Главная / История / Конспект урока по теме "Переселение греческих племён и "гомеровская" Греция"

Конспект урока по теме "Переселение греческих племён и "гомеровская" Греция"

Тема: Переселение греческих племён и «гомеровская Греция»

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся понимание основных понятий – дорийское завоевание, басилеи, тёмные века, «Илиада». Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера


Развивающая: способствовать дальнейшему развитию умений анализировать и обобщать полученную информацию, умений отделять главное от второстепенного


Воспитательная: на основе поэм Гомера способствовать формированию эстетического восприятия культуры Древней Греции


Тип урока: комбинированный

Класс: 5

Оборудование: История Древнего мира: учебник для 5 класса / Акулов А. В., Ванькова А. Б. – М.: ЦГО, 2000. карта Древней Греции, отрывки из фильма «Троя» ( Год выпуска: 2004,

Страна: США, Режиссер: Вольфганг Петерсен ), компьютер



Содержание урока


Прием







Работа с картой Фронтальная беседа





















Вводное слово







Целевая установка





Картинное описание















Объяснение








































Индивидуальный ответ




Просмотр фрагментов фильма

«Троя» + логические задания







Организационная деятельность


I) Организационный момент

1) проверка готовности к уроку

2) наличие присутствующих


II) Проверка домашнего задания

  1. Покажите на карте остров Крит и Фера, полуостров Пелопоннес, области Аттика и Беотия, Малую Азию.

  2. Откуда мы получаем знания о критской державе и царствах микенской эпохи.

  3. Дайте определение понятию Лабиринт.

Как возникла легенда о нём?

  1. На чём основывается могущество Крита? Подумайте, почему в отличии от микенских владык владыки Крита не возводили мощных оборонительных сооружений?

  2. Какие достижения критской культуры переняли ахейцы?


Т. о. первые города-государства, образованные в XVIII—XVII вв. до н. э. — Афины, Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присуще только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность свой путь развития.



III) Изучение нового материала


Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с Древней Грецией, рассмотрим переселение греческих племён и познакомимся с творчеством Гомера.

Тема: Переселение греческих племён и «гомеровская Греция»

План:

  1. Дорийское завоевание

  2. Расселение греческих племён

  3. Поэма Гомера «Илиада»

В конце урока приготовьтесь оценить значение дорийского завоевания для ахейцев и значение поэмы «Илиада» в истории Древней Греции.


1.В самом конце XIII века до н.э. обитавшие на севере Балканского полуострова греческие племена пришли в движение. Мощными потоками они двинулись в богатейшие и цветущие области Средней Греции и Пелопоннеса. Эти племена говорили на особом наречии греческого языка – дорийском. Завоевание пришельцами с севера ахейских греков называют дорийским. Дорийцы сметали всё, что попадалось им на пути. Многие микенские поселения были разрушены или сожжены. После вторжения дорийцев Греция представляла унылую картину. Могущественные ахейские города-крепости лежали в развалинах. Завоеватели раскинули поблизости свои поселения – скопление грубых построек с земляными полами, окружённые рвами и насыпями с частоколами.


2.Искусство строительство из камня было утрачено, письменность забыта. Цивилизация бронзового века погибла. В Греции снова воцарилась первобытность. История Греции словно началась заново, но уже в условиях железного века. Освоение железа ускоряло развитие всех наров древности. В греческих племенах выделялась знать во главе с басилеями – вождями. Басилеи захватывали лучшие земли и укрепляли свою власть над соплеменниками. Всё это длилось 300 лет- с XI по IX века до н.э. Эти столетия в истории называют тёмными веками, т.к. о них учёным мало что о них известно. Многие ахейцы уплывали на Восток – в Малую Азию и на острова Эгейского моря. В Малой Азии были основаны города Смирна, Эфес, Милет и Галикарнес. Но не следует думать, что дорийцы полностью вытеснили прежних обитателей, напротив, они жили бок о бок с ними.

У греков остались воспоминания о былом могуществе ахейских владык, легенды о его подвигах. Мифы о Троянской войне и её героев легли в основу двух поэм –«Илиады» и «Одиссеи». Они передавались из уст в уста, от поколения к поколению, но были записаны позже, когда в Греции вновь возникла цивилизация и появилась письменность.

3.Эпическая поэзия древних греков сложилась в XIIX вв. до н. э.

Автором поэм «Илиада « и «Одиссея» считается Гомер, живший в IX или VIII веке до н. э. Сначала считалось, что поэмы не имеют автора(XVIII в.), их относили к мифам.

В XIX веке стали уделять большое внимание Гомеру, т.к. археолог Генрих Шлиман доказал реальное существование Трои.

На сегодняшний день автором поэм считается Гомер.

Илион – так греки называли Трою, отсюда возникло название поэмы «Илиада», что означает поэма о Илионе. В основе поэмы Гомера лежит миф о последнем десятом годе троянской войны.

Сейчас мы поподробнее рассмотрим поэму Гомера «Илиада», т. к. именно из неё мы узнаём о событиях Троянской войны. Поэму «Одиссея» мы изучим в рамках следующего урока. На прошлых уроках, мы говорили, что основным путём обогащения для ахейцев была война.

Расскажите об организации войска ахейцев?


Сейчас мы посмотрим отрывки из кинофильма «Троя» и ответим на следующие вопросы:


Что явилось поводом к началу Троянской войны?

Почему Агамемнон стремился к завоеванию Трои?

1.отрывок и 2 отрывок



Какое решение спора предлагал Гектор?

Как вы считаете, можно ли было избежать войны?

3.отрывок



Как ахейцам удалось захватить Трою?

4.отрывок


Т. о. Троя была разграблена и сожжена. А Микены вскоре встали по мощи в один ряд с крупнейшими государствами Древнего востока.

VI) Закрепление

Основываясь на полученных знаниях

оцените значение дорийского завоевания для ахейцев

В чём состоит историческое значение поэмы Гомера «Илиада»?


V) Домашнее задание

§27. Вопросы после параграфа; выучить записи в тетради










Примечание


1 минута




7–10 минут




























Записать тему в тетрадь









Показать области на карте

Записать в тетрадь














Понятия «басилеи», «тёмные века» записать в тетрадь

Показать города на карте
































Отрывки

2 мин.




1мин.




4 мин.


Конспект урока по теме "Переселение греческих племён и "гомеровская" Греция"
  • История
Описание:

Целью урока  по теме "Переселение греческих племен и "гомеровская Греция" является  рассмотрение особенностей переселения и знакомство учащихся с творчеством Гомера.

Урок проводится в 5 класса с приминением мультимедиа, тематические нарезки делаются из фильма "Троя".

Тип урока: комбинированный.

На уроке придусмотрены такие приемы как работа с картой, фронтальная беседа, рассуждение, работа с видео,работа с тетрадью,  индивидуальный ответ. использование видео позволит повысить интерес к изучаемому предмету и отойти от традиционной формы работы.

По окончании урокак наиболее активным учащимся выставляются оценки

Автор Морозова Алёна Юрьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1028
Номер материала 2132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓