Главная / Информатика / Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности" (10 класс)

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности" (10 класс)

Тема урока: «Логические выражения и таблицы истинности».


Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

    1. Научить составлять логические выражения из высказываний

    2. Ввести понятие “таблица истинности”

    3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности

    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

    5. Ввести понятие равносильности логических выражений.

2. Развивающие:

1. Развивать логическое мышление

2. Развивать внимание

3. Развивать память

4. Развивать речь учащихся

  1. Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников

2. Воспитывать дисциплинированность

3. Формировать интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся.

4. Воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: урок изучение нового материала

Вид урока: лекция - беседа, продолжительность — 45 минут

Возраст учащихся: 10 класс

Оборудование урока:

персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями;

План урока.

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.

  3. Изучение нового материала - 10 мин.

  1. Закрепление полученных знаний - 24 мин.

  2. Подведение итогов урока — 5 мин.

  3. Домашнее задание — 2 мин.


Ход урока.

Эпиграфом к уроку являются слова Б.Паскаля: “ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА - В ЕГО СПОСОБНОСТИ МЫСЛИТЬ”.


этап урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Орг. момент

Мотивация.

Задачи этапа:

-стимулировать познавательную активность учащихся,

-привлечь внимание к теме урока.

Актуализация ранее полученных знаний, которые помогут более эффективному усвоению материала

Приветствие учащихся. Объявляю тему урока.

(обращаю внимание уч-ся на эпиграф урока)

Ребята, как вы думаете, почему Блез Паскаль уверен в том, что величие человека – в его способности мыслить?

Что является составляющими нашего мышления?


Учащимся предлагается заполнить части кластера по теме «основы логики»




Учащиеся думают над эпиграфом урока и участвуют в обсуждении.



понятие, высказывание, умозаключение


Учащиеся заполняют кластеры.

2

Целеполагание

Задача этапа: обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности через установку:

- на получение знаний,

-на формирование умений,

- на осознание значимости.

Сопоставьте заполненный кластер с образцом на экране. Что осталось не заполненным?

Почему?


А теперь давайте попытаемся сформулировать цель урока?


Для чего создавать таблицы истинности логических функций?




Последний овал (не умеем определять значение сложного выражения)

Научиться строить таблицы истинности


Для определения значений функции

3

Теоретический этап усвоения нового материала

Задачи этапа:

-познакомить с этапами построения таблиц истинности;

- формировать навыки моделирования

Что же такое таблица истинности, как вы думаете?





Рассмотрим следующую функцию и построим для нее таблицу истинности: F = Ú В) ÙA Ú ¬B)

Сколько столбцов будет иметь эта таблица?

В каком порядке заполнять названия столбцов таблицы?

Сколько строк будет иметь эта таблица?

В каком порядке выполняются логические операции?

Заполняем таблицу.

Сформулируйте алгоритм построения таблиц истинности.

Таблица истинности – это таблица, устанавливающая соответствие между возможными наборами значений логических переменных и значениями функций.





7 (две переменные и 5 операций)

в соответствии с выполнением логических операций

5

В соответствии с приоритетом.

  1. Подсчитать количество переменных n в логическом выражении;

  2. Определить число строк в таблице, которое равно m=2n;

  3. Подсчитать количество логических операций в логическом выражении и определить количество столбцов в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;

  4. Ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

  5. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений, в виде n-значных возрастающих двоичных чисел;

  6. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.


4

Этап закрепления новых знаний и новых способов действий

Задачи этапа:

-выработать практическое умение составлять таблицы истинности для различных логических выражений

- учить самостоятельно применять полученные знания.

1) Составьте в тетради таблицу истинности для функции:

F = X Y ¬Z


2) Как доказать равносильность функций?

задание с равносильными функ.

3) определение истинности высказывания (имена)

4) какое выражение соответствует таблице истинности (если есть время)

5) уч-ся предлагаются составить в тетради таблицы истинности для 5 выражений.




Составить их таблицы истинности (они одинаковы)

3

4


1



Учащиеся выполняют задания в тетради

5

Подведение итогов.

Задачи этапа:

- сопоставить итоги работы с поставленными задачами,

-развивать способность анализировать приобретенные на уроке знания и умения.

Учащимся предлагается осуществить самопроверку построенных таблиц.

За каждый правильный ответ зачисляется 1 балл.

В конце урока сдайте тетради, и я проверю правильность выставленной вами оценки.


Учащиеся проверяют составленные таблицы истинности и оценивают их.

6

Рефлексия

При проведении рефлексии используется приём «Синквейн».

Задачи этапа:

- учиться давать оценку результативности собственной деятельности на уроке.

Подведем итоги. Тема нашего урока - …

Цель нашего урока - …

Итоги урока подведем при помощи составления синквейна

1я строка – одно имя существительное.

2я строка – два прилагательных.

3я строка – три глагола.

4я строка – одно завершенное предложение (высказывание).

5я строка – одно итоговое слово.

В разделе логика все темы связаны между собой, не изучив предыдущих тем невозможно продвинуться дальше. Подобные задания есть в ЕГЭ по информатике.

Как вы думаете, в каких предметах пригодится знание основ логики?

Уч-ся предлагают вои варианты




Таблица

Истинная, достоверная

Составлять, доказывать, проверять

Позволяет определять истинность сложного логического выражения

Логика









Русский язык, математика

7

Домашнее задание

§3.3, №3.2, 3.3

































Заполняется таблица по теме урока.

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнали, и что осталось узнать?
















Согласно толковому словарю, таблица истинности – это табличное представление логической схемы (операции), в котором перечислены все возможные сочетания значений истинности входных сигналов (операндов) вместе со значениями истинности выходного сигнала (результата операции) для каждого из этих сочетаний.


hello_html_m324a238.gif





































hello_html_m24219983.gif

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности" (10 класс)
  • Информатика
Описание:

Данный урок проводится в 10 классе при изучении раздела "Основы логики". 

Урок позволяет сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

    1. Научить составлять логические выражения из    высказываний

    2. Ввести понятие “таблица истинности”

    3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности

    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

    5. Ввести понятие равносильности логических выражений.

         2.   Развивающие:

1. Развивать логическое мышление

2. Развивать внимание

3. Развивать память

4. Развивать речь учащихся

  1. Воспитательные:

            1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников

            2. Воспитывать дисциплинированность

            3. Формировать интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся.

 

            4. Воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда.

Автор Воронцова Людмила Александровна
Дата добавления 07.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1129
Номер материала 55823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓