Тема: «Понятие об
обособленных членах предложения, их роль в речи».
Цели: 1)
познакомить учащихся с обособленными членами предложения
- образовательная:
дать понятие обособления, их роль в речи; обеспечить восприятие, усвоение и
осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте
смысловые отрезки – обособленные члены предложения;
-развивающая: развивать умение выделять
обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения;
создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать
самостоятельные выводы;
-воспитательная: развитие
коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать,
уважать другое мнение.
Задачи:
- дать понятие
обособления;
2.
показать, что обособление – один из способов
смыслового выделения (или уточнения) части предложения;
3.
сформировать умение выделять обособленные члены,
проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки
препинания при обособленных членах;
- воспитывать
любовь к родному краю, народным традициям.
Работа по
развитию речи: конструирование предложений,
используя обособленные члены.
Повторение: постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
Оборудование:
компьютер, слайдовая презентация, раздаточный материал, тесты.
Тип урока:
изучение нового материала.
Используемая технология: проблемно-диалоговая.
Организация
работы на уроке:
- работа в парах
- уровневая
дифференциация
Ход
урока.
№ п/п
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Время
|
1.
|
Создание рабочей атмосферы.
|
|
§
приветствие учащихся
Здравствуйте,
дорогие ребята. Сегодня прекрасный день, ведь завтра наступает, по календарю,
весна. К тому же, эта неделя – праздник – Масленица.
§
знакомство с гостями на уроке
Сегодня,
ребята, у нас в классе гости.
§
создание атмосферы доброжелательной рабочей
обстановки
Давайте друг
другу подарим улыбки, чтобы в классе царило доброе, хорошее настроение.
§
Запишите число, классная
работа. Оставьте одну строчку пустой для записи темы урока.
|
§
Слушают
§
Успокаиваются
§
последние приготовления к уроку
(проверка
учебных принадлежностей на
столе)
|
2
мин.
|
2.
|
На экране демонстрируются слайды.
|
|
(Слайд № 1 - №
8)
|
§
наблюдают
|
|
3.
|
Разминка
|
|
Синтаксический
разбор предложения. (Слайд № 9)
§
Масленица примечательна широкими гуляниями: танцами,
пением, катанием с гор, потешными боями, сооружением масленичного чучела,
катанием на санях.
§ Комментируем, графически обозначая особенности
строения:
|
§
Читают, списывают
§
Дают характеристику предложению:
o простое
o повествовательное предложение,
o невосклицательное,
o двусоставное,
o предложение распространенное,
осложнено однородными
дополнениями.
2 ученик выделят смысловые отрезки –
однородные члены предложения, объясняет пунктуацию при них; комментирует
знаки препинания.
|
4
мин.
|
4.
|
Устный
опрос с элементами проверки домашнего задания.
|
|
|
§ Как отличить однородные члены от неоднородных?
§ Назовите условия постановки и непостановки знаков
препинания между определениями.
§ Расскажите о предложениях, осложнённых однородными
членами (д/з).
|
§
Отвечают
|
3
мин.
|
|
Объяснение
нового материала
|
|
5.
|
Открытие
нового знания, формулирование темы урока.
Проблемный
вопрос Беседа по вопросам.
|
|
Вопросы к ученикам:
-Прочитайте
предложения
-Что общего в этих
предложениях?
-Чем различаются
эти предложения?
- На какое слово в первом предложении падает
логическое ударение
- А во втором предложении?
- Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?
- Проследите, как меняется интонация в
предложениях.
- Как вы думаете, с какой целью был изменен
порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении?
-В каком предложении эти признаки более
самостоятельны, более значимы?
- Какую разницу замечаете вы между
произношением 1-го и 2-го предложений, состоящими из одних и тех же слов?
-Как называются отрезки, имеющие
дополнительное смысловое значение?
-Как они выделяются на письме?
-Какая же проблема будет решаться на уроке?
-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?
|
Ответы детей:
Читают.
Пришла яркая и солнечная весна.
Пришла весна, яркая и солнечная.
-Они имеют одинаковый состав, одни и те же
члены предложения.
-Определения занимают разное положение по
отношению к главному слову: в 1-м предложении - перед существительным весна,
во 2-м – после существительного весна.
- На слово весна.
- На слова яркая, солнечная.
- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть
пауза после слова весна.
-В 1-м предложении интонация понижается к
концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна,
а затем резко падает.
-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки
весны.
-Во 2-м предложении.
- При произнесении 2-го предложения после
слова весна есть пауза и оно выделено по смыслу и произносится
с большей силой голоса, т.е. с логическим ударением.
-Смысловыми отрезками
-Запятыми.
-Как называются эти смысловые отрезки? Как
выделяются?
- Однородные члены предложения, причастные
обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.
|
5
мин.
|
6.
|
Словарная работа
|
|
|
- А что значит «выделить»? Давайте подберём
к нему синонимы.
- Заглянем опять в словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.
небольшой участок в саду.
Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью
предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.
- Кстати, впервые термин
«обособленные члены предложения» ввел в науку известный учёный-лингвист
Александр Матвеевич Пешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном
освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием
обособления является интонация.
Краткие сведения об Александре
Матвеевиче Пешковском (слайд
)
- Подтвердили ли мы утверждение А.М.
Пешковского, что основным условием обособления является интонация?
Опираясь на толкования, попробуйте дать
определение понятия “обособление”.
- Это выделение голосом в произношении и
запятыми на письме ведёт к тому, что смысловая роль второстепенного члена
увеличивается. Следовательно, в тех случаях, когда мы хотим придать большое
значение тому или иному второстепенному члену предложения, мы его
обособляем.
Второстепенные члены предложения могут
намеренно выделяться говорящим в особые группы с помощью специальной
интонации. Такое выделение всегда привлекает к второстепенным членам внимание
слушающего. Второстепенные члены, выделяемые с помощью интонации,
называются обособленными.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще
одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами
предложения.
-Попробуйте сформулировать понятие
«обособленные члены» на основе рассмотренных примеров.
|
- Обособить, отделить.
- Обособление в устной речи выражается
особой интонацией (в паузах перед и после второстепенного члена и в
произношении его с большей силой голоса), а на письме – в выделении
второстепенного члена запятыми
Запись понятия в тетрадь.
Обособление — это один
из способов смыслового выделения того или иного второстепенного члена с целью
придать ему бо́льшую самостоятельность в предложении.
-Обособленные члены предложения – это
смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение,
выделяются интонационно и на письме запятой.
|
3 мин
|
|
- Откройте
тетради, запишите тему урока «Понятие об обособленных членах
предложения, их роль в речи»
|
Работают в
тетрадях.
|
1
мин.
|
|
- Попробуйте
сформулировать цель урока - Итак, что мы должны узнать сегодня
нового на уроке?
|
Выслушиваются
ответы учащихся
Знать: что называется обособлением; случаи употребления обособленных членов
предложения в речи; постановку знаков препинания при обособлении.
Уметь: находить обособленные члены предложения в речи, правильно ставить
знаки препинания, конструировать предложения с обособленными членами
предложения; находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки -
обособленные члены предложения.
|
3
мин.
|
7.
|
Изучение
нового материала
|
|
Работа с учебником.
|
|
Откройте учебник
«Теория» на стр. 237 § 190, прочитайте.
§
После чтения работаем в парах. Задайте друг другу
вопрос по тексту § 190.
§
Кому трудно отвечать без учебника, воспользуйтесь
им.
§
Ученик у доски начертит схему «Группы
обособленных членов предложения» и привести примеры.
§
Давайте посмотрим на схему, предложенную учащимся
и вернёмся к нашим предложениям. Какие из них относятся к 1-ой группе? (1, 2,
3).
|
Работают с
учебником. Приводят примеры.
Задают по 2
вопроса по тексту параграфа.
Чертит схему.
Обособленные члены предложения.
Второстепенные Ууточняющие
члены
члены предложения предложения
(Рано-рано, до начала
уроков, я пришла в
класс).
|
3
мин.
|
8.
|
Работа по учебнику.
|
|
|
§
Откройте учебник «Практика» стр. 136 упр. № 312.
Прочитайте задание.
§
Все ли обособленные члены предложения выделяются
на письме запятыми?
§
Случаи, когда обособленные члены предложения не
выделяются запятыми нам предстоит рассмотреть на следующих уроках.
Выписать 1
предложение с обособленным определением.
|
1.
Выполняют устно упражнение.
2. Предложение №
3 – не выделено дополнение.
3. Выписывают.
|
1
мин.
|
9.
|
Гимнастика для глаз
|
|
10
|
Самостоятельная работа.
|
|
|
Задание. Запишите, графически объясните постановку знаков препинания
1.
Отголоском языческой старины считают и чучело
Масленицы, сооружённое из соломы и одетое в женское платье.
2.
Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их
в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.
3.
Плох человек, ничего не знающий и не
пытающийся что-либо узнать. (Козьма Прутков)
4.
Вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми
мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И. Тургенев)
Оказать помощь
слабым.
|
- Работают самостоятельно.
- Совместная проверка.
|
|
11
|
Творческое задание.
|
|
|
На мультимедиа
слайд «Заснеженный школьный двор»
§
Скажите, ребята, для чего используются
обособленные члены предложения в речи?
Задание:
Посмотрите на
слайд. Перед вами на слайдах картинки празднования Масленицы. Скажите, что
особенного в этих картинках? Посмотрите внимательно и выполните следующее
задание:
1 уров.: составьте текст (3-5 предложений), используя обособленные члены
предложения.
2 уров.: Перед вами текст. Распространите его обособленными членами
предложения.
3 уров.: Перед вами текст и слова для справок.
Вставьте их в предложения, подбирая по смыслу.
|
1.
Отвечают на вопросы:
§
Делают речь яркой, выразительной, образной.
§
Украшают нашу речь.
2.
Составляют предложения.
3. Проверка и
комментарий.
|
|
12
|
Выполнение теста
|
|
|
Задание. (приложение
№ 1)
Задание для слабых учеников у доски.
Списать, найти обособленные члены
предложения, обозначить их графически.
1.
Внезапно блеснуло болотце, налитое
весенней водой.
2.
Вдали, сливаясь с небом, громоздились
льды.
Туман, редея,
ползёт вверх.
|
Выполняют тест.
Самооценка.
У доски работают
слабые ученики вместо тестов.
|
|
13
|
Рефлексия.
|
|
|
Детям предлагается
представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить
лучики на солнце согласно своему настроению.
|
Учащиеся подходят
к доске и вставляют лучики.
|
|
14
|
Домашнее задание.
|
|
|
Выучить § 190 на стр. 247,
I ур. - упр. 314 стр. 136 (есть материал для проверки)
II - ур. – упр. 315 стр. 137
III - ур. - написать мини-сочинение «Приметы весны»,
используя обособленные члены предложения. Их графически обозначить в тексте.
|
Запись в
дневнике.
|
|
15
|
Итог урока
|
|
|
Вопросы:
1.
Что называется обособлением?
2.
На какие группы делятся обособления?
3. Какие члены предложения могут
обособляться?
Выставить оценки за урок
|
Отвечают.
1.
Один из способов смыслового выделения или
уточнения высказывания.
2.
Обособленные второстепенные члены, близкие по
смыслу к предложению или уточняющие члены предложения
3. Второстепенные.
Оценивают руководители групп.
|
|
Приложение
№ 1
Тест
по теме «Обособленные члены предложения»
1.
Укажите неверное утверждение.
1)
Члены предложения, выделяемые по смыслу и
интонационно, называются обособленными.
2)
На письме обособленные члены выделяются запятыми.
3)
Обособленными могут быть только второстепенные
члены предложения.
4)
Обособленные члены предложения выделяются по смыслу
при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной
речи.
2.
Не могут обособляться:
1)
Подлежащее
2)
Дополнение
3)
Обстоятельство
4)
Определение
3.
В предложении «Порицая других, мы чаще
всего просто косвенно хвалим себя.» обособлено:
1)
Определение
2)
Обстоятельство
3)
Дополнение
4)
Подлежащее
4.
В предложении «Человек, не помнящий
прошлого, лишает себя грядущего.» обособлено:
1)
Обстоятельство
2)
Дополнение
3)
Подлежащее
4)
Определение
5.
Укажите пунктуационную ошибку.
1)
Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей
поблёскивало внизу.
2)
Наступила тишина, нарушаемая пением сверчка.
3)
Усталый и зноем томимый, он в роще дубовой прилёг.
4)
Возвратясь с фабрики, мать провела весь день у
Марии.
6.
В каком предложении определение станет
необособленным, если изменить его место?
1)
Поднятые по тревоге, мы спрятались в траншеи.
2)
Медленно идёт по городу старик седой, житель гор.
3)
Вершины гор, покрытые снегом, отчётливо виднелись
вдали.
4)
Усталый и зноем утомлённый, он в роще дубовой
прилёг.
Ответ:
- – 3
- – 1
- – 2
- – 4
- – 1
- – 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.