Конспект урока по математике в 6 Г классе по теме «Параллельные прямые» (1 урок по теме)
Цели урока: Обучающие:
повторить понятие угла, навыки построения прямых, лучей;
научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые.
Развивающие:
развить навыки поиска, обработки и представления информации;
развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.
Воспитательные:
воспитать внимательность, усидчивость;
сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.
Форма организации урока: классный урок.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, работа с чертежным треугольником), практические (упражнения для коллективного, индивидуального выполнения в тетрадях).
Оборудование: проектор, ноутбук, мел, доска, чертежный треугольник.
План урока.
Организационный момент (3 минуты).
Сообщение темы урока и постановка цели урока (1 минута).
Актуализация знаний (5 минут).
Изучение нового материала и запись домашнего задания (12 минут).
Физкультминутка (3 минуты).
Закрепление изученного материала (14 минут).
Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания (2 минуты).
Ход урока.
Ребята, встаньте ровно, проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Здравствуйте, садитесь. Давайте проверим домашнее задание. Проверяют свою готовность к уроку.
На доске записаны: число, классная работа и тема урока.
2. Сообщение темы урока и постановка цели урока. Цель этапа: сообщить и записать тему урока, совместно с учащимися поставить цель урока.
Итак, запишите число, классная работа и тему урока. А пока записываете, подумайте, а какова цель нашего урока? Это ведь первый урок по теме. Что мы должны сегодня сделать?
Учащиеся записывают в тетрадях тему и число. Варианты постановки цели: познакомиться с параллельными прямыми, дать им определение, научиться их строить и т.д.
Данный этап урока проходит в форме беседы и поиска ответа на вопрос. Методы оценивания ответов учащихся – словесные. Кроме того, учитель отслеживает, стала ли цель урока личностно-значимой для каждого учащегося посредством адресных вопросов.
3. Актуализация знаний (материал 5, 6 класса). Цель этапа (обучающая): повторить ранее изученный материал (перпендикулярные прямые).
Обратите внимание на доску.
1. Какие прямые называются перпендикулярными?
2. С помощью каких инструментов можно построить перпендикулярные прямые?
3. Начертите квадрат, обозначьте его, выпишите все пары перпендикулярных прямых.
Учащиеся на первые 2 вопроса дают устные ответы. Задание №3 выполняют самостоятельно.
Работа по заранее подготовленной презентации. Комментирование учителем ответов учащихся, совместное исправление ошибок.
4. Изучение нового материала. Цель этапа (обучающая): дать определение параллельным прямым, научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые с помощью чертежного треугольника и линейки.
Давайте вспомним первый урок по теме «Перпендикулярные прямые». Что мы можем сказать о взаимном расположении двух прямых на плоскости?
Какие пары прямых отнесем к пересекающимся, а какие - не пересекаются?
На прошлых уроках мы рассмотрели пересекающиеся прямые (а именно перпендикулярные). Значит, нам осталось рассмотреть случай, когда прямые не пересекаются.
Посмотрите на слайд и подумайте: если прямые пересекаются, то сколько общих точек у них будет?
А на втором рисунке прямые не пересекаются, сколько у них общих точек?
Так вот, такие 2 прямые, у которых нет общих точек (т.е. они не пересекаются), называют параллельными.
Название параллельных прямых произошло от греческого слова «параллела», что значит «идущие рядом». Для обозначения параллельных прямых древнегреческие математики использовали знак «=», однако 18 веке этот знак начали использовать для обозначения равенства чисел или выражений. А параллельные прямые начали обозначать «‖».
Приведите примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.
Итак, мы дали определение параллельным прямым, теперь нужно научиться их проводить и обозначать.
Далее, поставьте в тетради «Задание №1»: провести прямую, паралелльную данной, через точку, нележащую на ней. Для выполнения данного задания нам потребуется чертежный треугольник и карандаш, линейка. Далее учитель работает у доски, показывая, как строить пары таких прямых.
А сколько таких прямых (параллельных данной) мы сможем провести?
Да, действительно, через точку, нележащую на прямой мы можем провести паралелльную прямую и притом только одну.
«Задание «2» и выполним задание, представленное на слайде. Использую разлиновку тетради, проведите перпендикулярные прямые прямые, обозначьте их. Затем проведите еще одну перпендикулярную прямую к одной из них и обозначьте ее. Скажите, получилась ли у вас пара параллельных прямых?
Попробуйте сформулировать свойство параллельных прямых, используя свой рисунок.
А теперь запишем домашнее задание (на слайде). Пока ученики записывают задание, учитель проходит по рядам и следит, как выполнено задание №1 учащимися.
Прямые могут пересекаться, а могут не пересекаться.
Пересекаются – прямые на первом рисунке. На втором не пересекаются.
Одна общая точка.
Нет ни одной общей точки.
Учащиеся приводят примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.
Ученики под четким руководством учителя выполняют построение параллельных прямых.
Паралелльными.
Одну.
Выполняют задание со слайда.
Две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны.
Продолжаем работать с презентацией. Материал наглядно представлен. Учащиеся принимают непосредственное участие в открытии новых знаний. Поэтому знания для них становятся лично значимыми. Учитель оказывает посильную помощь учащимся, если возникают сложности при ответе на поставленные вопросы.
П. 44, №1384, №1386, №1389(а).
5. Физкультминутка. Цель этапа: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику.
Теперь отложили ручки и карандаши. Проведем небольшую физминутку. Делаем следующие упражнения:
1. Наклоны головы вперед-назад-влево-вправо.
2. Вытягиваем позвоночник: потягиваемся.
3. Упражнение для рук: руки в замок и делаем волнообразные движения.
4. Упражнение для ног «шаги», не отрывая носков от пола, сидя на стуле.
5. Упражнение для глаз: нарисуйте мысленно движением глаз цифру 8 на доске.
Молодцы! Возвращаемся к работе в тетрадях.
Учащиеся выполняют упражнения, сидя на стульях за партами.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
6. Закрепление изученного материала. Цель этапа (обучающая): закрепить изученный материал, совершенствовать навык построения и распознавания параллельных прямых.
№1373: прочитайте задание.
Что нас просят сделать? (определить пары параллельных прямых). Как только Вы увидели такие пары прямых, проверьте с помощью чертежного треугольника свое предположение и запишите в тетрадь результат.
№1371. Прочитайте задание. Приступите к выполнению задания.
№1376. Ученик читает задание. Итак, вспомним алгоритм решения уравнений.
Хорошо, приступим к решению уравнений.
№1383. Выполните действия. Вспоминаем порядок выполнения действий. Выполняем самостоятельно, ответы сверим через 5 минут.
Учащиеся выполняют задания в тетрадях.
Один ученик записывает у доски, остальные - в тетрадях.
Ученики делают построения самостоятельно, учитель контролирует. Один ученик выполняет у доски.
Сначала упрощаем обе части уравнения, затем собираем в левой части неизвестные, в правой – числа, приводим подобные слагаемые, находим корень уравнения.
Два ученика решают с обратной стороны доски, остальные в тетрадях.
Учащиеся самостоятельно решают данный номер, только сверяем ответы.
На доске записаны следующие номера для выполнения: №1373 (записать пары параллельных прямых), 1371, 1376, 1383.
7. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания. Цель этапа: подвести урок, оценить работу детей на уроке, прокомментировать ход выполнения домашнего задания.
Итак, откройте домашнее задание: №1384. Прочитайте. Вам нужно перечертить данный рисунок в тетрадь и провести необходимые прямые. С помощью каких инструментов мы проведем прямые?
№ 1386. Прочитайте задачу и подумайте, каким приемом данную задачу лучше решить? (уравнение).
№1389(а). В данном задании необходимо вычислить. Вычисления должны быть в тетради.
Оценки за урок: …
Вопросы по изученной теме?
До свидания.
Ученики комментируют вопросы учителя, намечают план выполнения домашней работы, задают вопросы учителю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.