МОУ
«Ивангородская СОШ № 2»
Учение
Чарльза Дарвина об
искусственном отборе
(Урок в 9 классе)
Автор: Дрягилева Юлия Петровна,
учитель
биологии
Ивангород
2008 г
Тема урока: Учение Чарльза Дарвина об искусственном
отборе.
Цели урока:
·
Обучающие: обучение умениям ставить проблему и
творчески искать ответ,
·
Развивающие: развитие креативных умений (творческой
фантазии),
·
Воспитывающие: воспитать уверенность в своих творческих
способностях.
Задачи:
1.
Не давать готовые факты, а
выйти на выделение основных положений учения Ч.Дарвина путем постановки
проблемных вопросов.
2.
Привлечь учащихся к
самостоятельной работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные
вопросы об искусственном отборе.
3.
Развитие умений и навыков
работы в группе.
4.
Развитие коммуникативных
умений – вести дискуссию, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.
5.
Закрепить умения работать
на компьютере.
Оборудование:
рисунки с
изображением разных пород домашних животных и сортов культурных растений, ПК,
экран, колонки, проектор, песочные часы, бумага, фломастеры, магниты, карточки
разного цвета, конверты, готовые электронные ресурсы.
План урока:
1.
Организация работы
учащихся на занятие.
2.
Введение в тему.
3.
Актуализация знаний
учащихся.
4.
Изучение нового материала.
5.
Закрепление знаний.
6.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1.
Организационный
момент.
·
Сообщение темы урока,
целей, задач,
·
Формирование групп.
2.
Введение в тему
(вступительное слово учителя).
·
Основной труд Ч.Дарвина
«Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород
в борьбе за жизнь», в корне изменивший представление о живой природе, появился
в 1859 году.
·
Дарвин вернулся из
кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов под
влиянием условий обитания.
·
Данные многих наук это
подтверждали.
·
Однако никто не наблюдал
превращение одних видов в другие.
·
Поэтому Дарвин
сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса.
·
С этой целью он обратился
к практике с/х Англии.
·
Английские фермеры к этому
времени вывели множество новых пород животных и сортов культурных растений.
3.
Актуализация
знаний.
·
Внимание на экран.
Посмотрим глазами Дарвина на достижения сегодняшних селекционеров. Это лишь
некоторые формы, существующих ныне пород животных (слайды с рисунками пород кур
и кроликов).
·
А сейчас переключимся на
работу в группе:
- на столах находятся рисунки разных форм животных и растений,
рассмотрите их внимательно, сравните,
- вам предложены 3 вопроса для обсуждения в группе (эти вопросы есть и
на экране),
- для работы дается 3 минуты,
- ответы на вопросы необходимо коротко записать на чистом листе
фломастером (в 2-3 словах).
Звучит музыка «В мире
животных»
Вопросы:
1.
Почему так много различных
сортов растений и пород животных?
2.
Каким образом образовались
разные породы животных и сорта растений?
3.
Каждый
сорт или порода
имеет своего
предка? или происходит от общего предка?
сорт сорт сорт сорт
сорт сорт
предок предок
предок общий предок
·
Обсуждение результатов
работы в группах (социализация):
-
вывесить на доску ответы каждой группы,
-
подчеркнуть более четкие формулировки (красным).
4.
Изучение нового
материала
·
Вопрос:
Какие свойства живых
организмов лежат в основе создания пород и сортов?
(наследственная изменчивость, мутация)
-
ответ вывесить на доску
·
Поставлена задача –
повысить урожайность пшеницы.
Предложите метод выведения урожайного сорта. ПЛАН!
(найти, отобрать …размножать…)
Сколько времени для этого потребуется?
(несколько лет).
- можно
обсудить ответ в группе (вывесить на доску планы)
·
Сформулировать вывод:
что такое искусственный отбор?
(Искусственный отбор – это создание новых пород домашних
животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и
размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и
свойствами)
·
Именно изучение механизма
искусственного отбора привело Дарвина
к мысли о существовании аналогичного процесса в природе!
5. Закрепление
·
Выполнить тест на
компьютере (готовый тест в программе Excel)
- пересесть за ПК по 2-3 человека
·
Узнать свою оценку
5.
Подведение
итогов
1)
Что мы сегодня узнали
нового?
2)
Что осталось не понятым?
3)
Символическая оценка урока
(рефлексия):
·
Красный жетон –
понравилось все,
·
Зеленый жетон – было
интересно, но не все понравилось,
·
Белый жетон – занятие не
понравилось
Положить свой жетон в коробку на выходе из класса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.