаний

Тема урока

 

Жизненно необходимая  информация

Информация, которая встречается в других дисциплинах

Информация, которая нужна для дальнейшего изучения данной дисциплины

Информация для общего кругозора

-

«Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи».

 

Культура письменной и устной речи

Казахский,

английский языки

ВОУД

ЕНТ

Журналистика,

правоведение

Использование прямой и косвенной речи в современном русском языке.

 

1этап  Вводно-мотивационный

1.1Создание у учащихся положительного эмоционального настроя.

У каждого учащегося на парте лежит «кирпичик», вырезанный из бумаги.

Учитель: напишите одно пожелание одноклассникам  на «кирпичике» и прикрепите на доску.

Каждый учащийся прикрепляет кирпичик на доску.

Учитель: посмотрите, ребята, у нас получился фундамент для дома, в котором царит (зачитывается несколько пожеланий) счастье, здоровье, любовь. Я желаю вам всем в будущем построить такой дом.

1.2. Проверка выполнения домашнего разноуровневого задания.

Взаимопроверка учащимися по эталону учителя (листы на партах)

1.3.Постановка цели и задач урока.

Знать: понятия «прямая и косвенная речь», знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Уметь: различать прямую и косвенную речь, правильно оформлять прямую речь, расставлять знаки препинания при прямой речи, схематически оформлять предложения с прямой речью, заменять прямую речь косвенной.

1.4.Организация ориентировочных действий учащихся.

На доске слайд №1

«Интересно, в чём придёт профессор на лекцию в этот раз?» - думала Марина Рубинова.

Марина думала о том, как  будет одет на лекции профессор в этот раз.

Учитель: 1.Найдите в предложениях слова, которые принадлежат думающему или говорящему человеку и приводятся дословно. Правильно, это прямая речь.

2.Назовите предложение, где говорящий не воспроизводит речь, а только передаёт её содержание.

Учитель: Сегодня, ребята, мы должны узнать отличие прямой речи от косвенной, правильно оформлять знаки препинания при прямой речи, заменять прямую речь косвенной.

2 этап Изучение нового материала

2.1.Организация самостоятельного  усвоения новой темы.

Изучение новой темы проводим в парах

Задание: изучить тему, ответить на вопросы, заполнить схему

1  Предложения с прямой речью. Знаки препинания  в предложениях с прямой речью. Параграф 38, стр.187

2 Косвенная речь. Предложения с косвенной речью. Параграф 39, стр.192

Схема

Способы передачи    чужой речи

 

 

 

 

 

 

 


Знаки препинания                                           Передача косвенной речи

Вопросы для заполнения схемы

1.Назовите способы передачи чужой речи.

2.Дайте определение прямой речи, запишите в схему

2.Напишите всевозможные схемы с прямой речью.

4.Как всегда пишется прямая речь.

5.Как пишутся слова автора, если они находятся не в начале предложения?

6.Какое значение имеют глаголы в авторских словах?

Вопросы для заполнения схемы

1. Назовите способы передачи чужой речи

2.Дайте определение косвенной речи, запишите в схему

3.Напишите способы передачи косвенной речи.

4.Замена прямой речи косвенной.

Учащиеся обмениваются изученной темой, обучая друг друга.

2.2.Совместное  с учителем обсуждение новой темы.

Рассказывает классу новую тему ученик 1в, 2в (прямая и косвенная речь)

Учитель корректирует, на доске слайд №2 (заполненная правильно схема)

Учитель: Ребята, оцените друг друга.

2.3.Закрепление

3.Выполнение разноуровневых заданий

1уровень

Задание: Работа по вопросам

- Что такое прямая речь?

- Что такое косвенная речь?

- Какие знаки препинания применяются на письме в предложениях с прямой речью?

2 уровень

Задание: «Допиши предложения»

1Передача чужой речи,  сохраняющая её содержание и форму -…

2Авторские слова обычно содержат ….

3Прямая и косвенная речь – это …

4Более живо изображаем события, полнее раскрываем характеры героев, передаём чувства, настроения, мысли, используя…..речь

5Прямая речь может заменяться….

6Менее выразительна, менее эмоциональна….речь

7Всегда пишется с большой буквы и заключается в кавычки…

8Передаётся при помощи дополнения, выраженного существительным в форме предложного падежа с предлогом о ….

9.На чужую речь могут указывать специальные….

3 уровень

1Задание: Прочитайте. Объясните постановку знаков препинания. Начертите схемы предложений, не переписывая предложения.

Он улыбается: «Какой счастливый день сегодня».

«Как будем харчи делить?»- спрашивает солдат.

«Всем поровну»,-говорю я.

«Хороший вы специалист,- ответил я.- Вы смогли бы сделать карьеру».

Я кричу ему: «Ура! Каникулы!»

2.Задание:Подбери и запиши к заданным схемам соответствующие  предложения. Расставьте  знаки препинания.

 

        1.”П,-а,-п”.                       1. Древние говорили Надо, чтобы родина была

2. А: “П”.                              для нас дороже нас самих.

3.“П,”-а.                            2. Ей, России говорил Коненков обязан я всем

4.“П!-а.-П”.                          лучшим во мне.                                                                                                                   

                                          3. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха

                                              гласит народная мудрость.

                                          4. Нельзя любить Родину, не живя одной

                                               душой с «жизнью любимой берёзки» 

                                               восклицает литературовед Ю.Селезнёв

3.Задание: Перепишите, вставляя вместо многоточия слова автора, данные в скобках. Поставьте необходимые знаки препинания.

Душевно рад…и благодарен за доброе намерение посетить нас (начал Николай Петрович).

Пойдёмте гулять завтра поутру… я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства (сказала Анна Сергеевна)

Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов…. И я ничем не занимаюсь(проговорил он).

4Задание: Сопоставьте синтаксические конструкции. В чём их отличие?

Расставьте знаки препинания.

Места здесь как утверждают старожилы глухие и дикие.

Места здесь глухие и дикие утверждают старожилы.

  5.Задание: Закончите предложение, используя прямую речь

Тренер сообщил:……..

….. сообщило телевидение.

Прохожий спросил:……

4 уровень

1.Задание: Перестрой предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Запиши их.

 «Любовь к родине начинается с семьи», - отмечал Ф.Бэкон.

    

Пословица гласит: «Можно покинуть дом, но не родину».

 «Можно не любить и родного брата, - утверждал В.Г. Белинский, - если он 

   дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было».

2.Задание: Замените косвенную речь прямой

Врач спросил у Светланы, где она могла простудиться.

Спортсмены пришли взволнованные и объявили, что их команда выиграла первенство.

5 уровень

1 Задание: Создайте алгоритм постановки знаков препинания при  прямой и косвенной речи.

2 Задание:  Выпишите несколько предложений из литературно-критических статей В.Г.Белинского и  Н.А.Добролюбова, изучаемых по программе, оформите их разными способами передачи чужой речи.

6 уровень

1Задание: Представьте, что вы журналист. Вам дали задание написать статью в газету о необходимости изучения русского языка, используя только предложения с прямой  и косвенной речью

4 этап Рефлексия

- Продолжи   предложение.

«На уроке мне особенно понравилось …»   

«На уроке я хорошо усвоил…»

«Я испытывал затруднение, когда…»             

                                                                      

                                                                                           


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 900
    • DOCX 51 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуклина Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуклина Елена Геннадьевна
    Чуклина Елена Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3990
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1514 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе