Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Культура Древней Руси" (10 класс)

Конспект урока по теме "Культура Древней Руси" (10 класс)

Скачать материал

 

Тема: «Культура Киевской Руси» (10 класс)

 

Цель урока:

1) обучающая

  • сформировать представление об особенностях древнерусской культуры;
  • углубить и систематизировать знания старшеклассников о выдающихся достижениях культуры Киевской Руси;
  • оценить уровень развития культуры Киевской Руси;

2) развивающая

  • развивать творческое мышление, интерес, воображение через применение специальных заданий;
  • формирование убеждений у учащихся в процессе творческой деятельности.

3) воспитательная

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, чувство гордости и уважения к истории своего Отечества

 

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – интегрированный, комбинированный с применением созданных самими учащимися компьютерных презентаций по теме.

Оборудование урока:

- компьютер, компьютерные презентации «Создание древнерусской письменности: Кирилл и Мефодий», «Устное народное творчество: былины», «Древнерусская архитектура», заранее подготовленные учащимися;

- раздаточный материал (текст «Общая характеристика Руси);

 - рабочие листы с заданиями.

Групповые опережающие задания. Используя материал учебника, знания, полученные раннее на уроках литературы, истории, МХК, информатики, и дополнительную информацию подготовить сообщения и компьютерные презентации по темам: «Создание древнерусской письменности: Кирилл и Мефодий», «Устное народное творчество: былины», «Древнерусская архитектура»

 

 

 

 

Ход урока

 

I.                   Организационный момент.

II.                Знакомство с темой урока. Совместная формулировка целей урока. Учитель обозначает историческую проблему: В чём заключается самобытность культуры Киевской Руси?

III.             Актуализация опорных знаний.

Педагог предлагает познакомиться с текстом «Общая характеристика Руси»  (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.)

При чтении учащиеся используют маркировочные знаки:

“V” - уже знал

«+»- новое

«-»- думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы.

Принятие христианства приравняло Русь к передовым государствам Европы. По русским городам строились каменные церкви, художники – «росписники», украшали их фресками и иконами, русские ювелиры, - «Златокузнецы», считавшиеся вторыми в мире (после византийских), славились драгоценными изделиями с чернью и полихромной эмалью. Города укрепились каменными крепостями. В монастырях возникли школы для мальчиков и девочек. Широкая грамотность горожан подтверждается находками грамот на бересте. Князья владели иностранными и древними языками (латынь). Сын Ярослава Мудрого знал пять языков. Иноземные императоры и короли просили руки русских княжен и выдавали своих дочерей за русских княжичей.

Обсуждение и формулировка понятия «культура»

IV. Изучение нового материала.

  1. Учитель: начнём наше путешествие в чудесный мир Древнерусской культуры.  Педагог излагает первый вопрос темы:» Отличия культуры Киевской Руси от современной» (учащиеся ведут записи в тетрадях)
  2. Презентации учащихся.

После каждой презентации учитель дополняет информацию и организует обсуждение просмотренного материала. Учащиеся задают вопросы участникам презентации, комментируют и оценивают презентацию.

3. Обсуждение исторической проблемы: В чём заключается самобытность культуры Киевской Руси?

IV.             Закрепление нового материала. Самоконтроль учащихся

Выполнение учащимися тестов и творческих заданий (Рабочий лист ученика)

V. Домашнее задание:

Учитель предлагает несколько вариантов домашнего задания (по выбору)

1. Используя информацию параграфа и знания по литературе, проанализировать одну из древнерусских былин. Высказать мнение: можно ли использовать былины как исторический источник?

2. Составьте перечень «первых» явлений древнерусской культуры. Начните его со слов: «Первая славянская письменность – это…»

3. Работа с документом к параграфу 4 (письменно ответить на вопросы и задания к нему).

Для всех: используя учебник и дополнительный материал, актуализировать изученную в 7 классе информацию о князьях Владимиро-Суздальского и   Галицко-Волынского княжества.

VII.Подведение итогов. Отметила степень активности учащихся, их умение работать самостоятельно с различными источниками, организованность и

дисциплину, умение логически мыслить, аргументировано доказывать, умение излагать свои мысли.

Объявлены и прокомментированы оценки

 

 

Рабочий лист ученика _____________________________

 

1. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало

Божество

Занятия, которым покровительствовало божество

1) Перун

2) Хорс

 

3) Даждьбог

 

4) Стрибог

 

5) Симаргал

6) Мокошь

А. Бог ветра и повелитель вихрей

Б. Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей

В. Бог грозы, бог-воин, отражающий злые силы; перед ним клялись на оружие

Г. Женское божество, помогает при засухе, связано

Д.Бог солнца

Е. Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу

 

Ответ:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

2. Вставьте пропущенные слова

После принятия христианства на Руси началось строительство каменных ____________________

Первые сооружения строили мастера из ____________________. Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве _________________________________, посвящённой Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней – оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 г. На месте победы был заложен киевский ___________________________ - резиденция русского митрополита. Через восемь лет __________________________ был заложен в Новгороде. Свято Софии – премудрости, символу крещения Руси - был посвящен и ________________________ в городе Полоцке

  1. Соотнесите термин и определение

Термины

Определения

1) Крестово-купольный храм

 

2. Нефы

3. Плинфа

4. Лопатки

 

5. Световой барабан

 

6. Апсиды

7) Закомары

А. полукруглые выступы – пристройка, в которой внутри храма помешался алтарь

Б Тип церковного сооружения, заимствованный из Византии

В. Часть храма с окнами, над которой возвышался купол

Г. Элементы внешнего убранства храма, вертикальные утолщения стен храма, которые делили стену на отдельные части-прясла

Д. Полукруглые завершения прясел

Е. Древнерусский кирпич

Ж. продольные части, на которые делилось помещение храма внутренними опорными столпами

  1. в приведённых ниже рядах вычеркните лишний термин. Определите, по какому принципу образованы ряды.

1)      книжная миниатюра, мозаика, фреска, икона

2)      Загадка, пословица, летопись, былина, песня

3)      Неф, барабан, купол, апсида.

4)      Сварог, Дадьбог, Иисус Христос, Перун, Мокошь, Семаргал

5)      5) Летопись, житие, поучение, слово, былина.

5. После принятия христианства на Руси появляются новые взгляды и представления: мир воспринимается как творение Бога; человек – как двойственное существо, состоящее из бренного тела и бессмертной души; история – как события в которых происходит борьба бога и дьявола . Найдите и подчеркните подтверждения этого высказывания в отрывках из летописи и древнерусской литературы.

Повесть временных лет (извлечение)

1)      В лето 6576 (1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил на нас Бог поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.

2)      На междоусобную войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра. А дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает Бог её смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями.

Владимир Мономах. Поучение (извлечение)

1)      Велик ты, Господи, и чудны дела твои… ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма, и свет?

2)      Смерти, дети, не боитесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено.

3)      3) Душа своя дороже мне всего на свете.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Культура Древней Руси" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – интегрированный,  комбинированный с применением созданных самими учащимися компьютерных презентаций по теме.

Была использована технология опережающего обучения

Место учителя. Учитель – координатор, организатор диалога, полилолог в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика

 

 Использование ИКТ позволило разнообразить приёмы и методы подачи нового материала. Древняя пословица утверждает: «Услышал  забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял». Урок носит практическую направленность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 1253
    • DOCX 55.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Балакина Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Балакина Татьяна Ивановна
    Балакина Татьяна Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29466
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек