Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Неклеточные формы жизни"

Конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни"

Скачать материал

                        Неклеточные формы жизни. 10 класс

Задачи

1.Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значении

   вирусов в жизни людей.

2.Охарактеризовать строение и состав вирусов.

3.Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов.

4.Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой.

5.Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа.

Оборудование

 CD - диск, DVD - диск, ПК, таблицы клеток, фото ученых, рис.тюльпана,

 крем для лица с фагами.

План

1. Оргмомент

·        Готовность к уроку,

·        Цели урока.

2. Проверка знаний

1.     Сходство в строении клеток эукариот

2.     Различия в строении клеток растений и животных

3.     Особенности клеток грибов.

 

 Актуализация знаний.

·        Что мы знаем о вирусах?

·        Как вирусы проникают в клетку?

·        Каково значение вирусов?

 

3.Изучение нового материала.

 

1) История открытия вирусов.

 Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер еще не знали, что имеют дело с необычными возбудителями, невидимыми в световой микроскоп.

   Впервые этот факт точно установил русский ботаник Д.И.Ивановский в 1892г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья становятся пятнистыми, - табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тонкий фильтр, не пропускавший бактерии. Но процеженный сок продолжал заражать другие растения.

   В течение следующего десятилетия было доказано, что возбудители и других болезней – бешенства, ящура – тоже имеют размеры меньше бактерий.

   Новооткрытые существа назвал вирусами (по латыни «яд») в 1899г голландец ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк.

   Эти события положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

 

 

2) Строение и состав вирусов.

Вирусы делят на простые и сложные.

·        Простые – нуклеопротеиды, состоят из НК (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида).

·        Сложные –  имеют НК и несколько оболочек: белковую, липопротеиновую, иногда углеводсодержащую.

Группа вируса

Состав вируса

Примеры вирусов

Простые

Сложные

НК + капсид

НК + несколько 

          оболочек

ВТМ

Грипп, герпес, ВИЧ

 

Генетический материал вирусов может иметь одну нить ДНК или РНК и две нити ДНК или РНК.

 

·        CD-диск (био 6-11, диск 1, Классификация и систематика,

                        1.3.Неклеточные формы жизни. Задания: 5, 6)

 

3) Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

   Вирусы находятся на границе живого и неживого. Они не имеют клеточного строения, не могут самостоятельно жить и размножаться, проявляют свойства живого только внутри чужой клетки. Сами по себе вирусные частицы – это просто кристаллы из органических веществ.

   Заражение вирусами можно сравнить с взятием пиратами на абордаж корабля. Вирус-«пират» берет чужое судно (клетку) и меняет его курс. По его команде клетка начинает производить новые вирусы. «Пираты» убивают захваченные клетки и топят «судно».

   Вирусы – «пираты» размножаются в клетках в огромных количествах, нарушая работу организма. Болезнь – результат этого явления.

 

·        Видеоматериал «Проникновение вируса в клетку» (DVD-диск)

-к/ф «Эволюция жизни. Часть 4. Жизнь вместе» 2 мин.

·        CD-диск (Задание 9)

 

4) Бактериофаги.

   В 1917г фр. ученый Феликс д*Эррель обратил внимание, что какое-то существо разрушает выращенные им бактерии. Зараженные бактерии набухали и лопались. Он исследовал «невидимку» и назвал его бактериофагом (фагом), т.е. пожирателем бактерий. Фаги – разновидность вирусов. Толстая стенка бактериальной клетки заставила фага пойти на «хитрость». Он как одноразовый шприц, зацепившись особыми нитями за поверхность бактерии, разрушает ее оболочку и впрыскивает внутрь свой генетический материал. Пустая оболочка остается снаружи. Бактерия начинает производить фагов, через полчаса ее клеточная стенка лопается и на свободу выходит множество новорожденных вирусов.

 

·        Строение фага. CD-диск (Задание 7)

·        Схема размножения фага (рис.39, стр.80 учебника) – рассказ ученика?

 

5) Значение вирусов в природе и жизни людей.

    

 Вирусные заболевания: CD-диск (Задание 12)

 Сообщения учеников - грипп, ВТМ, ВИЧ (СПИД)

 

·        Черная оспа – жар, головная боль, слабость. Через 3-4 дня пузырьки на теле. Длительность болезни-2 недели. 40 % больных – погибало.

          В 1796г Дженнер предложил вакцинацию. В 1980г прививки отменили      

          из-за отсутствия болезни.

·        Бешенство (водобоязнь) – беспокойство, отсутствие аппетита, судороги при попытке пить воду, через 5 дней – паралич, смерть. Не вылечивается. В 1885г Пастер предложил прививку.

·        Корь – сыпь на лице и на теле. Детская болезнь. Заканчивается выздоровлением.

·        Свинка(паротит)- воспаление и опухание слюнных желез, болеют дети.

·        Полиомиелит – детский паралич, можно остаться калекой. С 1957г –вакцинация.

·        Ящур – болеют копытные, иногда человек. Жжение и язвочки на языке, во рту. Животных уничтожают.

·        Герпес – водянистые пузырьки на губах, лице, половых органах. Залечивается. Возможны рецидивы.

·        Энцефалит – воспаление головного мозга. Переносят клещи.

·        Краснуха – пятна по телу. Детская болезнь, выздоравливают.

·        Грипп – высокая температура, мышечные боли. Опасен для жизни.

·        ВТМ – пятнистость листьев табака, томатов и др.

·        ВИЧ – приводит к СПИДу. Смертельно опасен.

 

Могут ли вирусы приносить пользу?

 

1.     Бактериофаги используются при лечении бактериальных заболеваний (косметология, холера, брюшной тиф, дизентерия).

2.     В селекции растений – тюльпаны, пораженные вирусом, имеют полосатую окраску (рисунок тюльпана).

3.     Возможно, вирусы оказывают положительное воздействие на клетку, помогая им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (миксоматоз кроликов в Австралии выработал у них иммунитет).

 

ВЫВОДЫ

1) Вирусы – неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом

    уровне.

2) Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно.

3) Существуют два способа передачи вирусов от клетки клетке: через

    окружающую среду и с половыми клетками (из поколения в поколение).

 

 

 

4. Закрепление знаний.

 

1.     Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

2.     Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

3.     Каким образом вирусы проникают в клетку, что там происходит?

4.     Объясните высказывание о вирусах: « плохие новости в упаковке из белка»

5.     Сравните вирус и бактерию. Сделайте вывод о самостоятельности обоих.

6.     Выскажите предположение о происхождении вирусов (обособившиеся в процессе эволюции части клеток?)

7.     Эл/учебник (CD-диск. Задания: 2, 3, 4, 10, 13, 14, 8?)

 

 

 

5. Домашнее  задание.

 

Пар. 20, вопросы, сравнительная  характеристика вируса и бактерии (табл.)

 

Признаки

Вирус

Бактерия

Среда обитания

Строение

Размножение

Распространение

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                        Неклеточные формы жизни. 10 класс

Задачи

1.Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значении вирусов в жизни людей.

2.Охарактеризовать строение и состав вирусов.

3.Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов.

4.Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой.

5.Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа.

Оборудование

 CD - диск, DVD- диск, ПК, таблицы клеток, фото ученых, рис.тюльпана, крем для лица с фагами.

План

1. Оргмомент

·        Готовность к уроку,

·        Цели урока.

2. Проверка знаний

1.     Сходство в строении клеток эукариот

2.     Различия в строении клеток растений и животных

3.     Особенности клеток грибов.

 Актуализация знаний.

·        Что мы знаем о вирусах?

·        Как вирусы проникают в клетку?

·        Каково значение вирусов?

3.Изучение нового материала.

1) История открытия вирусов.

 Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер еще не знали, что имеют дело с необычными возбудителями, невидимыми в световой микроскоп.

   Впервые этот факт точно установил русский ботаник Д.И.Ивановский в 1892г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья становятся пятнистыми, - табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тонкий фильтр, не пропускавший бактерии. Но процеженный сок продолжал заражать другие растения.

   В течение следующего десятилетия было доказано, что возбудители и других болезней – бешенства, ящура – тоже имеют размеры меньше бактерий.

   Новооткрытые существа назвал вирусами (по латыни «яд») в 1899г голландец ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк.

   Эти события положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни. 

2) Строение и состав вирусов.

Вирусы делят на простые и сложные.

·        Простые – нуклеопротеиды, состоят из НК (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида).

·        Сложные –  имеют НК и несколько оболочек: белковую, липопротеиновую, иногда углеводсодержащую.

Генетический материал вирусов может иметь одну нить ДНК или РНК и две нити ДНК или РНК.

3) Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

   Вирусы находятся на границе живого и неживого. Они не имеют клеточного строения, не могут самостоятельно жить и размножаться, проявляют свойства живого только внутри чужой клетки. Сами по себе вирусные частицы – это просто кристаллы из органических веществ.

   Заражение вирусами можно сравнить с взятием пиратами на абордаж корабля. Вирус-«пират» берет чужое судно (клетку) и меняет его курс. По его команде клетка начинает производить новые вирусы. «Пираты» убивают захваченные клетки и топят «судно».

   Вирусы – «пираты» размножаются в клетках в огромных количествах, нарушая работу организма. Болезнь – результат этого явления.

 4) Бактериофаги.

   В 1917г фр. ученый Феликс д*Эррель обратил внимание, что какое-то существо разрушает выращенные им бактерии. Зараженные бактерии набухали и лопались. Он исследовал «невидимку» и назвал его бактериофагом (фагом), т.е. пожирателем бактерий. Фаги – разновидность вирусов. Толстая стенка бактериальной клетки заставила фага пойти на «хитрость». Он как одноразовый шприц, зацепившись особыми нитями за поверхность бактерии, разрушает ее оболочку и впрыскивает внутрь свой генетический материал. Пустая оболочка остается снаружи. Бактерия начинает производить фагов, через полчаса ее клеточная стенка лопается и на свободу выходит множество новорожденных вирусов.

·        Строение фага. 

·        Схема размножения фага 

5) Значение вирусов в природе и жизни людей.

 Вирусные заболевания: Сообщения учеников - грипп, ВТМ, ВИЧ (СПИД)

 Могут ли вирусы приносить пользу?

1.     Бактериофаги используются при лечении бактериальных заболеваний (косметология, холера, брюшной тиф, дизентерия).

2.     В селекции растений – тюльпаны, пораженные вирусом, имеют полосатую окраску (рисунок тюльпана).

3.     Возможно, вирусы оказывают положительное воздействие на клетку, помогая им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (миксоматоз кроликов в Австралии выработал у них иммунитет).

ВЫВОДЫ

1) Вирусы – неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне.

2) Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно.

3) Существуют два способа передачи вирусов от клетки клетке: через окружающую среду и с половыми клетками.

4. Закрепление знаний.

1.     Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

2.     Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

3.     Каким образом вирусы проникают в клетку, что там происходит?

4.     Объясните высказывание о вирусах: « плохие новости в упаковке из белка»

5.     Сравните вирус и бактерию. Сделайте вывод о самостоятельности обоих.

5. Домашнее  задание.

Пар. 20, вопросы, сравнительная  характеристика вируса и бактерии 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1146
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 399
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дрягилева Юлия Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дрягилева Юлия Петровна
    Дрягилева Юлия Петровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 43162
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе