ФИЗИЧЕСКИЕ
И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
УРОК
ХИМИИ В 8 КЛАССЕ МОУ СОШ № 2
Г.
МИЧУРИНСКА
УЧИТЕЛЬ:
УШАКОВА
ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА
Цель урока: на
основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление
понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания
химических реакций и ознакомление с особым типом реакции «горения».
Задачи:
·
Закрепить
понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических
реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций
горения», с условиями и признаками ее протекания.
·
Развить
навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности;
развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и
установить их сущность; развить познавательную активность и творческие
способности обучающихся при выполнении заданий.
·
Воспитать
чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать
отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда
химических реакций.
Форма:
Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом
личностных качеств обучающихся.
I.
Вводная
беседа
Вопрос – проблема:
Мы часто сталкиваемся
с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?
/СЛАЙД (фото физических и химических явлений: горение свечи,
капли воды, приготовление пищи, растворение сахара)
Явление – это изменение или процесс.
Задача: познакомиться на уроке с классификацией
явлений, происходящих в природе и в жизни человека.
II.
Сравнительная
характеристика химических и физических явлений
Работа в
группах
Лабораторная
работа: «Физические и химические явления»
Оборудование и материалы:
Химический стаканчик
с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель,
пробка для пробирки;
Кусочек цинка
(металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH),
хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).
Задание:
1.
Поместите в пробирку
немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.
2.
Налейте в пробирку немного
воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.
3.
В пробирку с кусочком
металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).
4.
К раствору сульфата меди (II)
добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.
Вопросы по группам (работа на 15 мин)
Выводы по работе:
1.
В первом
опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние,
в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.
/СЛАЙД
№ эксперимента
|
Описание опыта
|
Наблюдаемое явление
|
Тип явления
|
1
|
Поместите в пробирку немного поваренной соли
(хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.
|
Растворение соли в воде
|
|
2
|
Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко
пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.
|
Изменение агрегатного состояния воды
|
|
3
|
В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте
несколько капель раствора соляной кислоты.
|
Выделение газа
|
|
4
|
К раствору сульфата меди (II)
добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.
|
Выпадение осадка
|
|
2.
Вещества
в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они
превращаются в другие вещества.
3.
Опыт
№ 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.
/СЛАЙД (заполнение 4 столбика таблицы)
Признаки
химического явления:
-
Выпадение осадка;
-
Выделение газа;
-
Изменение окраски;
-
Растворение осадка;
-
Выделение или поглощение
тепла;
-
Появление запаха.
/СЛАЙД
Признаки
химических реакций
|
Условные обозначения
|
Выделение
газа
Выпадение
осадка
Изменение
окраски
Появление
запаха
Выделение
тепла
Поглощение
тепла
|
↑
↓
+Q
-Q
|
4.
В
ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.
Физические
явления сопровождаются
изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие
изменения структуры вещества (кристаллической решетки);
Химические
явления сопровождаются
изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и
перехода его в другое соединение.
III.
Химические
реакции
Вспомнить:
Процесс, при
котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных
составом и свойствами, называется химической реакцией
Мир
химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции
протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые
протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире
реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления
характеристики химических реакций.
/СЛАЙД (схема)
Химическая реакция
Идет, течет или протекает
Реагирующие
(исходные) Продукты реакции
вещества
Условия
протекания реакции Признаки реакции
Записать:
Реагирующие
вещества (исходные) – вещества,
присутствующие вначале реакции.
Продукты
реакции – вещества,
образующиеся в ходе реакции.
Условия протекания
реакции – то, что
необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.
Признаки
реакции:
Так как в
результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими
свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные
характеристики смеси меняются.
IV.
Реакция
горения, как пример химического явления
Работа в
группах (на 7
мин)
Задания:
Опишите реакцию
горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.
Выводы:
/СЛАЙД
УГЛЕРОД
и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
ИСХОДНЫЕ
ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ
РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ,
НАГРЕВАНИЕ
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА
1.
В
реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый
газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется
энергия.
2.
С +
О2 →СО2
/СЛАЙД(определение реакции горения)
3.
Реакция
горения
– это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого
образуются оксиды, и выделяется энергия.
/СЛАЙД (фото «работа пожарных»)
4.
Чтобы
остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для
этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.
/СЛАЙД(схема «области применения реакции
горения»)
5.
В
результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в
домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.
V.
Домашнее
задание
1.
Конспект
2.
Описать по плану
реакцию ржавления (коррозии) железа.
3.
вопросы 1 - 6 стр.
95 – 96.
Листок учителя
Этапы
|
Задания группам
|
Выводы
|
I
|
Вопросы:
I группа:
1.
Опишите явления,
наблюдаемые в ходе экспериментов.
2.
Наблюдаете ли вы какие –
нибудь изменения с веществами в ходе опытов?
II группа:
1.
Как вы думаете,
произошли ли какие – нибудь изменения с веществами в ходе первых двух
экспериментов? Если произошли, то на каком уровне и какие конкретно?
2.
Постарайтесь объяснить увиденные
изменения в опытах 3 и 4 с позиции строения вещества.
III группа:
1.
Как вы думаете, какие из
проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?
2.
По каким признакам вы их
проклассифицировали?
IV группа:
1.
Как вы думаете, какие из
проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?
2.
На основании увиденного,
пожалуйста, постарайтесь выявить общие и отличительные признаки физического и
химического явления.
V группа:
1.
Проанализировав
результаты опытов, определите принадлежность каждого явления к физическому
или химическому.
2.
Как вы думаете, какова
внутренняя сущность физического и химического явления?
Какие изменения происходят с веществами в
ходе этих процессов?
|
1.
В
первых двух опытах не произошло внешнего изменения с веществами, в третьем
выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.
2.
Вещества
в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они
превращаются в другие вещества.
3.
Опыт №
1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.
Признаки
химического явления:
a.
Выпадение осадка;
b.
Выделение газа;
c.
Изменение окраски;
d.
Растворение осадка;
e.
Выделение или поглощение
тепла;
f.
Появление запаха.
4.
В ходе
физических и химических явлений происходят изменения с веществами.
Физические
явления сопровождаются
изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие
изменения структуры вещества (кристаллической решетки);
Химические
явления сопровождаются
изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и
перехода его в другое соединение.
|
II
|
Вопросы:
I группа:
1.
Какие вещества вступают
во взаимодействие друг с другом?
2.
Какие вещества
выделяются в результате данной реакции?
3.
Вспомните, что
необходимо сделать, чтобы уголь начал гореть.
4.
По каким признакам
мы определяем, что процесс горения идет?
II группа:
1.
Назовите исходные
вещества данной реакции (что с чем взаимодействует).
2.
Назовите продукты
реакции (какие вещества образуются).
3.
Вспомните, какие условия
необходимо создать, чтобы реакция горения началась.
4.
Перечислите признаки
данной химической реакции.
III группа:
1.
Назовите исходные
вещества реакции горения угля.
2.
Назовите продукты
реакции горения.
3.
Перечислите условия
реакции горения угля.
4.
Перечислите признаки
реакции.
IV группа:
1.
Назовите исходные вещества
реакции горения угля. Попробуйте записать их формулы.
2.
Назовите продукты
реакции горения и составьте их формулы, если известно, что в результате
реакции образуется оксид.
3.
Назовите признаки
реакции горения угля. Что объединяет, на ваш взгляд все реакции горения?
4.
Назовите условия данной
реакции и сопоставьте их с условиями других реакций горения, известных вам.
V группа:
1.
Напишите формулы
исходных веществ для данной реакции, если они все простые вещества.
2.
Составьте формулы
продуктов реакции. Какой класс веществ, на ваш взгляд, должен образоваться в
результате реакции горения?
3.
Какое обязательное
условие необходимо для реакции горения. Как знание его помогает при тушении пожаров?
4.
Какой признак любой
реакции горения используют в народном хозяйстве?
|
5. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался
оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание.
При горении выделяется энергия.
6.
С
+ О2 →СО2
7.
Реакция
горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в
результате которого образуются оксиды и выделяется энергия.
8.
Чтобы
остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту.
Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.
9.
В
результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют
в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.