Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по теме "Правописание букв е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока по теме "Правописание букв е-и в корнях с чередованием"

hello_html_m713cd579.gifКонспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Правописание букв е – и в корнях с чередованием»

Цели и задачи урока: повторить правописание безударной гласной в корне; организовать поисковую деятельность для решения проблемной задачи: Е или И в корнях с чередованием?

Развивать умение понимать проблему, систематизировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей точки зрения, формулировать правило, строить алгоритм решения орфографической задачи, выделять условия выбора гласной в корне, графически обозначать орфограмму, грамотно писать; закрепить изученное на уроке правило.

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Методы подачи материала: метод наблюдения,

Оборудование урока: презентация, учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженкой, М.Т.Барановой, карточки с заданиями



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Работа с текстом

На экране

Слайд№1





















































Слайд №2

Музыка

Сменяемость картинок

























Слайд №3

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех приветствовать в этот прекрасный весенний день. И начать урок я хотела бы со слов –пожеланий.



Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.



Я вам предлагаю следующий план урока.

- работа с текстом;

- орфографическая разминка;

- изучение нового материала;

- закрепление;

- работа с предложениями;

- проверь и оцени себя;

- подведение итогов урока.



У вас на столах лежат листы самооценки, выполнил правильно задание , поставь себе плюс.





Между с…сёнок на песчаной з…мле р..стёт высокая сухая тр…ва. Середина каждой тр…винки седая, а кр…я тёмно-зелёные. Эта тр…ва режет руки. Тут же цв…тёт много жёлтых бессмертников и белой п…хучей гвоздики. А под с…снами в…днеются м…лочные маслюки.

За с…сняком начинается высокий бор. По его краю идёт зар…сшая д..рога.

К.Паустовский



Задание.

  1. Прочитайте внимательно текст.

  2. Какую картину вы представляете, читая текст?

  3. Совпадает ли ваше видение с авторским?

  4. Что ещё запомнилось писателю, кроме внешнего вида растений?





Так описать свои ощущения может только неравнодушный, наблюдательный, любящий природу ,родину человек. Я хочу, чтобы вы тоже не проходили просто так мимо красоты, которая нас окружает.



А вот что представилось мне после прочтения текста.





Давайте вновь обратимся к тексту, посмотрите, а какие орфограммы в словах пропущены?





Гласн. Проверяемая

Непроверяемая

Чередующаяся

Провер.

Непровер.

Черед.

земле

молочные

растёт

трава

дорога

заросшей

травинка



края



цветёт



пахучие





Орфографическая разминка. Учитель диктует, дети продолжают заполнять столбики.

Р…скошные р…стения, нап…сать изл…жение, зелёные водор..сли, раст…нулись до г…ризонта, распол…житься долине, выр…стить в саду, побывать в Р…стове, д…лёкие г…рода.



















































Травинки

Бор

Маслята

Дорога













Не только предметы, явления, но и лесные запахи, автор видел и чувствовал запах гвоздики.











































Объясняют правила, распределяют слова по трём столбикам



Взаимопроверка

(на доске)

оценка

Постановка учебной задачи



































вывод темы урока















Физминутка

Объяснение нового материала

Работа в парах с раздаточным материалом.

Задание: прочитайте внимательно слова. Что их объединяет?

Чем они отличаются друг от друга?

Попробуйте выделить закономерность в выборе гласной.

Если встретите затруднения, обратитесь к учителю.

1.соберу – собираю

2.растереть – растираю

3. запереть - запираю

4.наберу – набираю

5. натереть – натираю

6.напереть – напираю

7. блестеть – блистаю

8. зажёг – зажигаю



Запись темы урока, формулировка правила

У любого урока должна быть цель и задача, чтобы мы с вами понимали, для чего мы всё это делаем.

Цель: знать способ действия при выборе написания букв е-и в корнях слов.



Задача: уметь применять правило написания букв е-и в корнях с чередованием.



Я вам предлагаю игру «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок.

Избирать, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.



























Выделить корни

Определить вид

Выписать корни на доске

Формулировка правила

Слайд №4

ослик

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один гость. Это ослик. вам ,наверно, трудно догадаться : «Почему»

Вспомните, Как кричит ослик?

Он нам сегодня поможет выучить и запомнить правило написания букв и-е в корнях с чередованием. Получается, что если есть и..а, то пишем в корне безударную И, если нет, то Е. посмотрите на стр.257, орф. №24 .запомните, как обозначается орфограмма.



Откройте тетради для таблиц и схем.

Давайте составим алгоритм действия

искл. : сочетать

сочетание







И..а

Формирование умения применять правило

Слайд №5

Игра - тренажёр с осликом

Вы любите играть? Но играть мы с вами будем не просто так, а выполняя задание.



Понравилось задание?

Значит ли это, что при написании корня с е-и мы будем обращать внимание на суффикс А? нет. Эти корни нужно запомнить я вам раздам листочки, приклейте их в тетрадь для таблиц и схем.



Формирование умения находить орфограмму в слове

Скажите, а вы знаете, что такое ГИА?

Это государственная итоговая аттестация учащихся, которая проводится в 9 классе. Тема, которую мы сегодня изучаем на уроке тоже включена в экзаменационную работу. (ПОКАЗАТЬ СБОРНИК). У нас с вами ещё есть время, чтобы подготовиться к экзамену. Сейчас мы выполним задание, построенное по типу ГИА.

Из предложений выписать слова с изученной орфограммой

  1. Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы.

  2. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман.

  3. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов.

  4. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.



Самопроверка на доске

























замирает



расстилается

стелется

пробираться



заблестит

Определение уровня усвоения знаний



































































































































Подведение итогов урока





Рефлексия

Наш урок подходит к концу. У меня для вас приготовлены задания разных уровней сложности: на оценки «3», «4» и «5». Каждый уровень это ваше умение того, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберете себе задание, прочтите те утверждения, с которыми вы согласны и выполните задания.

Уровень 1, оценка «3»

Я умею правильно писать слова с чередованием


Перфокарта                    
Е –и в корнях с чередованием.

             Расст   

 

 латься

               разб

 

 ру

                  бл

 

 стящий

                выт

 

 рать

                 заб

 

 ру

                  бл 

 

 стает

                  ст

 

 реть

               вым

 

 рать

               забл

 

 стать

                зам

 

 рать

               разд

 

 рать

              пост

 

 лю

               зам

 

 рло



Уровень 2 , оценка «4»

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е-и, я могу отличить корень с чередованием от корня с проверяемой гласной.

Распределить слова в два столбика.

Замирать от восторга, примерять платье, помирить друзей, замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую, пробираться сквозь заросли кустов.





Уровень 3, оценка «5»

Я могу выполнить экзаменационное задание.

Уровень 3, оценка «5».

Я сумею выполнить экзаменационные задания.

А. Укажите слова с чередующейся гласной в корне слова.

  1. сумерки

  2. стряхнуть

  3. выросла

4. Затевать

Б.

1. возвращался 3. удивилась

2. появилась 4. разберётесь

В.

1. стремительно 3. добавлял

2. настигал 4. Заблистать

Г.

1. меняет 3. избирать

2. горевать

4. Зароптала

Д.

1.растрачено

2. развил

3. недорослем

4. выразительные



Обратимся к листам самооценки , выставим себе оценку за урок







Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». 

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты

























































































































































Заполняют таблицу



Дом.задание.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата или сестрёнку правилам поведения за толом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Слова для справок: собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.





Конспект урока по теме "Правописание букв е-и в корнях с чередованием"
  • Русский язык и литература
Описание:

   В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный учитель вооружён огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, системы опроса, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

   Благодаря использованию на уроке презентаций у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета.

   Петербургский учитель Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинаться каждый раз по-разному: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. ( в книге приводится  около 15 видов начала урока: эпиграф. Загадка, эмоциональная рефлексия, элементы театрализации,  допиши сказку, выбери вопрос, поиграем, шарады)

 

   Поэтому в начале урока я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий.

Автор Кочеткова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 866
Номер материала 24625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓