Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по теме «Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс)

Конспект урока по теме «Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс)

Тема урока: «Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в отыменных прилагательных, выработать умение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, чувство прекрасного.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся, навыки групповой работы учащихся, способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Форма урока: урок - поиск

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной

цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы,

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае

расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения,

самоконтроля.

Ход урока

Этапы урока



Организация

начала занятия

























Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности



















































































Постановка цели

деятельности

(«Открытие»

детьми нового

знания)











































































Поиск решения

учебной проблемы







































Решение проблемы

«Открытие нового

знания»

































Воспроизведение

нового знания









Начало

формирований

умений.

Составление

алгоритма.















































Организация

деятельности по

применению новых

знаний.

Первичное

закрепление





















Буквенный

диктант.

Включение в

систему знаний и

повторение





























































Рефлексия

деятельности































Задание на дом

Формируемые УУД

личностные:

мобилизация внимания,

уважение к окружающим;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с

учителем, сверстниками;

регулятивные:

саморегуляция









познавательные:

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в

зависимости от

конкретных условий,

извлечение необходимой

информации и ее

использование,

постановка и

формулирование

проблемы.

коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с

учителем, сверстниками,

умение с достаточной

полнотой выражать мысли

в соответствии с задачами

и условиями

коммуникации.

регулятивные:

целеполагание,

самоконтроль знаний



































постановка и решение

проблемы:

формулирование задач и целей урока;

познавательные:

применение методов

информационного поиска

коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:

коррекция (внесение

необходимых коррективов

в план и способ действия)



































































































































































































познавательные:

структурирование знаний,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач,

логические: анализ

объектов с целью

выделения признаков,

регулятивные:

саморегуляция,

контроль (сличение

знаний с эталоном)









познавательные:

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности, подведение

итогов



























































личностные:

самоопределение,

регулятивные:

саморегуляция, осознание

качества и уровня

усвоения знаний;

коммуникативные:

умение слушать, принятие

решения и его реализация.











коммуникативные:

инициатива в выборе

задачи, поиск и сбор

информации;

логические: анализ

истинности утверждений,

регулятивные: оценка

результатов работы

Деятельность учителя

Включение детей в

деятельность.

Учитель:

- Здравствуйте,

ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

«Ученику – удача, учителю – радость!»









1.трёх(этажный), осе..ий,

серо(глазый);

2.юго(западный), серебр..ый,

темно(зеленый);

3.русско(немецкий),

древне(русский), утре..ий;

4. ……, ……, …...

Прочитайте ряды слов.

Внимательно их рассмотрите.

Сформулируйте их задание











- Какое слово можно

исключить из первого ряда?Почему?











- Какое слово лишнее во втором ряду?











- Что можете сказать о

третьем ряде слов?























- Прочитайте слова, которые

Вы написали в четвертом

ряду. Определите, к какой части речи они относятся?

- В какой части

прилагательных пропущены

орфограммы?

- А теперь сравните свои записи с правильным

вариантом. ( учитель

открывает образец с

правильным написанием).

- Все ли правильно

записали слова?

Почему? Чего мы не

знаем? (побуждение

к осознанию

противоречия)







- Значит, какова

тема нашего

урока?



- Сформулируйте

цель урока,

опираясь на его

тему. Используйте

для этого опорные

слова на доске.







Посмотрите ещё раз

на слова. Какие

будут гипотезы о

правописании Н и

НН в суффиксах

прилагательных?

(Побуждение к

выдвижению

гипотез)



- От каких частей

речи образованы

прилагательные?

(подсказка к

решающей гипотезе)



- С помощью каких

суффиксов? Что вы

заметили? Есть

какие-нибудь

гипотезы?



Предлагаю вам проанализировать лингвистический материал (для анализа берутся прилагательные без слов-исключений).

Приложение 1

















Обобщим все выше

сказанное с

помощью таблицы.

Приложение 2



Как Вы будете

действовать, чтобы

без ошибок писать

эти слова? Составим

алгоритм наших

действий.

Н и НН в суффиксах

прилагательных

Определить, от какой

части речи

образовано слово.

От существительного?

-Да

Прилагательное производное?

-Нет – пишу Н Образовано от существительного с основой на Н?

- Да – пишу НН

-Нет-

Определи, какой

суффикс прибавлен

к основе?

-онн,- енн?

-Да - пиши - НН

Исключение:

ветреный (но

безветренный)

- ан,-ян,-ин?

-Да- пиши – Н

Исключение:

оловянный,стеклянный,

деревянный



Выразительно прочитайте текст. (Карточки с текстом у каждого ученика). Приложение3

Определите тему и основную мысль текста, тип и стиль речи, назовите средства выразительной речи. Выпишите прилагательные с изучаемой орфограммой.

Обменяйтесь тетрадями,

проверьте работу своего одноклассника.



Напишите в тетради в одну

строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но

записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите

Н или НН, в зависимости от

того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной,

муравьиный,

торжественный,

туманный, юный, ветреный,

старинный, песчаный,

дивизионный.

Проверь себя.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

нн н н нн нн н н нн н нн

- Поставь себе оценку:

- «5» - нет ошибок;

- «4» - 1,2;

- «3» -3,4;

- «0» – больше 4





- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о

правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

Выразите ваши впечатления

от урока. Продолжите

предложения:

На уроке я узнал…

Научился, смог…

Могу похвалить себя и своих

одноклассников за…



Предлагаю выбрать любой вариант домашнего

задания:

- упр.227

- Придумать

грамматическую сказку на тему «Приключения Н и

НН в королевстве

Прилагательного»;


Деятельность

обучающихся

Включение в

работу,

самоопределение























Обучающиеся

работают в

парах, после

чего сверяют с

эталоном на

доске.

Из каждого ряда

необходимо

исключить

лишнее слово.

Исключенные

слова написать в

4-ую строку.

Вставить

пропущенные

орфограммы,

раскрыть скобки.



Можно

исключить слово

осенний. Два

других слова -

сложные имена

прилагательные.

Пишутся слитно.



Простое

прилагательное

серебряный. Два

других – сложные,

пишутся через

дефис.



Здесь лишнее

слово утренний.

Русско(немецкий

) пишется через

дефис,

древне(русский)

слитно. Это

сложные

прилагательные.









Это имена

прилагательные















В суффиксах.



















Мы не знаем,

когда в

прилагательных

пишутся Н или

НН. (Осознание

противоречия)







Правописание Н и

НН в суффиксах

прилагательных.



1. Познакомиться с

правилом написания

букв Н и НН в прилагательных;

2. Учиться

правильно писать

прилагательные с

буквой Н

























От

существительных:

- осень

- серебро

- утро







?







В группах анализируют лингвистический материал, сравнивают, обобщают, делают выводы о написании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Самостоятельно формулируют правила, заполняют таблицу.



Учащиеся работают

с таблицей и

делают выводы.







Работа с

алгоритмом,

комментарии.























































































Самостоятельная

работа

обучающихся.







Самоконтроль.



































































Возвращение к

цели урока, ее

формулировка,

ответы на

вопросы.


Приложение 1.

1 группа

1.Обозначьте суффиксы имен прилагательных. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

глиняный журавлиный

серебряный осиный

кожаный лебединый

2.Какое значение имеет суффикс в словах первого столбика? В словах второго столбика? Какой из двух суффиксов всегда ударный?

  1. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами –ин- и –ан- (-ян-).

  2. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.



2 группа

1.Обозначьте суффиксы имен прилагательных. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?


станционный хозяйственный

экскурсионный отечественный

дискуссионный клятвенный


  1. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами –онн- (-енн-).

  2. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

3 группа

  1. Определите, от каких слов и с помощью какой морфемы образовались данные прилагательные.



длинный багряный

туманный пряный

ураганный юный


  1. Сделайте вывод, почему в прилагательных первого столбика пишется НН, а в словах второго – Н?

  2. Сформулируйте правило употребления НН в данных прилагательных, запишите его в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

4 группа

1) Отгадайте загадку:

«Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные».


2) ветреная погода;

безветренный вечер.


Обозначьте суффиксы имен прилагательных. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

Какое значение имеет суффикс в словах первого задания? Сравните свои наблюдения с данными таблицы. Сделайте вывод.

Что способствует двоякому написанию однокоренных слов второй группы?

Полученные выводы зафиксируйте в таблицу.



Приложение 2.

Таблица: «Написание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных».

Н

НН



1.Пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса _____ ( ______),

Основное значение суффикса –

«сделанный из…»

например:








1.Пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов _____ и _____ ,

Суффикс ____ всегда ударный; с его помощью образуются прилагательные чаще всего иноязычного происхождения

например:

______________________________

______________________________

______________________________



2.Пишется в прилагательных с

суффиксом ______ ,

этот суффикс всегда ударный; при помощи него образуются прилагательные от одушевлённых существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц

например:

_______________________________

_______________________________

_______________________________



2.Пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на ______ с помощью суффикса ____,

например:

________________________________

________________________________

________________________________


3. Исключения:__________________

______________________________

______________________________

3. Исключения:____________________

________________________________

________________________________




Приложение 3.

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

Выпишите из текста прилагательные с изученной орфограммой, распределяя их по группам:

1. Основа существительных + -ан-, -ян-

2. Основа существительных + -ин-

3. Основа существительных + -онн-, -енн-

4. Основа существительных на -н-+ -н-




Н

НН

1. Основа существительных + -ан-, -ян-

Примеры

1. Основа существительных + -онн-, -енн-

Примеры

2. Основа существительных + -ин-

Примеры

2. Основа существительных на -н-+ -н-

Примеры


Конспект урока по теме «Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок изучения новых знаний и способов действий.Форма - урок-поиск.Особенностью урока является наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.

Формы работы:фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

В процессе урока формируются:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной

цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы,

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае

расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

 

обосновывать свою точку зрения.

 

Автор Шушакова Людмила Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 982
Номер материала 26828
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓