Главная / Биология / Конспект урока по теме "Покровная система. Терморегуляция организма"

Конспект урока по теме "Покровная система. Терморегуляция организма"

7


МОУ «Ивангородская СОШ № 2»



Покровная система. Терморегуляция организма.

(Урок в 8 классе)





Автор: Дрягилева Юлия Петровна,

учитель биологии








Ивангород

2009 г



Тема урока: Покровная система. Терморегуляция организма.


Цели урока:

  1. Раскрыть механизмы терморегуляции организма, показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела.

  2. Разъяснить причины теплового и солнечного удара, ожогов и обморожений. Меры профилактики и первой помощи при их наступлении.

  3. Закрепить умение работать с цифровой лабораторией.


Оборудование:

ПК, экран, колонки, проектор, микроскоп, Нова, песочные часы, магниты, карточки, готовые электронные ресурсы, таблица «Кожа», дидактический материал, жетоны.


План урока:

  1. Организация работы учащихся на занятие.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Актуализация знаний учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление знаний.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.























ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

    • Сообщение темы урока, целей, задач.


  1. Повторение изученного материала.

  1. Карточки с рисунками кожи (5 чел.),

  2. Определить тип ткани на микропрепарате, пользуясь микроскопом (1 чел.), назвать функции кожи.

  3. Рассказ о строении кожи по таблице (1 чел.).

  1. Актуализация знаний.


Выполнить задание: среди хаоса букв найти названия пяти животных,

исключить одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?


  1. Изучение нового материала

  1. Введение в тему

  • Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для поддержания живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения гибели.

  • Все животные получают тепло из двух источников (каких?) – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, которые расщепляются в организмах.

  • Большинство животных относится к пойкилотермным, их активность зависит от температуры окружающей среды. Птицы и млекопитающие способны поддерживать постоянную температуру тела независимо от окружающей температуры. Их называют гомойотермными.

  • У человека температура тела неодинакова на разных участках:

  • 28,50С – у кожи кистей и стоп,

  • 390С – внутри печени,

  • Номинальная температура тела человека – от 36,40 до 37,50С.

  • Повышение выше 430С и падение ниже 250С смертельны.

  • В теле человека образуется столько тепла, что если бы оно было покрыто непроницаемым футляром, то через 40 часов достигла бы точки кипения.

  • Во время физической работы образование тепла увеличивается.


И все же температура тела не меняется. Почему?


  1. Опыт с использованием цифровой лаборатории


Лабораторная работа

«Выделительная и терморегуляторная функция кожи»


Цель работы: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи, выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды.

Оборудование: прозрачный пакет, датчик температуры, датчик влажности, соединительный провод для датчика, Nova

Ход работы:

  1. Соберите установку, подсоедините датчики, запустите программу MultiLab

  2. Начать регистрацию данных, нажав Старт

  3. Надеть пакет с датчиками на кисть руки и закрепить его в области запястья

  4. Записывать данные в течение 5 минут

  5. Остановить регистрацию, нажав Стоп

  6. Снимите пакет с ладони, извлеките датчики

  7. Анализ результатов: открыть файл первого опыта - сравнить температуру и влажность в начале и в конце опыта

Вопросы:

  • Почему повышается температура в пакете в ходе опыта?

  • Почему повышается влажность в пакете?

  • Какое значение для организма имеет функция потоотделения?

  • Почему летняя одежда обычно делается из натуральных, а не синтетических тканей?


  1. Механизмы регуляции тепла

Органы, образующие тепло

Органы, удаляющие тепло

Мышцы

Печень, желудок

Легкие

Кровеносные сосуды

Потовые железы

Объясните, как происходит образование и отдача тепла?


  1. Опыт доктора Ч.Блэгдена

В Англии 200 лет назад доктор Блэкден вместе с друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +1260С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, покрытая маслом от испарения, нагрелась до кипения.


Объясните, что произошло в камере?

  • При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар.

  • Пот образуется из тканевой жидкости благодаря активности потовых желез, находящихся под контролем нервной системы.

  • У человека потоотделение начинается, когда температура тела поднимается выше 36,70С.

  • При сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями за сутки может выделиться до 12 л пота!


  1. Выводы

  • Какой орган является главным в терморегуляции? (кожа)

  • Что такое терморегуляция? (уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи)

  1. Схема терморегуляции (доска!)



Высокая

Окружающая температура

Низкая


Тепловые рецепторы кожи

Повышается

Температура тела

Понижается

Холодовые рецепторы кожи


Нервная система


Потоотделение

Расширение сосудов


Дрожь, «гусиная кожа»

Сужение сосудов


Каких рецепторов больше?


  • Вся поверхность тела человека содержит около 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых!


  1. Нарушение терморегуляции

Когда происходит нарушение терморегуляции?


  1. Перегрев

  2. Переохлаждение


Таблица «Оказание первой помощи при нарушении терморегуляции»


Нарушение

Признаки

Первая помощь

Тепловой удар (видео 5)



Солнечный удар



Переохлаждение



Обморожение (видео 7)



Ожог (рис 10, 9,11,13)











  1. Закрепление

  • Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

  • Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и не болеть?

  • Почему в помещении не рекомендуют оставаться в одежде и обуви, если планируется выход на улицу?

  • Почему синтетическая одежда не рекомендована, особенно летом?

  • Выбрать условия, способствующие теплорегуляции:

  1. Умеренная температура

  2. Правильная одежда

  3. Чистая кожа

  4. Сухой воздух

  5. Низкая и высокая температура

  6. Воздухонепроницаемая одежда

  7. Загрязнения кожи

  8. Высокая влажность



  1. Подведение итогов


  1. Что мы сегодня узнали нового? Какие термины?

  2. Что осталось не понятым?

  3. Оценки за жетоны!


  1. Домашнее задание


п.40-41, заполнить таблицу в тетради, сообщения:

  • закаливание,

  • кожные заболевания,

  • уход за кожей, волосами, ногтями












Конспект урока по теме "Покровная система. Терморегуляция организма"
  • Биология
Описание:

Тема урока: Покровная система. Терморегуляция организма.

 

Цели урока:

1.     Раскрыть механизмы терморегуляции организма, показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела.

2.     Разъяснить причины теплового и солнечного удара, ожогов и обморожений. Меры профилактики и первой помощи при их наступлении.

3.     Закрепить умение работать с цифровой лабораторией.

 

Оборудование:

ПК, экран, колонки, проектор, микроскоп, Нова, песочные часы, магниты, карточки, готовые электронные ресурсы, таблица «Кожа», дидактический материал, жетоны.

 

План урока:

1.     Организация работы учащихся на занятие.

2.     Повторение изученного материала.

3.     Актуализация знаний учащихся.

4.     Изучение нового материала.

5.     Закрепление знаний.

6.     Подведение итогов урока.

Домашнее задание 

 

Автор Дрягилева Юлия Петровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 679
Номер материала 20876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓