Главная / Обществознание / Конспект урока по теме "Безработица"

Конспект урока по теме "Безработица"

Конспект урока «Безработица: причины, виды, последствия»

Предмет Обществознание 11 класс

«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы» Людвиг Фейербах, философ

Учитель: Емельянова Наталья Петровна ГБОУАО АОКШИ им. П. О. Сухого

Предмет: обществознание

Класс: 11 «В»

Продолжительность: 40 минут

Номер урока в разделе: 28

Тип урока: урок закрепления пройденного материала .

Цели учителя на уроке:

1. Образовательная:

  • Закрепить представление о безработице ее причинах, видах и последствиях;

  • дать представление о государственной политике в области занятости

  • закрепить понятия: рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы.

  1. Развивающая:

  2. Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.

  3. Умение ставить экономические проблемы.


  • развивать образное и логическое мышление через работу с документом и системой заданий;

  • развивать навыки публичного выступления и устной речи;

  • развивать информационную компетентность через работу с различными источниками информации;

  1. Воспитательная:

-Культуру общения, взаимное уважение.

-Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.

-Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.


  • воспитывать правильное отношение к труду;

  • формировать чувство толерантности к людям, оставшимся без работы

  • оказать помощь в выборе будущей профессии и стать социально востребованной личностью в обществе.

Основные понятия: труд, рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы

Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий

Формы организации познавательной деятельности учащихся: классная, парная, ин- дивидуальная.

Средства урока(использованная литература и материалы):

  • учебник Л.Н. Боголюбов«Обществознание 11 кл»;М, Просвещение, 2010

  • СД – диск «Мир экономики» (ООО «Мир знаний»), а точнее:

  • Теоретические материалы»Рынок труда» и «безработица»;

  • Документы: Пол Самуэльсон «Экономикс. Глава 11 «Безработица».;


  • Афоризмы.

  • Мультимедийная презентация по теме:«Рынок труда и экономика»

  • Раздаточный материал к уроку


Ход урока сопровождается мультимедийной презентацией.


Оборудование:


  • Мультимедийное оборудование к уроку: компьютер и электронная доска


Планируемые результаты: знания, умения, навыки;

Личностные результаты

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на толерантности – как уважение социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.

Метапредметные результаты

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-умение объяснить явление безработицы и процессы социальной действительности с вязанные с ней

-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания на уроках 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-определение собственного отношения к проявлениям безработицы, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

Учебно-познавательная компетенция

- иметь целостное представление ключевых базовых понятий: труд, рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы

-Ценностно-смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики. Анализ по выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения

- Общекультурная компетенция. Основы эстетического поведения с работодателем.

- Информационная компетенция. Работа со средствами ИКТ, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации, её обработка, помощью компьютера в таблицы, диаграммы.

-Коммуникативная компетенция. Умение взаимодействовать с окружающими, вести беседу, умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Социально-трудовая компетенция. - Приобретение знаний опыта в профессиональном самоопределении.






АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

Тезисы урока Презентация «Безработица, причины, Закон Оуэна»

1. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

БЕЗРАБОТИЦА социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Для анализа проблем безработицы необходимо прежде всего четко определить , кого следует считать безработным.

БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным

критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель.

Вопросы

Кто же у нас в России по закону является безработным ?



ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

  1. Трудоспособный возраст

    • лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет

    • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

  2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

  3. Стремление человека найти работу ( обращение в центр занятости )

2. Только тот , кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Этот показатель определяется следующим образом:




УРОВЕНЬ = ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100% БЕЗРАБОТИЦЫ РАБОЧАЯ СИЛА






  1. Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.



1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

Презентация «Виды безработицы»

5. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:


  • Фрикционная

  • Структурная

  • Циклическая

  • Сезонная


5.1 Фрикционная безработица ( от слова « фрикция »-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации ( сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди:

  • Уволенные с работы по приказу администрации

  • Уволившиеся по собственному желанию

  • Ожидающие восстановления на прежней работе

  • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней

  • Сезонные рабочие (не в сезон)

  • Впервые появившиеся на рынке труда

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы ( люди всегда будут менять место работы , стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

5.2 Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

  • С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.

Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы»

Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

5.3 Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

5.4 Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство))

И наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Презентация «ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ»

  1. Не производится какая-то часть товаров и услуг , которые могли бы быть произведены, если бы человек работал

  2. Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

  3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

  4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

  5. Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

  6. Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

7. Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:

  1. выплачивают пособия по безработице

  2. помогают безработным найти работу

  3. ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.

  4. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

- Я хочу обратиться к группам, которые собирали и обрабатывали информацию по итогам работы центра занятости Ахтубинского района. Сейчас мы увидим, что им удалось выяснить.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОИСКОВЫХ ГРУПП.

Презентация «Навыки собеседования с работодателем»

Презентация «Правила написания резюме»

Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест.

  • Государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения ( инвалиды, многодетные матери, чернобыльцы, афганцы)

8.Закрепление материала (работа в группах)

Вывод: Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И напоследок я хочу обратить ваше внимание на изречение: «Человек лишьтам чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

Д/З Написать эссе «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс

Придумать по 3 примера, соответствующие каждому виду безработицы.

























Конспект урока по теме "Безработица"
  • Обществознание
Описание:

Тип урока: урок закрепления пройденного материала .

Цели учителя на уроке:

1. Образовательная:

-          Закрепить представление  о безработице ее причинах, видах  и последствиях;

-          дать представление о государственной политике в области занятости

-          закрепить понятия: рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы.

1.      Развивающая:

2.      Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.

3.      Умение ставить экономические проблемы.

 

-          развивать образное и логическое мышление через работу с документом и системой заданий;

-          развивать навыки публичного выступления и устной речи;

-          развивать информационную компетентность через работу с различными источниками информации;

3        Воспитательная:

-Культуру общения, взаимное уважение.

-Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.

-Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

 

-          воспитывать правильное отношение к труду;

-          формировать чувство толерантности к людям, оставшимся без работы

-          оказать помощь в выборе будущей профессии и стать социально востребованной личностью в обществе.

Основные понятия: труд, рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы

Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий

Формы организации познавательной деятельности учащихся: классная, парная, ин- дивидуальная.

 Средства урока(использованная литература и материалы):

-          учебник Л.Н. Боголюбов«Обществознание  11 кл»;М, Просвещение, 2010

-          СД – диск «Мир экономики» (ООО «Мир знаний»), а точнее:

·         Теоретические материалы»Рынок труда» и «безработица»;

·         Документы: Пол Самуэльсон «Экономикс. Глава 11 «Безработица».;

 

·         Афоризмы.

-          Мультимедийная презентация по теме:«Рынок труда и экономика»

-          Раздаточный материал к уроку

 

Ход урока сопровождается мультимедийной презентацией.

 

Оборудование:

 

-          Мультимедийное оборудование к уроку: компьютер и электронная доска

 

Планируемые результаты: знания, умения, навыки;

Личностные результаты

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на толерантности – как уважение  социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.

Метапредметные результаты

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-умение объяснить  явление безработицы и процессы социальной действительности с вязанные с ней

-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания на уроках 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-определение собственного отношения к проявлениям безработицы, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

Учебно-познавательная компетенция

- иметь целостное представление ключевых базовых  понятий: труд, рынок труда, безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы

-Ценностно-смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики. Анализ по выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения

-   Общекультурная компетенция. Основы эстетического поведения с работодателем. 

  - Информационная компетенция. Работа со средствами ИКТ, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации,  её обработка,   помощью компьютера в таблицы, диаграммы.

  -Коммуникативная компетенция. Умение взаимодействовать с окружающими, вести беседу, умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

  Социально-трудовая компетенция.   - Приобретение  знаний  опыта в профессиональном самоопределении.

 

 

 

Автор Емельянова Наталья Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3314
Номер материала 25269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓