Главная / Биология / Конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни"

Конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни"

4


Неклеточные формы жизни. 10 класс

Задачи

1.Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значении

вирусов в жизни людей.

2.Охарактеризовать строение и состав вирусов.

3.Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов.

4.Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой.

5.Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа.

Оборудование

CD - диск, DVD - диск, ПК, таблицы клеток, фото ученых, рис.тюльпана,

крем для лица с фагами.

План

1. Оргмомент

  • Готовность к уроку,

  • Цели урока.

2. Проверка знаний

  1. Сходство в строении клеток эукариот

  2. Различия в строении клеток растений и животных

  3. Особенности клеток грибов.


Актуализация знаний.

  • Что мы знаем о вирусах?

  • Как вирусы проникают в клетку?

  • Каково значение вирусов?


3.Изучение нового материала.


1) История открытия вирусов.

Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер еще не знали, что имеют дело с необычными возбудителями, невидимыми в световой микроскоп.

Впервые этот факт точно установил русский ботаник Д.И.Ивановский в 1892г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья становятся пятнистыми, - табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тонкий фильтр, не пропускавший бактерии. Но процеженный сок продолжал заражать другие растения.

В течение следующего десятилетия было доказано, что возбудители и других болезней – бешенства, ящура – тоже имеют размеры меньше бактерий.

Новооткрытые существа назвал вирусами (по латыни «яд») в 1899г голландец ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк.

Эти события положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.



2) Строение и состав вирусов.

Вирусы делят на простые и сложные.

  • Простые – нуклеопротеиды, состоят из НК (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида).

  • Сложные – имеют НК и несколько оболочек: белковую, липопротеиновую, иногда углеводсодержащую.

Группа вируса

Состав вируса

Примеры вирусов

Простые

Сложные

НК + капсид

НК + несколько

оболочек

ВТМ

Грипп, герпес, ВИЧ


Генетический материал вирусов может иметь одну нить ДНК или РНК и две нити ДНК или РНК.


  • CD-диск (био 6-11, диск 1, Классификация и систематика,

1.3.Неклеточные формы жизни. Задания: 5, 6)


3) Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

Вирусы находятся на границе живого и неживого. Они не имеют клеточного строения, не могут самостоятельно жить и размножаться, проявляют свойства живого только внутри чужой клетки. Сами по себе вирусные частицы – это просто кристаллы из органических веществ.

Заражение вирусами можно сравнить с взятием пиратами на абордаж корабля. Вирус-«пират» берет чужое судно (клетку) и меняет его курс. По его команде клетка начинает производить новые вирусы. «Пираты» убивают захваченные клетки и топят «судно».

Вирусы – «пираты» размножаются в клетках в огромных количествах, нарушая работу организма. Болезнь – результат этого явления.


  • Видеоматериал «Проникновение вируса в клетку» (DVD-диск)

-к/ф «Эволюция жизни. Часть 4. Жизнь вместе» 2 мин.

  • CD-диск (Задание 9)


4) Бактериофаги.

В 1917г фр. ученый Феликс д*Эррель обратил внимание, что какое-то существо разрушает выращенные им бактерии. Зараженные бактерии набухали и лопались. Он исследовал «невидимку» и назвал его бактериофагом (фагом), т.е. пожирателем бактерий. Фаги – разновидность вирусов. Толстая стенка бактериальной клетки заставила фага пойти на «хитрость». Он как одноразовый шприц, зацепившись особыми нитями за поверхность бактерии, разрушает ее оболочку и впрыскивает внутрь свой генетический материал. Пустая оболочка остается снаружи. Бактерия начинает производить фагов, через полчаса ее клеточная стенка лопается и на свободу выходит множество новорожденных вирусов.


  • Строение фага. CD-диск (Задание 7)

  • Схема размножения фага (рис.39, стр.80 учебника) – рассказ ученика?


5) Значение вирусов в природе и жизни людей.

Вирусные заболевания: CD-диск (Задание 12)

Сообщения учеников - грипп, ВТМ, ВИЧ (СПИД)


  • Черная оспа – жар, головная боль, слабость. Через 3-4 дня пузырьки на теле. Длительность болезни-2 недели. 40 % больных – погибало.

В 1796г Дженнер предложил вакцинацию. В 1980г прививки отменили

из-за отсутствия болезни.

  • Бешенство (водобоязнь) – беспокойство, отсутствие аппетита, судороги при попытке пить воду, через 5 дней – паралич, смерть. Не вылечивается. В 1885г Пастер предложил прививку.

  • Корь – сыпь на лице и на теле. Детская болезнь. Заканчивается выздоровлением.

  • Свинка(паротит)- воспаление и опухание слюнных желез, болеют дети.

  • Полиомиелит – детский паралич, можно остаться калекой. С 1957г –вакцинация.

  • Ящур – болеют копытные, иногда человек. Жжение и язвочки на языке, во рту. Животных уничтожают.

  • Герпес – водянистые пузырьки на губах, лице, половых органах. Залечивается. Возможны рецидивы.

  • Энцефалит – воспаление головного мозга. Переносят клещи.

  • Краснуха – пятна по телу. Детская болезнь, выздоравливают.

  • Грипп – высокая температура, мышечные боли. Опасен для жизни.

  • ВТМ – пятнистость листьев табака, томатов и др.

  • ВИЧ – приводит к СПИДу. Смертельно опасен.


Могут ли вирусы приносить пользу?


  1. Бактериофаги используются при лечении бактериальных заболеваний (косметология, холера, брюшной тиф, дизентерия).

  2. В селекции растений – тюльпаны, пораженные вирусом, имеют полосатую окраску (рисунок тюльпана).

  3. Возможно, вирусы оказывают положительное воздействие на клетку, помогая им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (миксоматоз кроликов в Австралии выработал у них иммунитет).


ВЫВОДЫ

1) Вирусы – неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом

уровне.

2) Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно.

3) Существуют два способа передачи вирусов от клетки клетке: через

окружающую среду и с половыми клетками (из поколения в поколение).




4. Закрепление знаний.


  1. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

  2. Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  3. Каким образом вирусы проникают в клетку, что там происходит?

  4. Объясните высказывание о вирусах: « плохие новости в упаковке из белка»

  5. Сравните вирус и бактерию. Сделайте вывод о самостоятельности обоих.

  6. Выскажите предположение о происхождении вирусов (обособившиеся в процессе эволюции части клеток?)

  7. Эл/учебник (CD-диск. Задания: 2, 3, 4, 10, 13, 14, 8?)




5. Домашнее задание.


Пар. 20, вопросы, сравнительная характеристика вируса и бактерии (табл.)


Признаки

Вирус

Бактерия

Среда обитания

Строение

Размножение

Распространение




Конспект урока по теме "Неклеточные формы жизни"
  • Биология
Описание:

                        Неклеточные формы жизни. 10 класс

Задачи

1.Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значении вирусов в жизни людей.

2.Охарактеризовать строение и состав вирусов.

3.Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов.

4.Показать уникальный механизм взаимодействия вируса с клеткой.

5.Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа.

Оборудование

 CD - диск, DVD- диск, ПК, таблицы клеток, фото ученых, рис.тюльпана, крем для лица с фагами.

План

1. Оргмомент

·        Готовность к уроку,

·        Цели урока.

2. Проверка знаний

1.     Сходство в строении клеток эукариот

2.     Различия в строении клеток растений и животных

3.     Особенности клеток грибов.

 Актуализация знаний.

·        Что мы знаем о вирусах?

·        Как вирусы проникают в клетку?

·        Каково значение вирусов?

3.Изучение нового материала.

1) История открытия вирусов.

 Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер еще не знали, что имеют дело с необычными возбудителями, невидимыми в световой микроскоп.

   Впервые этот факт точно установил русский ботаник Д.И.Ивановский в 1892г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья становятся пятнистыми, - табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тонкий фильтр, не пропускавший бактерии. Но процеженный сок продолжал заражать другие растения.

   В течение следующего десятилетия было доказано, что возбудители и других болезней – бешенства, ящура – тоже имеют размеры меньше бактерий.

   Новооткрытые существа назвал вирусами (по латыни «яд») в 1899г голландец ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк.

   Эти события положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни. 

2) Строение и состав вирусов.

Вирусы делят на простые и сложные.

·        Простые – нуклеопротеиды, состоят из НК (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида).

·        Сложные –  имеют НК и несколько оболочек: белковую, липопротеиновую, иногда углеводсодержащую.

Генетический материал вирусов может иметь одну нить ДНК или РНК и две нити ДНК или РНК.

3) Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

   Вирусы находятся на границе живого и неживого. Они не имеют клеточного строения, не могут самостоятельно жить и размножаться, проявляют свойства живого только внутри чужой клетки. Сами по себе вирусные частицы – это просто кристаллы из органических веществ.

   Заражение вирусами можно сравнить с взятием пиратами на абордаж корабля. Вирус-«пират» берет чужое судно (клетку) и меняет его курс. По его команде клетка начинает производить новые вирусы. «Пираты» убивают захваченные клетки и топят «судно».

   Вирусы – «пираты» размножаются в клетках в огромных количествах, нарушая работу организма. Болезнь – результат этого явления.

 4) Бактериофаги.

   В 1917г фр. ученый Феликс д*Эррель обратил внимание, что какое-то существо разрушает выращенные им бактерии. Зараженные бактерии набухали и лопались. Он исследовал «невидимку» и назвал его бактериофагом (фагом), т.е. пожирателем бактерий. Фаги – разновидность вирусов. Толстая стенка бактериальной клетки заставила фага пойти на «хитрость». Он как одноразовый шприц, зацепившись особыми нитями за поверхность бактерии, разрушает ее оболочку и впрыскивает внутрь свой генетический материал. Пустая оболочка остается снаружи. Бактерия начинает производить фагов, через полчаса ее клеточная стенка лопается и на свободу выходит множество новорожденных вирусов.

·        Строение фага. 

·        Схема размножения фага 

5) Значение вирусов в природе и жизни людей.

 Вирусные заболевания: Сообщения учеников - грипп, ВТМ, ВИЧ (СПИД)

 Могут ли вирусы приносить пользу?

1.     Бактериофаги используются при лечении бактериальных заболеваний (косметология, холера, брюшной тиф, дизентерия).

2.     В селекции растений – тюльпаны, пораженные вирусом, имеют полосатую окраску (рисунок тюльпана).

3.     Возможно, вирусы оказывают положительное воздействие на клетку, помогая им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (миксоматоз кроликов в Австралии выработал у них иммунитет).

ВЫВОДЫ

1) Вирусы – неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне.

2) Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно.

3) Существуют два способа передачи вирусов от клетки клетке: через окружающую среду и с половыми клетками.

4. Закрепление знаний.

1.     Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

2.     Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

3.     Каким образом вирусы проникают в клетку, что там происходит?

4.     Объясните высказывание о вирусах: « плохие новости в упаковке из белка»

5.     Сравните вирус и бактерию. Сделайте вывод о самостоятельности обоих.

5. Домашнее  задание.

Пар. 20, вопросы, сравнительная  характеристика вируса и бактерии 

Автор Дрягилева Юлия Петровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 558
Номер материала 20926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓