Главная / Химия / Конспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)

Конспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)

hello_html_40c97213.jpg




ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

























УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ МОУ СОШ № 2

Г. МИЧУРИНСКА


УЧИТЕЛЬ:

УШАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА




Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с особым типом реакции «горения».

Задачи:

  • Закрепить понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций горения», с условиями и признаками ее протекания.

  • Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и установить их сущность; развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

  • Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

Форма:

Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.


























  1. Вводная беседа

Вопрос – проблема:

Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

СЛАЙД (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара)

Явление – это изменение или процесс.

Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека.


  1. Сравнительная характеристика химических и физических явлений

Работа в группах

Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:

Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;

Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).

Задание:

  1. Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

  2. Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

  3. В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).

  4. К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Вопросы по группам (работа на 15 мин)

Выводы по работе:

  1. В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

СЛАЙД


эксперимента


Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Растворение соли в воде


2

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

Изменение агрегатного состояния воды


3

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

Выделение газа


4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Выпадение осадка


  1. Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.

  2. Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

СЛАЙД (заполнение 4 столбика таблицы)

Признаки химического явления:

  • Выпадение осадка;

  • Выделение газа;

  • Изменение окраски;

  • Растворение осадка;

  • Выделение или поглощение тепла;

  • Появление запаха.

СЛАЙД

Признаки химических реакций

Условные обозначения

Выделение газа

Выпадение осадка

Изменение окраски

Появление запаха

Выделение тепла

Поглощение тепла



+Q

-Q


  1. В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.


  1. Химические реакции

Вспомнить:

Процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных составом и свойствами, называется химической реакцией

Мир химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления характеристики химических реакций.

СЛАЙД (схема)

Хhello_html_m29f49008.gifhello_html_488e834e.gifимическая реакция

Идет, течет или протекает

hello_html_6ed331d6.gifhello_html_m5aa6adf7.gif

Реагирующие (исходные) Продукты реакции

вещества

Условия протекания реакции Признаки реакции

Записать:

Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.

Признаки реакции:

Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.


  1. Реакция горения, как пример химического явления

Работа в группах (на 7 мин)

Задания:

Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.

Выводы:

СЛАЙД

УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ


УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

  1. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

  2. С + О2 →СО2

СЛАЙД(определение реакции горения)

  1. Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды, и выделяется энергия.

СЛАЙД (фото «работа пожарных»)

  1. Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

СЛАЙД(схема «области применения реакции горения»)

  1. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.


  1. Домашнее задание

    1. Конспект

    2. Описать по плану реакцию ржавления (коррозии) железа.

    3. вопросы 1 - 6 стр. 95 – 96.

Листок учителя

Этапы

Задания группам

Выводы




I

Вопросы:

I группа:

  1. Опишите явления, наблюдаемые в ходе экспериментов.

  2. Наблюдаете ли вы какие – нибудь изменения с веществами в ходе опытов?

II группа:

  1. Как вы думаете, произошли ли какие – нибудь изменения с веществами в ходе первых двух экспериментов? Если произошли, то на каком уровне и какие конкретно?

  2. Постарайтесь объяснить увиденные изменения в опытах 3 и 4 с позиции строения вещества.

III группа:

  1. Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?

  2. По каким признакам вы их проклассифицировали?

IV группа:

  1. Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?

  2. На основании увиденного, пожалуйста, постарайтесь выявить общие и отличительные признаки физического и химического явления.

V группа:

  1. Проанализировав результаты опытов, определите принадлежность каждого явления к физическому или химическому.

  2. Как вы думаете, какова внутренняя сущность физического и химического явления?

Какие изменения происходят с веществами в ходе этих процессов?

  1. В первых двух опытах не произошло внешнего изменения с веществами, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

  2. Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.

  3. Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

Признаки химического явления:

    1. Выпадение осадка;

    2. Выделение газа;

    3. Изменение окраски;

    4. Растворение осадка;

    5. Выделение или поглощение тепла;

    6. Появление запаха.

  1. В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.




II

Вопросы:

I группа:

  1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?

  2. Какие вещества выделяются в результате данной реакции?

  3. Вспомните, что необходимо сделать, чтобы уголь начал гореть.

  4. По каким признакам мы определяем, что процесс горения идет?

II группа:

  1. Назовите исходные вещества данной реакции (что с чем взаимодействует).

  2. Назовите продукты реакции (какие вещества образуются).

  3. Вспомните, какие условия необходимо создать, чтобы реакция горения началась.

  4. Перечислите признаки данной химической реакции.

III группа:

  1. Назовите исходные вещества реакции горения угля.

  2. Назовите продукты реакции горения.

  3. Перечислите условия реакции горения угля.

  4. Перечислите признаки реакции.

IV группа:

  1. Назовите исходные вещества реакции горения угля. Попробуйте записать их формулы.

  2. Назовите продукты реакции горения и составьте их формулы, если известно, что в результате реакции образуется оксид.

  3. Назовите признаки реакции горения угля. Что объединяет, на ваш взгляд все реакции горения?

  4. Назовите условия данной реакции и сопоставьте их с условиями других реакций горения, известных вам.

V группа:

  1. Напишите формулы исходных веществ для данной реакции, если они все простые вещества.

  2. Составьте формулы продуктов реакции. Какой класс веществ, на ваш взгляд, должен образоваться в результате реакции горения?

  3. Какое обязательное условие необходимо для реакции горения. Как знание его помогает при тушении пожаров?

  4. Какой признак любой реакции горения используют в народном хозяйстве?


5. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

  1. С + О2 →СО2

  2. Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды и выделяется энергия.

  3. Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

  4. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.





Конспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Урок-исследование в форме "творческой лаборатории" по теме  "Физические и химические явления"

Цель урока: формирование исследовательских навыков обучающихся на основе закрепления понятий "физические" и "химические явления", условий и признаков протекания химических реакций на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений.

Основная форма  - работа разноуровневых групп постоянного состава с учетом психологических и личностных особенностей обучающихся.

Основные методы, используемые на уроке: метод решения исследовательских задач, "Учимся вместе", проблемный.

Автор Ушакова Ольга Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1100
Номер материала 36486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓