Главная / Биология / Конспект урока по теме "Дыхание"

Конспект урока по теме "Дыхание"

Урок на тему «Значение дыхания». 8 класс

«Пока дышу – надеюсь», Овидий

Цели урока:

  1. обучение умениям ставить проблему и опытным путем искать ответ,

  2. развитие умений и навыков экспериментальной работы,

  3. воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Задачи урока:

  1. не давать готовые факты, а определить значение дыхания путем постановки проблемных вопросов,

  2. привлечь учащихся к работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные вопросы о дыхании,

  3. развитие навыков работы с оборудованием цифровой лаборатории и специальными приложениями ПК Nova.

Оборудование: цифровая лаборатория, ПК, проектор, шарики.


  1. Актуализация знаний

  • Цель урока - путем постановки опытов, ответить на вопрос…

  • Что необходимо человеку для жизни? Пища, вода, воздух

  • Сколько времени может обходиться человек:

без еды (месяц), воды (неделю), воздуха (до 20 минут). Почему? (нет запаса)

  • Что же будет самым важным для человека? Воздух

  • Как поступает воздух в организм человека? В процессе дыхания, через кожу


  1. Новый материал

Тема сегодняшнего урока «Значение дыхания», а значит, нам необходимо ответить на вопрос «Какова же функция дыхания?». Чтобы представить процесс дыхания в целом, я предлагаю посмотреть видеофрагмент о дыхании (Органы дыхания, 2 мин.)

Напомните мне, какие системы жизнедеятельности человека принимают непосредственное участие

в процессе дыхания? Дыхательная и Кровеносная

Они выполняют одну функцию? Нет

Как распределяются функции между системами?

Д.с. – связь организма с окружающей средой, К.с. – транспорт газов в организме


  1. Практическая работа «Газообмен в легких. Дыхательные пробы»

Как вы думаете, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинаковый? Нет

Что входит в состав вдыхаемого воздуха? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

А выдыхаемого? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

Попробуем проверить состав воздуха. Проведем опыт: находясь на одном месте, вдохнем и выдохнем один и тот же воздух трижды…

Для этого нам понадобится специальное оборудование, которое покажет результат.

Инструктивная карточка для работы с Nova – выполнение опытов


  1. Социализация

Каковы же результаты опытов? Количество кислорода изменяется или нет? Да

Как? Уменьшается

Почему? Расходуется организмом в процессе окисления

Если количество кислорода уменьшается, а порция вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинакова, то количество какого газа увеличивается? Углекислого

Что же произошло в организме? Газообмен

Давайте посмотрим, как изменяется состав воздуха при дыхании

(Клип-состав воздуха на вдохе и выдохе).

Количество какого газа не изменяется? Азота

Давайте посмотрим, как происходит процесс газообмена

(Клип-газообмен в легких). Расскажите, что происходит на схеме.

  1. Дыхательная разминка

А сейчас мы сравним способы дыхания по обеспечению организма кислородом:

  1. Носовое дыхание – закройте одну ноздрю и сделайте глубокий вдох и выдох, теперь вторую…

В чем причина затрудненного дыхания? Заложенность носа, травма носа

Каковы последствия затрудненного дыхания? Недостаточное снабжение кислородом

  1. Поверхностное дыхание – дышите часто и неглубоко…

Результат дыхания? Плохое снабжение кислородом, часть легких заполнена необновленным воздухом

Назовите причины дыхания. Неправильная осанка, переедание, малая подвижность

  1. Полное дыхание (выполняется лежа) –

  • Расслабьтесь, правая рука на животе, левая – на груди,

  • Считаем: раз – вдох, поднятие брюшной полости

2, 3 – вдох, поднятие грудной клетки

4, 5 – выдох, втягивание брюшной полости

6, 7, 8 – выдох, втягивание грудной клетки

Результат дыхания? Хорошее снабжение кислородом

Значение дыхания: увеличение ЖЕЛ, укрепление дыхательных мышц


Учимся правильно дышать (сидя):

  1. Правильное дыхание

  • Поднять голову, выпрямить спину

  • Отвести плечи, соединить лопатки

  • Убрать живот, вытянуть ноги

  • Делаем глубокие вдохи 4 раза

  1. Потянулись к солнцу, руки вверх…опустить

  2. Очищаем легкие от необновленного воздуха – руки в стороны и вверх, глубокий вдох, резкий выдох, опустили руки (3 раза)


  1. Закрепление

Подведем итог.

Что же такое дыхание? Обмен газов между окружающей средой и клетками организма

Какова функция дыхания? Газообмен


Оказывается, у дыхания есть еще и другие функции, но о них мы поговорим на следующих уроках, когда будем знакомиться с органами дыхания.


  1. Оформление работы

Сейчас мы возвращаемся к проведенным опытам и оформляем практическую работу в виде презентации на ПК Nova. Откройте презентацию на рабочем столе и заполните слайды.

Открыть слайд № 3(ход опыта)


  1. Итоги урока



  1. Домашнее задание:

Большинство людей не подозревает, как велико значение выдоха в их жизни.

Расскажите, какое значение имеет выдох в жизни людей.





Конспект урока по теме "Дыхание"
  • Биология
Описание:

Урок на тему «Значение дыхания». 8 класс

«Пока дышу – надеюсь», Овидий

Цели урока:

  1. обучение умениям ставить проблему и опытным путем искать ответ,
  2. развитие умений и навыков экспериментальной работы,
  3. воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Задачи урока:

  1. не давать готовые факты, а определить значение дыхания путем постановки проблемных вопросов,
  2. привлечь учащихся к работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные вопросы о дыхании,
  3. развитие навыков работы с оборудованием цифровой лаборатории и специальными приложениями ПК Nova.

Оборудование: цифровая лаборатория, ПК, проектор, шарики.

 

1.   Актуализация знаний

·        Цель урока - путем постановки опытов, ответить на вопрос…

·        Что необходимо человеку для жизни? Пища, вода, воздух

·        Сколько времени может обходиться человек:

             без еды (месяц), воды (неделю), воздуха (до 20 минут). Почему? (нет запаса)

·        Что же будет самым важным для человека? Воздух

·        Как поступает воздух в организм человека? В процессе дыхания, через кожу

 

2.   Новый материал

Тема сегодняшнего урока «Значение дыхания», а значит, нам необходимо ответить на вопрос «Какова же функция дыхания?». Чтобы представить процесс дыхания в целом, я предлагаю посмотреть видеофрагмент о дыхании (Органы дыхания, 2 мин.)

Напомните мне, какие системы жизнедеятельности человека принимают непосредственное участие

в процессе дыхания? Дыхательная и Кровеносная

Они выполняют одну функцию? Нет

Как распределяются функции между системами?

Д.с. – связь организма  с  окружающей  средой, К.с. – транспорт газов в организме

 

3.   Практическая работа «Газообмен в легких. Дыхательные пробы»

Как вы думаете, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинаковый? Нет

Что входит в состав вдыхаемого воздуха? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

А выдыхаемого? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

Попробуем проверить состав воздуха. Проведем опыт: находясь на одном месте, вдохнем и выдохнем один и тот же воздух трижды…

Для этого нам понадобится специальное оборудование, которое покажет результат.

 

Инструктивная карточка для работы с Nova – выполнение опытов

 

4.   Социализация

Каковы же результаты опытов? Количество кислорода изменяется или нет? Да

Как? Уменьшается

Почему? Расходуется организмом в процессе окисления

Если количество кислорода уменьшается, а порция вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинакова, то количество какого газа увеличивается? Углекислого

Что же произошло в организме? Газообмен

Давайте посмотрим, как изменяется состав воздуха при дыхании

(Клип-состав воздуха на вдохе и выдохе).

Количество какого газа не изменяется? Азота

Давайте посмотрим, как происходит процесс газообмена

(Клип-газообмен в легких). Расскажите, что происходит на схеме.

5.   Дыхательная разминка

А сейчас мы сравним способы дыхания по обеспечению организма кислородом:

1)      Носовое дыхание – закройте одну ноздрю и сделайте глубокий вдох и выдох, теперь вторую…

В чем причина затрудненного дыхания? Заложенность носа, травма носа

Каковы последствия затрудненного дыхания? Недостаточное снабжение кислородом

2)      Поверхностное дыхание – дышите часто и неглубоко…

Результат дыхания? Плохое снабжение кислородом, часть легких заполнена необновленным воздухом

Назовите причины дыхания. Неправильная осанка, переедание, малая подвижность

3)      Полное дыхание (выполняется лежа) –

·        Расслабьтесь, правая рука на животе, левая – на груди,

·        Считаем: раз – вдох, поднятие брюшной полости

                            2, 3 – вдох, поднятие грудной клетки

                            4, 5 – выдох, втягивание брюшной полости

                            6, 7, 8 – выдох, втягивание грудной клетки

Результат дыхания? Хорошее снабжение кислородом

Значение дыхания: увеличение ЖЕЛ, укрепление дыхательных мышц

 

Учимся правильно дышать (сидя):

1.      Правильное дыхание

·        Поднять голову, выпрямить спину

·        Отвести плечи, соединить лопатки

·        Убрать живот, вытянуть ноги

·        Делаем глубокие вдохи 4 раза

2.      Потянулись к солнцу, руки вверх…опустить

3.      Очищаем легкие от необновленного воздуха – руки в стороны и вверх, глубокий вдох, резкий выдох, опустили руки (3 раза)

 

6.   Закрепление

Подведем итог.

Что же такое дыхание? Обмен газов между окружающей средой и клетками организма

Какова функция дыхания? Газообмен

 

Оказывается, у дыхания есть еще и другие функции, но о них мы поговорим на следующих уроках, когда будем знакомиться с органами дыхания.

 

7.   Оформление работы

Сейчас мы возвращаемся к проведенным опытам и оформляем практическую работу в виде презентации на ПК Nova. Откройте презентацию на рабочем столе и заполните слайды.

Открыть слайд № 3(ход опыта)

 

8.   Итоги урока

 

 

9.   Домашнее задание:

Большинство людей не подозревает, как велико значение выдоха в их жизни.

Расскажите, какое значение имеет выдох в жизни людей. 

 

 

Автор Дрягилева Юлия Петровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 681
Номер материала 20880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓