Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по теме: "Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи" (8 класс)

Конспект урока по теме: "Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи" (8 класс)

Скачать материал

Тема: «Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи».

Цели: 1) познакомить учащихся с обособленными членами предложения

- образовательная: дать понятие обособления, их роль в речи; обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в  тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;

-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Задачи:

  1. дать понятие обособления;

2.      показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;

3.      сформировать умение выделять обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;

  1. воспитывать любовь к родному краю, народным традициям.

Работа по развитию речи: конструирование предложений, используя обособленные члены.

Повторение: постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, раздаточный материал, тесты.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемая технология: проблемно-диалоговая.

Организация работы на уроке:

  1. работа в парах
  2. уровневая дифференциация

Ход урока.

 

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Создание рабочей атмосферы.

 

§  приветствие учащихся

   Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня прекрасный день, ведь завтра наступает, по календарю, весна. К тому же, эта неделя – праздник – Масленица.

§  знакомство с гостями на уроке

    Сегодня, ребята, у нас в классе гости.

§  создание атмосферы доброжелательной рабочей обстановки

   Давайте друг другу подарим улыбки, чтобы в классе царило доброе, хорошее настроение.  

§  Запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку пустой для записи темы урока.

§  Слушают

§  Успокаиваются

§  последние приготовления к уроку

 (проверка учебных принадлежностей на

 столе)

 

 

2 мин.

2.

На экране демонстрируются слайды.

 

(Слайд № 1 - № 8)

§  наблюдают

 

3.

Разминка

 

Синтаксический разбор предложения. (Слайд № 9)

§  Масленица примечательна широкими гуляниями:  танцами, пением, катанием с гор, потешными боями, сооружением масленичного чучела, катанием на санях. 

 

 

§  Комментируем, графически обозначая особенности строения:

 

 

§  Читают, списывают

§  Дают характеристику предложению:

o   простое

o   повествовательное предложение,

o   невосклицательное,

o   двусоставное,

o   предложение распространенное,

осложнено однородными дополнениями.

 

 2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания.

 

4 мин.

4.

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

 

 

§  Как отличить однородные члены от неоднородных?

§  Назовите условия постановки и непостановки знаков препинания между определениями.

§   Расскажите о предложениях, осложнённых однородными членами (д/з).

 

§  Отвечают

 

3 мин.

 

Объяснение нового материала

 

5.

Открытие нового знания, формулирование темы урока.

Проблемный вопрос Беседа по вопросам.

 

Вопросы к ученикам:

-Прочитайте предложения

 

 

-Что общего в этих предложениях?

 

 

-Чем различаются эти предложения?                     

 

 

 

 

- На какое слово в первом предложении падает логическое ударение

- А во втором предложении?

 

- Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?

 

 

- Проследите, как меняется интонация в

предложениях.

 

 

 

- Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении?

 

-В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы?

 

- Какую разницу замечаете вы между произношением 1-го и 2-го предложений, состоящими из одних и тех же слов?

 

 

 

-Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение?

-Как они выделяются на письме? 

-Какая же проблема будет решаться на уроке? 

 

-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?  

 

Ответы детей:

Читают.

Пришла яркая и солнечная весна.

Пришла весна, яркая и солнечная.

-Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения.

 

-Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении - перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна.

- На слово весна.

 

- На слова яркая, солнечная.

 

- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна.

 

 -В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает.  

 

-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны. 

 

 

-Во 2-м предложении.   

 

 

- При произнесении 2-го предложения после слова весна есть пауза и оно выделено по смыслу и произносится с большей силой голоса, т.е. с логическим ударением.

 

-Смысловыми отрезками  

 

-Запятыми.

 -Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются?

 

- Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.

 

 

5 мин.

6.

Словарная работа

 

 

- А что значит «выделить»? Давайте подберём к нему синонимы.

- Заглянем опять в словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.

- Кстати, впервые термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.

Краткие сведения об Александре Матвеевиче  Пешковском (слайд )

- Подтвердили ли мы утверждение А.М. Пешковского, что основным условием обособления является интонация?

Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

- Это выделение голосом в произношении и запятыми на письме ведёт к тому, что смысловая роль второстепенного члена увеличивается. Следовательно, в тех случаях, когда мы хотим придать большое значение тому или иному второстепенному  члену предложения, мы его обособляем.

 

Второстепенные члены предложения могут намеренно выделяться говорящим в особые группы с помощью специальной интонации. Такое выделение всегда привлекает к второстепенным членам внимание слушающего. Второстепенные члены, выделяемые с помощью интонации, называются обособленными.

 

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения.

-Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров.

 

- Обособить, отделить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обособление в устной речи выражается особой интонацией (в паузах перед и после второстепенного члена и в произношении его с большей силой голоса), а на письме – в выделении второстепенного члена запятыми

  

 

Запись понятия в тетрадь.

Обособление — это один из способов смыслового выделения того или иного второстепенного члена с целью придать ему бо́льшую самостоятельность в предложении.

 

 

-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой.

3 мин

 

- Откройте тетради, запишите тему урока «Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи»

Работают в тетрадях.

1 мин.

 

- Попробуйте сформулировать цель урока              - Итак, что мы должны узнать сегодня нового на уроке?

Выслушиваются ответы учащихся

Знать: что называется обособлением; случаи употребления обособленных членов предложения в речи; постановку знаков препинания при обособлении.

Уметь: находить обособленные члены предложения в речи, правильно ставить знаки препинания, конструировать предложения с обособленными членами предложения; находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения.

 

3 мин.

7.

Изучение нового материала

 

Работа с учебником.

 

Откройте учебник «Теория» на стр. 237            § 190, прочитайте.

§  После чтения работаем в парах. Задайте друг другу вопрос по тексту          § 190.

§  Кому трудно отвечать без учебника, воспользуйтесь им.

§  Ученик  у доски начертит схему «Группы обособленных членов предложения» и привести примеры.

 

 

§  Давайте посмотрим на схему, предложенную учащимся и вернёмся к нашим предложениям. Какие из них относятся к 1-ой группе? (1, 2, 3).

Работают с учебником. Приводят примеры.

 

Задают по 2 вопроса по тексту параграфа.

 

 

Чертит схему.

Обособленные члены предложения.

 

Второстепенные               Ууточняющие

члены                                  члены предложения                        предложения

                                              (Рано-рано, до                                                          начала уроков, я                                                         пришла в класс).

3 мин.

8.

Работа по учебнику.

 

 

§  Откройте учебник «Практика» стр. 136 упр. № 312. Прочитайте задание.

§  Все ли обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми?

§  Случаи, когда обособленные члены предложения не выделяются запятыми нам предстоит рассмотреть на следующих уроках.

Выписать 1 предложение с обособленным определением.         

1.      Выполняют устно упражнение.

 

2. Предложение № 3 – не выделено дополнение.

 

 

 

 

 

3. Выписывают.

1 мин.

9.

Гимнастика для глаз

 

10

Самостоятельная работа.

 

 

Задание. Запишите, графически объясните постановку знаков препинания

1.      Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооружённое из соломы и одетое в женское платье.

2.      Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

3.      Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. (Козьма Прутков)

4.      Вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И. Тургенев)

Оказать помощь слабым.

 

- Работают самостоятельно.

 

- Совместная проверка.

 

11

Творческое задание.

 

 

На мультимедиа слайд «Заснеженный школьный двор»

§  Скажите, ребята, для чего используются обособленные члены предложения в речи?

Задание:

Посмотрите на слайд. Перед вами на слайдах картинки празднования Масленицы. Скажите, что особенного в этих картинках? Посмотрите внимательно и выполните следующее задание:

1 уров.: составьте текст (3-5 предложений), используя обособленные члены предложения.

2 уров.: Перед вами текст. Распространите его обособленными членами предложения.

3 уров.: Перед вами текст и слова для справок. Вставьте их в предложения, подбирая по смыслу.

1.      Отвечают на вопросы:

§  Делают речь яркой, выразительной, образной.

§  Украшают нашу речь.

 

 

2.      Составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка и комментарий.

 

 

12

Выполнение теста

 

 

Задание. (приложение № 1)

 

 

Задание для слабых учеников у доски.

Списать, найти обособленные члены предложения, обозначить их графически.

1.      Внезапно блеснуло болотце, налитое весенней водой.

2.      Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.

Туман, редея, ползёт вверх.

Выполняют тест.

Самооценка.

 

У доски работают слабые ученики вместо тестов.

 

 

 

 

 

 

 

13

Рефлексия.

 

 

Детям предлагается представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

 

Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

 

14

Домашнее задание.

 

 

Выучить § 190 на стр. 247,

I ур. - упр. 314  стр. 136 (есть материал для проверки)

II - ур. – упр. 315 стр. 137

III - ур. - написать мини-сочинение  «Приметы весны», используя обособленные члены предложения. Их графически обозначить в тексте.

Запись в дневнике.

 

15

Итог  урока

 

 

Вопросы:

1.      Что называется обособлением?

 

2.      На какие группы делятся обособления?

 

 

3. Какие члены предложения могут обособляться?

 

Выставить оценки за урок

Отвечают.

1.      Один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания.

2.      Обособленные второстепенные члены, близкие по смыслу к предложению или уточняющие члены предложения

3. Второстепенные.

 

Оценивают руководители групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Тест по теме «Обособленные члены предложения»

1.      Укажите неверное утверждение.

1)      Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

2)      На письме обособленные члены выделяются запятыми.

3)      Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

4)      Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.

2.      Не могут обособляться:

1)      Подлежащее

2)      Дополнение

3)      Обстоятельство

4)      Определение

3.      В предложении «Порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя.» обособлено:

1)      Определение

2)      Обстоятельство

3)      Дополнение

4)      Подлежащее

4.      В предложении «Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.» обособлено:

1)      Обстоятельство

2)      Дополнение

3)      Подлежащее

4)      Определение

5.      Укажите пунктуационную ошибку.

1)      Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей поблёскивало внизу.

2)      Наступила тишина, нарушаемая пением сверчка.

3)      Усталый и зноем томимый, он в роще дубовой прилёг.

4)      Возвратясь с фабрики, мать провела весь день у Марии.

6.      В каком предложении определение станет необособленным, если изменить его место?

1)      Поднятые по тревоге, мы спрятались в траншеи.

2)      Медленно идёт по городу старик седой, житель гор.

3)      Вершины гор, покрытые снегом, отчётливо виднелись вдали.

4)      Усталый и зноем утомлённый, он в роще дубовой прилёг.

 

 

 

 

 

Ответ:

  1. – 3
  2. – 1
  3. – 2
  4. – 4
  5. – 1
  6. – 3

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме: "Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи». Цели: 1) познакомить учащихся с обособленными членами предложения - образовательная: дать понятие обособления, их роль в речи; обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения; -развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы; -воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. Задачи: дать понятие обособления; 2. показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; 3. сформировать умение выделять обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; воспитывать любовь к родному краю, народным традициям. Работа по развитию речи: конструирование предложений, используя обособленные члены. Повторение: постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах. Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, раздаточный материал, тесты. Тип урока: изучение нового материала. Используемая технология: проблемно-диалоговая. Организация работы на уроке: работа в парах уровневая дифференциация

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 682 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.10.2020 1444
    • DOCX 109 кбайт
    • 65 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Часовских Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Часовских Ольга Викторовна
    Часовских Ольга Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70990
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 27 регионов

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе