Главная / Химия / Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)

Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)

Название документа Презентация.pptx

Миронюк И. В. 	Цель: обобщение и углубление знаний о строении и функциях нук...
Открытие нуклеиновых кислот 		Швейцарский врач Фридрих Мишер в конце XIX в. ,...
Строение нуклеиновых кислот Миронюк И. В. Нуклеотид ДНК Нуклеотид РНК 	Нукле...
Миронюк И. В. Следующее отличие ДНК от РНК заключается в количестве спиралей...
Свойства ДНК Миронюк И. В. К свойствам ДНК относится возможность её к самоудв...
Биологическая роль РНК Различают три вида РНК: Рибосомную (рРНК)- составляет ...
Генетический код Миронюк И. В. 		В природных нуклеиновых кислотах — ДНК и РНК...
Биотехнология Миронюк И. В. 	Этот термин придумал венгерский инженер Карл Эре...
Генная инженерия Миронюк И. В.
Домашнее задание Миронюк И. В. §18, вопрос 6, 8, 9 на стр. 141-142.
Список литературы Габриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник дл...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Миронюк И. В. 	Цель: обобщение и углубление знаний о строении и функциях нуклеи
Описание слайда:

Миронюк И. В. Цель: обобщение и углубление знаний о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.

№ слайда 2 Открытие нуклеиновых кислот 		Швейцарский врач Фридрих Мишер в конце XIX в. , ра
Описание слайда:

Открытие нуклеиновых кислот Швейцарский врач Фридрих Мишер в конце XIX в. , работая над раскрытием тайны биосинтеза белка, выделил неизвестное вещество из остатков лейкоцитов, содержащихся в гное. В его составе, кроме углерода, водорода и кислорода, были азот и фосфор. Это новое вещество Мишер назвал нуклеином (от лат. nucleus- ядро) т. к. считал, что оно находится только в ядрах этих клеток. Миронюк И. В.

№ слайда 3 Строение нуклеиновых кислот Миронюк И. В. Нуклеотид ДНК Нуклеотид РНК 	Нуклеоти
Описание слайда:

Строение нуклеиновых кислот Миронюк И. В. Нуклеотид ДНК Нуклеотид РНК Нуклеотид – это трёхзвенное соединение, состоящее из азотистого основания, связанного с углеводом (пентозой) и остатком фосфорной кислоты. Рассмотрев строение нуклеотидов можно обнаружить первое и второе отличие ДНК от РНК. Азотистое основание А, Г, Ц, Т Углевод дезоксирибоза Остаток фосфорной кислоты Азотистое основание А, Г, Ц, У Углевод рибоза Остаток фосфорной кислоты

№ слайда 4 Миронюк И. В. Следующее отличие ДНК от РНК заключается в количестве спиралей в
Описание слайда:

Миронюк И. В. Следующее отличие ДНК от РНК заключается в количестве спиралей в молекуле. Молекула ДНК представляет собой двойную спираль, каждая цепь которой соединена со второй в строгом соответствии принципу комплементарности (А-Т;Г-Ц). Совершили это открытие два американских биохимика Дж. Уотсон и Ф. Крик, а в 1962 году они были удостоены за него Нобелевской премии. Строение нуклеиновых кислот

№ слайда 5 Свойства ДНК Миронюк И. В. К свойствам ДНК относится возможность её к самоудвоен
Описание слайда:

Свойства ДНК Миронюк И. В. К свойствам ДНК относится возможность её к самоудвоению, называемого репликацией. В результате репликации образуются две совершенно одинаковые молекулы ДНК.

№ слайда 6 Биологическая роль РНК Различают три вида РНК: Рибосомную (рРНК)- составляет до
Описание слайда:

Биологическая роль РНК Различают три вида РНК: Рибосомную (рРНК)- составляет до 85 % всей РНК клетки, участвует в формировании активного центра рибосомы. Транспортная (тРНК)- присоединяет и переносит определённую аминокислоту к рибосомам – месту синтеза белка. В соответствии с 20 видами аминокислот существует и 20 различных т-РНК., занимает 10% в клетке. Информационная , или матричная (иРНК)- осуществляет передачу кода ДНК к месту сборки белковой молекулы, занимает 5% от общего количества РНК в клетке. Миронюк И. В.

№ слайда 7 Генетический код Миронюк И. В. 		В природных нуклеиновых кислотах — ДНК и РНК —
Описание слайда:

Генетический код Миронюк И. В. В природных нуклеиновых кислотах — ДНК и РНК — по 4 типа нуклеотидов, различающихся по входящему в их состав азотистому основанию. Американский учёный Г. Гамов предложил (1954) модель триплетного генетического кода, т. е. такого, в котором 1 аминокислоту кодирует группа из трёх нуклеотидов, называется кодоном. Число возможных триплетов равно 43=64, а это более чем втрое превышает число распространённых аминокислот, в связи с чем было высказано предположение, что каждой аминокислоте соответствует несколько кодонов.

№ слайда 8 Биотехнология Миронюк И. В. 	Этот термин придумал венгерский инженер Карл Эреки
Описание слайда:

Биотехнология Миронюк И. В. Этот термин придумал венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Этого термин стал использоваться для обозначения производственных процессов с участием организмов или их частей, а также для сложных медицинских манипуляций с клетками, тканями и органами. Сейчас биотехнология – одна из наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности. Она обогатилась методами молекулярной и клеточной биологии, молекулярной генетики и генной инженерии. На основе этих знаний стало возможным, например, искусственно получить гормон инсулин, лекарственные препараты как пенициллин и окситетрациклин.

№ слайда 9 Генная инженерия Миронюк И. В.
Описание слайда:

Генная инженерия Миронюк И. В.

№ слайда 10 Домашнее задание Миронюк И. В. §18, вопрос 6, 8, 9 на стр. 141-142.
Описание слайда:

Домашнее задание Миронюк И. В. §18, вопрос 6, 8, 9 на стр. 141-142.

№ слайда 11 Список литературы Габриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для о
Описание слайда:

Список литературы Габриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 2007 г. http://900igr.net/datai/khimija/Primenenie-kisloty/0014-021-Nukleinovye-kisloty.jpg-Мишер http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlJTCC0ELISznrkDp0JWQiDb5vDnOVJLJYs6NJWbOkeACKCZODrTCYs2_e –Уотсон и Крик http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPwlIiwTAXp9xHHBCXHFItfwFY4vSFlcUnTVdV_fM6NBtZSrb1Wg http://biologiyavklasse.ru/wp-content/uploads/2011/02/0063.gif-биологическая роль ДНК http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQaTepxaVd3IZzNSTBoe-yUlwOcwzpQw45O_sbwv4y8FMVWyTu--1биологическая роль ДНК http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQkzsM0w41QMWIJ4H9KgAYvJtAn2-sKWZuwQuU41I-lOUzz4PDVMg-транспортная РНК http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTVn4FhVDFgS5FJr24Ri2hQJ1pLz1YWQSFG9QuvLhBOtWjgbMfY-Инфор. РНК http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQVB53C1o9ess3Np5iL-xdmNKrpt8qwEnvYViwv-Zt4k8C28FkGbw-биотехнология http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRm2haaBK9o1kAmVIWkM0ZnjFyEuT5ejAsZN4z5N3zq976pUrcT8Q-биотехнология http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQk4J6Y38VDZ3v8n8zhnMzGgQkJJf3tLYAcKg0InZMrZHc24xl5-яблоко http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSuc4gudHcWTwrkr413-PSEST2p0Y24C_4zfqo_YxstBmOnpCnV-зверёк http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcStdPPMrp6ADrHMk5xQsxg65Goa9dEoBwVi8PpD64Wa7qs-yy9S-аватар http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTr7f3z5v7sbo6VSGVvs65Tlmy-d3tGWBVkCtPwxi6tDcjLOTcj-арбуз http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPX_CvFE3xyE4UBhhIToo7dpPhqDVacmvnWQoCKT_NQpsgOMM-томат Миронюк И. В.

№ слайда 12
Описание слайда:

Название документа Приложение 1.docx

БЕЛКИ

1 вариант

  1. Какие из веществ имеют полимерную природу?

а) аминокислоты; б) белки; в) жиры; г) воски.

  1. Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются:

а) гормонами; б) ферментами; в) витаминами; г) протеинами.

  1. Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм человека:

а) с пищей; б) с воздухом;

в) с водой; г) от материнского организма.

  1. Спиральное состояние полипептидной цепи является структурой белка: а) первичной; б) вторичной:

в) третичной; г) четвертичной.

  1. Соотнесите:

тип белковой молекулы: свойства

1) глобулярные белки а) молекула нитевидной формы

2) фибриллярные белки б) молекула свёрнута в клубок

  1. Денатурацией называется: а) связывание белками молекул воды;

а) частичное или полное разрушение пространственной структуры белков при сохранении первичной структуры;

б) расщепление полипептидной цепи под действием ферментов;

г) потери белковой молекулой электрического заряда при определённой кислотности среды.

  1. Гидролиз белков используют:

а) для получения аминокислот;

б) для получения студней;

в) для снижения растворимости белков в воде;

г) для качественного обнаружения белков.

  1. При горении белков ощущается запах:

а) тухлых яиц; б) жжёного рога; в) аммиака; г) горелой резины.

  1. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

а) H2SO4 б) Cu(OH)2 в) HNO3 г) FeCl3

  1. Вставьте в текст пропущенные термины. «В организме человека… попадают с пищей. В желудочно-кишечном тракте под действием кислот и … они гидролизуются до определённых …, необходимых для синтеза собственных специфических …»


БЕЛКИ

2 вариант

  1. Белками называются:

а) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков моносахаридов;

б) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот;

в) природные вещества, представляющие собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот;

г) природные полимеры, молекулы которых представляют собой последовательность нуклеотидов.

  1. Какие из функций свойственны белкам?

а) каталитическая; б) транспортная; в) защитная; г) все свойства.

  1. В полимерной цепи белков соседние остатки аминокислот связаны друг с другом связью:

а) водородной; б) амидной; в) пептидной; г) дисульфидной.

  1. Витки спирали вторичной структуры белка скреплены главным образом за счёт связей:

а) ионных; б) ковалентных; в) водородных г) металлической.

  1. К денатурации белков может привести:

а) добавление сильных электролитов; б) нагревание;

в) физическое воздействие; г) все предыдущие ответы верны.

  1. Белки являются одним из важнейших компонентов пищи. В основе усвоения белков в желудочно-кишечном тракте лежит реакция:

а) окисление; б) гидролиза; в) этерификации; г) дегидратации.

  1. Изготовление безе основано на способности белков к:

а) гидролизу; б) гидратации; в) пенообразованию; г) денатурации.

  1. Для проведения биуретовой реакции потребуется реагент:

а) HNO3 б) (CH3COO)2Pb в) H2SO4 г) CuSO4

  1. При образовании первичной структуры белка важнейшим видом связи является:

а) пептидная; б) дисульфидная; в) водородная; г) ионная

  1. При денатурации белка не разрушается структура:

а) первичная; б) третичная;

в) четвертичная; г) все разрушаются.


Название документа Приложение 2.docx

Приложение 2

В конце XIX века химики уже знали, что в состав нуклеиновой кислоты, выделенной А. Косселем из нуклеина Ф. Мишера, входят пуриновые основания. Это были производные пурина, полученного в 1898 году Э.Фишером. Правда, изучали нуклеиновую кислоту очень жесткими методами, например, кипятили с кислотами, поэтому в продуктах ее гидролиза наряду с действительно содержащимися в ней аденином и гуанином Коссель обнаружил ксантин и гипоксантин, образовавшиеся при гидролизе. В начале ХХ века Коссель выделил из нуклеиновой кислоты производные пиримидина, открытого Т. Андерсоном в костном дегте за полвека до того. Эти производные – тимин и цитозин. Примерно в это же время немец Асколи выделил еще одно производное пиридина – урацил.

Однако кроме азотистых оснований в нуклеиновую кислоту входили фосфор и какой-то сахар. Встала задача: выяснить, в какой форме содержится фосфор ичто за сахар содержится в составе необычного вещества. В 1909 году Фебус (Федор) Левин, применив щелочной гидролиз, нашел в нуклеиновой кислоте из дрожжей, кроме аденина и гуанина, урацил и цитозин. В это время биохимики еще не знали разницы между дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислотами. Поскольку при щелочном гидролизе ДНК не расщепляется, получилось, что Левин, сам еще этого не зная, определил состав рибонуклеиновой кислоты. По его данным, все азотистые основания содержались в ней примерно в одинаковых количествах. Левин решил, что нуклеиновая кислота состоит из повторяющихся единиц, в которые входят сахара, все четыре азотистых основания и фосфат. Оставалось понять, как они связаны между собой. Выяснением этого вопроса Левин занимался еще много лет



Название документа Приложение 3.docx

Приложение 3

Пуриновые и пиримидиновые азотсодержащие гетероциклы

hello_html_682ae2cc.png











hello_html_6f701e46.png













Название документа Приложение 4.docx

Приложение 4

Соединение нуклеотидов ДНК (образование двойной спирали)

по принципу комплементарности

hello_html_fe280b0.png

















Название документа Приложение 5.docx

hello_html_66df322b.gifhello_html_1f1d0874.gifhello_html_m5316d491.gifhello_html_m2358d1cb.gifhello_html_6617f579.gifhello_html_51de6a73.gifhello_html_2d3529b0.gifhello_html_mb24ef0b.gifhello_html_m35553e17.gifhello_html_7ba8d870.gifhello_html_436bd0a.gifhello_html_217bd8e1.gifhello_html_1f1d0874.gifhello_html_66df322b.gifhello_html_m7a2b4bce.gifhello_html_837fd99.gifhello_html_1d23ca07.gifhello_html_m6f622974.gifhello_html_m24570f1b.gif

Приложение 5

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЙ

Ф. И. учащегося____________________________________________________ Класс____

1.

2. Нуклеиновые кислот- это___________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Заполните схему строения нуклеотида ДНК.


алороплл

4. Заполните таблицу 1


Признак

ДНК

РНК

1

Местонахождение в клетке



2

Азотистые основания



3

Углевод



4

Строение молекулы




5. Используя принцип комплементарности, определить последовательность нуклеотидов второй цепи молекулы ДНК.

Г

А

Т

А

Ц

Ц

А

А

Т











6. Репликация – это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


7. Заполните схему строения нуклеотида РНК.



8. Заполните таблицу 2

Виды РНК

Функция








9. Оценка за тест_________



Название документа Приложение 6.docx

Приложение 6

ДНК

РНК




Вопросы

  1. Двойная полинуклеотидная цепочка характерна для молекулы…. (ДНК)

  2. Средняя молекулярная масса какого типа нуклеиновых кислот больше? (ДНК)

  3. В какой нуклеиновой кислоте встречается азотистое основание урацил? (РНК)

  4. Какая нуклеиновая кислота входит в состав рибосом? (РНК)

  5. Какая нуклеиновая кислота хранит наследственную информацию? (ДНК)

  6. Какие нуклеиновые кислоты участвуют в биосинтезе белка? (ДНК и РНК)

Название документа нуклеиновые кислоты.docx









«Нуклеиновые кислоты»

10 класс (базовый уровень)



Миронюк Ирина Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Балаково Саратовская область





































Аннотация.

Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)., электронный тест. Материал может быть использован для проведения урока химии в 10 классе на базовом уровне.













































содержание

Введение ………………………………………………………………………4

I. методическое обоснование темы……………………………..4

II. План урока……………………………………………………………….5

1. Цели и задачи урока………………………………………………………..5

2. Организационный этап……………………………………………………7

3. Проверка домашнего задания…………………………………………….7

4. Изучение нового материала…………………………………………….....8

5. Динамическая пауза……………………………………………………….11

6. Первичное обобщение и систематизация знаний……………………...11

7. Подведение итогов урока (рефлексия)………………………………….12

8. Домашнее задание и его инструктаж……………………………………12

9. Ресурсы для учителя………………………………………………………13

10. Литература для учащихся……………………………………………….13

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР……………13

заключение………………………………………………………………….14































ВВЕДЕНИЕ.

Глава «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» - одна из самых сложных, важных и интересных в школьном курсе органической химии. На изучение главы на базовом уровне отводится 12 часов. В данной методической разработке приводится описание 10-го урока темы. Важнейшие вопросы, необходимые для рассмотрения на уроке – типы нуклеиновых кислот, их структура, свойства, значение для живых организмов и возможности их применения в генной инженерии и биотехнологии.

Изучение темы «Нуклеиновые кислоты» в школьном курсе химии является достаточно актуальным в силу её высокой практической направленности. В организме человека и животных нуклеиновые кислоты является неотъемлемой частью важнейшего процесса- синтеза белковых молекул и носителями наследственной (генетической) информации. Знание механизма биосинтеза белка в живой клетке и принципа передачи наследственных свойств организмов послужило толчком для развития таких направлений современной биоорганической химии, как генная инженерия и биотехнология.

Методическая разработка урока «Нуклеиновые кислоты» создана в первую очередь для учителей химии и может быть использована для проведения урока в 10-м классе. Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и широкому кругу пользователей, так как нуклеиновые кислоты – один из самых важных в природе классов органических веществ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Методическое обоснование темы.

Урок «Нуклеиновые кислоты» занимает важное место в систематическом курсе химии 10-го класса, это десятый в теме «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» (базовый уровень). Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями курса органической химии, знают строение и свойства многих органических биополимеров, в частности белков и углеводов. Используя уже имеющиеся знания учащихся, учитель развивает представления о пространственном строении.

Урок по теме «Нуклеиновые кислоты» методически достаточно сложен. Для полноценной классификации этого типа соединений необходимо дать понятие об азотсодержащих гетероциклах и азотистых основаниях, которые входят в состав нуклеиновых кислот. Поэтому в качестве домашнего задания к этому уроку учитель предлагает повторить классификацию органических соединений.


III. План урока

  1. Цели и задачи урока.

Образовательная программа: Программа курса химии (среднее полное общее образование), базовый уровень.

Учебник: Габриелян О.С. и др. «Химия-10» (базовый уровень)

Класс: 10

Тема: Нуклеиновые кислоты

Продолжительность: 45 минут

ИКТ: ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Технологические особенности: для просмотра ЭОР необходимо установить на компьютере следующие программы: Power Point-2007; проигрыватель Flash8-en; проигрыватель Java Runtime Environment 1.5; проигрыватель для просмотра видеофрагментов (например KMPlayer).

Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.

Задачи:

  • Воспитательная: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;

  • Образовательная: проследить историю одного из самых выдающихся открытий человечества; изучить виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и их функции; сформировать знание о строении ДНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности, важнейшем свойстве ДНК –репликации.

  • Развивающая: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ с элементами беседы)

  • наглядные (интерактивные демонстрации, презентация слайдов);

  • самостоятельная работа (работа с книгой, дневником исследования, ЭОРами, тестирование);

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: смешанный

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технологии: исследовательские, ИКТ, проблемного обучения.

Оборудование для учителя: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Оборудование для учеников: ноутбуки

Для групповой работы столы расставлены так, чтобы детям было удобно слушать учителя, работать в группе, не мешая друг другу (по 2 стола для четверых учеников), дневник исследований, информационный материал, презентация.





Этап урока

Название используемых ЭОР

(из Таблицы 2)

Деятельность учителя


Деятельность ученика


Время


1



Организационный.


Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

2мин

2

Проверка домашнего задания.


Предлагает учащимся выполнить тест по теме «Аминокислоты. Белки» (Приложение 1) и записывают ответы в дневник исследований (Приложение 5, задание 1).

Выполняют тест по теме «Аминокислоты. Белки». (Приложение 1) и записывают ответы в дневник исследований (Приложение 5, задание 1).

8мин

3

Изучение нового материала.


Предлагает учащимся обсудить вопросы:

1. Почему белки, образуемые в организме человека строго специфичны?

2. Как клетка получает инструкцию, в какой последовательности соединять друг с другом аминокислоты, чтобы получить требуемую молекулу белка?

Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2

Комментирует слайд 3 презентации (открытие нуклеиновых кислот)

Предлагает ребятам познакомиться с информационным материалом о предыстории открытии строения нуклеиновых кислот (Приложение 2).











Записывают в дневник исследований определение ДНК и РНК.(Приложение 5, задание 2)


20 мин.







Строение нуклеотида



Двойная спираль ДНК.












Принцип комплементарности














Обсуждает вместе с учащимися информацию о строении азотистых оснований ДНК. (Приложение 3) и слайд 4презентации, просит ребят выполнить задание ЭОР «Строение нуклеотида» (сцена 4). Обращает внимание учащихся, на вторичную структуру: молекула ДНК состоит из двойной спирали. Двойная спираль молекулы ДНК образована в строгом соответствии с принципом комплементарности. Поясняет, что расшифровка вторичной структуры ДНК является величайшим достижением XX века и принадлежит это открытие двум американским учёным, получившим за него Нобелевскую премию в 1962 году. (Приложение 4). Слайд 5.

Предлагает выполнить задание ЭОР (сцена 8)

Изучают ЭОР «Строение нуклеотида» (сцена 4) и фиксируют в дневник исследований особенности строения нуклеотида ДНК. (Приложение 5, задание 3, 4)















Выполняют задание ЭОР- (сцена 8)

Выполняют задание в дневнике исследований. (Приложение 5, задание 5)









Репликация

Предлагает учащимся изучить важнейшее свойства ДНК- способность её к самоудвоению- репликации. В результате репликации образуются две совершенно одинаковые молекулы ДНК (слайд 6).

Предлагает выполнить задание ЭОР (сцена 9)

Обсуждают информацию на слайде и фиксируют в дневнике исследований определение и значение репликации.(Приложение 5,задание 6)


Выполняют задание ЭОР (сцена 9)




Предлагает учащимся изучить слайд 7 презентации и обсудить виды и значение РНК и обобщает информацию о том, что все виды РНК представляют собой функционально объёдинённую систему, направленную на осуществление в клетке синтеза специфических для неё белков.

Изучают презентацию (слайд 8) и продолжают заполнять таблицу в дневнике исследований. (Приложение 5, задание 4, 7, 8)



Видеофрагмент

Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент «Значение ДНК и РНК в синтезе белков»

Предлагает учащимся ознакомиться по учебнику с достижениями биотехнологии и генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.

Изучают видеофрагмент и знакомятся с достижениями биотехнологии и генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.

Динамическая пауза (учитель раздаёт группам учащихся таблички с надписями ДНК и РНК и предлагает ответить на вопросы о строении и свойствах ДНК и РНК. Учащиеся, у которых ответ на вопрос касается той нуклеиновой кислоты, которая является ответом, встают с места подняв карточку и садятся, поднимая и опуская руки) Приложение 6.

3 минуты

4

Первичное обощение и систематизазия знаний.



Нуклеиновые кислоты

Предлагает учащимся выполнить электронный тест по теме «Нуклеиновые кислоты».

Помогает провести самоанализ теста.

Выполняют тест по теме «Нуклеиновые кислоты».

проводят самоанализ результатов и фиксируют свою оценку в дневнике исследований (Приложение 5, задание 9)


8 мин.

5

Подведение итогов урока (рефлексия).


Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность в дневнике исследований.

1. Что показалось трудным?

2. Что в изученном для вас самое главное?

3. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

4. Чтобы вы хотели посоветовать учителю?

5. Успехи ваши в чем?

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою активность.

Сдают дневники исследований учителю.

3 мин.

6

Домашнее задание и его инструктаж.


Поясняет домашнее задание

Записывают в дневнике домашнее задание: §18, вопрос 6, 8,9 на стр. 141-142.

Группе учащихся (2-3 человека) подготовить сообщение по вопросам 7, 10

1 мин


Ресурсы для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М., Дрофа. 2013 г.

  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов. М.,Дрофа. 2006 г.

  3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни (серия «Методическая библиотека»). –М.: АРКТИ, 1999.

  1. http://fcior.edu.ru

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/

Литература для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М. Дрофа. 2013 г.

  2. http://ru.wikipedia.org

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение нуклеотида

практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

2

Двойная спираль ДНК

информационный

иллюстрация


http://3.bp.blogspot.com/_fbOPcrAR5j0/TErQtswQj3I/AAAAAAAANek/9PQpC6TcOQY/s1600/DNA+6.gif

3

Принцип комплементарности

практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

4

Репликация


практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

5

Значение ДНК и РНК для синтеза бека в клетке

информационный

видеофрагмент

http://osvita.clan.su/video/vip/66/myvideo/dnk_i_rnk_v_biosinteze_belka

6

Электронный тест по теме «Нуклеиновые кислоты»

практический

тест

http://www.openclass.ru/node/436348


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о нуклеиновых кислотах, их строении, их видах и значении с применением цифровых образовательных ресурсов.

В методической разработке урока описан опыт работы по использованию форм, методов обучения для достижения учебных, развивающих, воспитательных и здоровьесберегающих целей, развития познавательного и творческого потенциала личности

Степень сложности и проблемности предлагаемого материала соответствует уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений учащихся.

Элементы предлагаемых заданий предполагают использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение.

Части методической разработки связаны и систематизированы. Материал построен от начала до конца как описание целостной образовательной ситуации. Связность достигается выбором последовательности развертывания материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, прослеживанием связей между частными и общими знаниями. По изложенному теоретическому материалу предлагается выходной контроль в виде индивидуальных карточек.

Содержание направлено на формирование у учащихся компетенции в предметной области. В связи с этим методическая разработка показывает возможности применения в образовательном процессе инновационных технологий (компетентностного подхода, проблемного обучения) и информационно- коммуникационных технологий (интернет- ресурсов, ЭОР, мультимедийных средств).

На уроке развиваются и отрабатываются умения сравнивать молекулы ДНК и РНК, находить в их строении черты сходства и различия в связи с выполняемыми в клетке функциями. С первых минут ученики активно включаются в диалог с учителем, т. е. первый этап возбуждает интерес к изучению новой темы. На втором этапе актуализируются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых знаний. На третьем этапе происходит формирование основных знаний по теме. На последнем этапе подводятся итоги обучения в виде выполнения электронного теста, самоанализа взаимопроверки знаний о значении ДНК и РНК в клетке и их роль в биосинтезе белка.



8


Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)
  • Химия
Описание:

Методическая разработка урока «Нуклеиновые кислоты» создана в первую очередь для учителей химии и может быть использована для проведения урока в 10-м классе. Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и широкому кругу пользователей, так как нуклеиновые кислоты – один из самых важных в природе классов органических веществ. 

Урок «Нуклеиновые кислоты» занимает важное место в систематическом курсе химии 10-го класса, это десятый в теме «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» (базовый уровень). Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями курса органической химии, знают строение и свойства многих органических биополимеров, в частности белков и углеводов. 

Автор Миронюк Ирина Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 3468
Номер материала 23677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓