Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)

Конспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)

Скачать материал

 

 

 

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ МОУ СОШ № 2

Г. МИЧУРИНСКА

 

УЧИТЕЛЬ:

УШАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА

 

 

 

Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с особым типом реакции «горения».

Задачи:

·        Закрепить понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций горения», с условиями и признаками ее протекания.

·        Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и установить их сущность; развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

·        Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

Форма:

         Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Вводная беседа

Вопрос – проблема:

Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

/СЛАЙД (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара)

Явление – это изменение или процесс.

Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека.

 

II.               Сравнительная характеристика химических и физических явлений

Работа в группах

Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:

Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;

Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).

Задание:

1.     Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

2.     Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

3.     В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).

4.     К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Вопросы по группам (работа на 15 мин)

Выводы по работе:

1.     В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

/СЛАЙД

 

№ эксперимента

 

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Растворение соли в воде

 

2

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

Изменение агрегатного состояния воды

 

3

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

Выделение газа

 

4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Выпадение осадка

 

2.     Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.

3.     Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

/СЛАЙД (заполнение 4 столбика таблицы)

Признаки химического явления:

-         Выпадение осадка;

-         Выделение газа;

-         Изменение окраски;

-         Растворение осадка;

-         Выделение или поглощение тепла;

-         Появление запаха.

/СЛАЙД

        

Признаки химических реакций

Условные обозначения

Выделение газа

Выпадение осадка

Изменение окраски

Появление запаха

Выделение тепла

Поглощение тепла

 

 

+Q

-Q

 

4.     В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления  сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.

 

III.           Химические реакции

Вспомнить:

Процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных составом и свойствами, называется химической реакцией

         Мир химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления характеристики химических реакций.

/СЛАЙД (схема)

Химическая реакция

Идет, течет или протекает

 


     Реагирующие (исходные)                                           Продукты реакции      

                  вещества

              Условия протекания реакции       Признаки реакции 

Записать:

Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась  и продолжала протекать.

Признаки реакции:

 Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими  свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.

 

IV.            Реакция горения, как пример химического явления

Работа в группах (на 7 мин)

Задания:

Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.

Выводы:

/СЛАЙД

УГЛЕРОД и КИСЛОРОД                       УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

   ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                              ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

 

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

1.     В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

2.     С + О2 →СО2

/СЛАЙД(определение реакции горения)

3.     Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды, и выделяется энергия.

/СЛАЙД (фото «работа пожарных»)

4.     Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

/СЛАЙД(схема «области применения реакции горения»)

5.     В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

 

V.                Домашнее задание

1.     Конспект

2.     Описать по плану реакцию ржавления (коррозии) железа.

3.     вопросы 1 - 6 стр. 95 – 96.

Листок учителя

Этапы

Задания группам

Выводы

 

 

 

I

Вопросы:

I группа:

1.     Опишите явления, наблюдаемые в ходе экспериментов.

2.     Наблюдаете ли вы какие – нибудь изменения с веществами в ходе опытов?

II группа:

1.     Как вы думаете, произошли ли какие – нибудь изменения с веществами в ходе первых двух экспериментов? Если произошли, то на каком уровне и какие конкретно?

2.     Постарайтесь объяснить увиденные изменения в опытах 3 и 4 с позиции строения вещества.

III группа:

1.     Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?

2.     По каким признакам вы их проклассифицировали?

IV группа:

1.     Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?

2.     На основании увиденного, пожалуйста, постарайтесь выявить общие и отличительные признаки физического и химического явления.

V группа:

1.     Проанализировав результаты опытов, определите принадлежность каждого явления к физическому или химическому.

2.     Как вы думаете, какова внутренняя сущность физического  и химического явления?

           Какие изменения происходят с веществами в ходе этих процессов?

1.     В первых двух опытах не произошло внешнего изменения с веществами, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

2.     Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.

3.     Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

Признаки химического явления:

a.     Выпадение осадка;

b.     Выделение газа;

c.      Изменение окраски;

d.     Растворение осадка;

e.      Выделение или поглощение тепла;

f.       Появление запаха.

4.     В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления  сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.

 

 

         

 

II

Вопросы:

I группа:

1.     Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?

2.     Какие вещества выделяются в результате данной реакции?

3.     Вспомните, что необходимо сделать, чтобы уголь начал гореть.

4.     По каким признакам мы определяем, что процесс горения идет?

II группа:

1.     Назовите исходные вещества данной реакции (что с чем взаимодействует).

2.     Назовите продукты реакции (какие вещества образуются).

3.     Вспомните, какие условия необходимо создать, чтобы реакция горения началась.

4.     Перечислите признаки данной химической реакции.

III группа:

1.     Назовите исходные вещества реакции горения угля.

2.     Назовите продукты реакции горения.

3.     Перечислите условия реакции горения угля.

4.     Перечислите признаки реакции.

IV группа:     

1.     Назовите исходные вещества реакции горения угля. Попробуйте записать их формулы.

2.     Назовите продукты реакции горения и составьте их формулы, если известно, что в результате реакции образуется оксид.

3.     Назовите признаки реакции горения угля. Что объединяет, на ваш взгляд все реакции горения?

4.     Назовите условия данной реакции и сопоставьте их с условиями других реакций горения, известных вам.

V группа:

1.     Напишите формулы исходных веществ для данной реакции, если они все простые вещества.

2.     Составьте формулы продуктов реакции. Какой класс веществ, на ваш взгляд, должен образоваться в результате реакции горения?

3.     Какое обязательное условие необходимо для реакции горения. Как знание его помогает при тушении пожаров?

4.     Какой признак любой реакции горения используют в народном хозяйстве?

 

5. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

6.     С + О2 →СО2

7.      Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды и выделяется энергия.

8.     Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

9.     В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Физические и химические явления" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-исследование в форме "творческой лаборатории" по теме  "Физические и химические явления"

Цель урока: формирование исследовательских навыков обучающихся на основе закрепления понятий "физические" и "химические явления", условий и признаков протекания химических реакций на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений.

Основная форма  - работа разноуровневых групп постоянного состава с учетом психологических и личностных особенностей обучающихся.

Основные методы, используемые на уроке: метод решения исследовательских задач, "Учимся вместе", проблемный.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 651 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 484
    • DOCX 161 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ушакова Ольга Валерьевна
    Ушакова Ольга Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3412
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек