Главная / Обществознание / Конспект урока по теме: Истоки и опасность международного терроризма в современном обществе

Конспект урока по теме: Истоки и опасность международного терроризма в современном обществе

Тема: Истоки и опасность международного терроризма в современном обществе

для учащихся 8 класса

Цель:

  • закрепить у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;

  • акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;

  • содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;

  • содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);

  • повторить с учащихся основные правила поведения в условиях теракта


Ход урока

Слайд 1 название урока

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим материал по теме Истоки и опасность международного терроризма в современном обществе, пройденный на уроках истории и обществознания. В гимназии 3 сентября вы были участниками акции Памяти жертвам террактов.

Слайд 2 фото из школьного архива «ангелочков», которые делали учащиеся на День памяти жертвам террора 3.09

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Выступление агитгруппы

Действующие лица (учащиеся 9-11 класс)

  • Девочка, погибшая при теракте в Беслане (костюм девочки – бантики, юбочка, футболка)

  • Ее мать, также погибшая (обычная одежда)

  • Медсестра, работавшая в военном госпитале (сумка медсестры, одежда обычная)

  • Женщина, работавшая в башнях-близнецах (обычная одежда)

  • Мальчик-террорист (с поясом – смертника)

  • Ангелы первый и второй (в плащах – с капюшонами)

Все сцены сопровождаются видеофрагментами – кадрами из истории терактов в России и мире, музыкой, светом. Ролики, которые входят в сценарий, должны быть выдержанны по времени.

Ведущий 1

Террор, терроризм, диверсия – эти слова все чаще мы слышим из средств массовой информации. Терроризм не является ни народным, ни национальным изобретением. "Террор" (лат.) – это политика запугивания и подавления посредством применения силы, внушающей "страх". (1,178)

Ведущий 2

Его цель - попытка воздействовать на общественное мнение или на решения правительства. Важно то, что простой обыватель проникается страхом того, что под боком случайно может обнаружиться смертник, стремящийся нарушить все жизненные планы близких ему людей.

Ведущий 1

Сегодня терроризм — это еще и идеальное оправдание закручивания гаек. Народными массами, которые образуют электорат в стране, нужно управлять. После внезапных террористических актов правительство имеет полное право вмешиваться в личную жизнь своих граждан и принимать законы, сужающие их права и свободы до удобных ему масштабов.

Ведущий 2

Общее количество жертв терактов в России с 1993 года уже превысило 2000 человек. Но пока политики спорят, страдают от этого простые граждане…

 [Белые фигуры на сцене – все герои - будущие жертвы покрыты своей белой простыней(или материей) сидят на коленках с опущенной к полу головой. Каждый герой перед началом своей сцены поднимается, снимает простынь (или материю) и подходит к середине сцены.]

На экране видео – ролик- новости 1 сентября Беслан

 Девочка (встает первой, снимая с себя белую простыню): 

Мне мамочка на первое сентября новую юбочку купила, и рубашечку и рюкзак даже не брата старый, а новый из магазина принесла. Розовый, как я люблю, с куколкой, красивый такой. Нас утром рано собрали, жарко было потому что, а папа к нам не пришел, ему на работу надо было, но он обязательно обещал мне мороженое купить. Мы стояли, стояли, а потом к школе машины приехали. [срочно измениться в лице!] Из них выходили дяденьки и стрелять начали, мне страшно стало, я к мамочке прижалась. Мама сказала, что ничего страшного, все хорошо… а другие, те, кто с нами стояли, побежали вдруг, и мамочка моя тоже, и братик, и я с ними… [пауза] только рюкзак у меня был тяжелый, а люди бежали-бежали… я мамину руку потеряла, а другие толкались. Мне так страшно было. Мама, мама, мамочка, вернись, мама! И мама меня звала… вот только я ее не видела больше, и братик пропал. Только люди не останавливались, толкались-толкались… и кричали, и я с ними. Мама! Мама, пожалуйста! Мама, не оставляй меня, мамочка! А потом я упала. О камешек, наверное, споткнулась. Мне больно было… Мамочка, вернись ко мне, мамочка! Мамочка, не уходи, пожалуйста! Мама, они же затопчут меня, мамочка! Мама! Мамочка! [Появляются ангелы, надевают на девочку красный колпак, уводят]

 Музыка…кадры останавливаются на глазах ребенка и отца (матери)

Видеотеракт Буденновск (14—19 июня 1995 года) (12)

Мама (встает после видео): 

Мы Леночке не сказали, что после линейки в парк пойдем, чтобы сюрприз ей сделать.  Она любит на колесе обозрения кататься. Любила, конечно… здесь не покатаешься, здесь никому места нет. Если бы только не они, дъяволы… И глаза у них черные, и души у них такие же, прогнившие, дьявольские. Нет у них чувств и нет у них жалости. И не люди они. Если бы только не они, если бы не они! Мы бы с Леночкой и Лешенькой в парк бы сходили, а потом я бы им пирог сделала, как любят они… Любили, конечно. Мою Леночку я из-за них потеряла, и Лешеньку тоже… А Леша, он кушать захотел, когда нас в зал согнали всех, как скот. Они стояли с ружьями, с пистолетами и смотрели глазами своими черными, пустыми глазами бездушными на нас. Не люди они уже. А Лешеньке кушать хотелось, он меня попросил, а я ему сказала, что нельзя пока что, смотри на них, на гадов бессердечных. Но он меня не послушал. Глупенький! Маленький мой мальчик! Не надо было к ним идти, не надо было! Он и крикнуть не успел! [тяжелый вздох] За что они так? За что они с детьми так? Что им, дьяволам, дети наши сделали? Что? Что, скажите мне, зачем так с нами? Девочка моя, мальчик мой… детки мои…

 Девочка: Мама! Мамочка! [Появляется из-за кулис, с красным колпаком в руках]

 Мама: Леночка! Леночка моя!

 Девочка: Пошли, мамочка, нас уже ждут, пойдем, мамочка. [Их ожидают ангелы]

 Видео из чеченской хроники (1 мин)(10)

Медсестра (встает после ролика): 

Мама и бабушка мною гордились, когда я в институт поступила на медработника, а еще и на бюджет, а потом плакали, когда меня на войну отправили. Мы все знали, что врачей в Чечне не хватает, но не думали, что это и нас коснется. И я поехала. И начался сущий кошмар, ад!.. Клянусь вам, грешников в аду пытают именно так. Я многое видела, с каждым разом все хуже и хуже, у кого-то простая рана, а кому-то руку оторвало или даже не до конца, и она так, по земле на кусочках мяса волочится по земле, уже мертвая… А у кого-то снимешь шину, бинты, а там черви. Копошатся в живом теле, их так много, что плоти не видно за их тельцами, и человек этот кричит, кричит, кричит! Но лекарств на всех не хватит, не всем помогут. И с каждым разом я думаю, слава богу, что не я на их месте, слава богу, не меня отправляют сражаться… Господи, за что ты так? За что ты так со своими детьми поступаешь? Чем они провинились, господи? Прекрати это, прошу тебя, прекрати!.. И с каждым утром все заново; кровь, раны, боль и крики в самую душу, а я сама им еще больнее делаю, руками своими! Но надо же, надо лечиться, простите меня, дорогие, молю вас, простите… А потом они пришли и в наш госпиталь. И меня больше не стало. [появляются ангелы, стараются увести Медсестру] Нет, стойте! Я им еще не все рассказала! Подождите же! Глаза их! Глаза у них черные! Нет у них сердца! Нет!

  [Ангелы насильно уводят ее за кулисы]

 Видео – новости по ОРТ 11.09 2011 г. Теракт в США (2 мин)(14)

Женщина(встает после ролика): 

Мы поссорились утром с Джоном, я рано из дома ушла на работу, а потом был час-пик, это же Нью-Йорк, тут по-другому не бывает, если едешь в центр прямо в офисы башен-близнецов. Я злилась, но гордилась собой, ведь сегодня я заключу выгодную сделку, и может быть, даже получу повышение – кто знает? Я пришла на работу где-то в восемь сорок, за двадцать минут до нужного времени, поднялась на свой этаж, в свой кабинет, села за стол… Это произошло так быстро, что я ничего не успела понять. Скрежет, крик дурочки-секретарши и взрыв. Я помню, как мне опалило все тело, я было больно, как кожа плавилась вместе с тканью, как я лежала на полу, еще в сознании, живая. И как много я не успела сказать. Мама, папа, я так вас люблю!  И Джон, прости меня за сегодняшнее утро, пожалуйста! Я не хотела тебя обижать, совсем не хотела! А теперь я лежу здесь, я даже двигаться не могу. Я даже не знаю, что произошло со мной, почему именно я здесь… Теперь я вспоминаю все, детство, школу, институт и первую работу… вот только как это поздно, ведь все мое тело болит от ожогов, неужели я уже умираю? [ангелы появляются, в руках краска] Я так много не успела, боже! Я так хотела стать художницей! Я так хотела рисовать! Ах, да, краска и тут есть… [один ангел выливает ей на голову жидкую красную краску, другой красит блузку] Краска… но почему, почему она только красная?

 Видео – ролик о террористах

Мальчик: 

Они пришли в нашу деревню, когда папы дома не было, он уехал в город за платьем для мамы, потому что у нее скоро будет день рождения. Папа всегда дарил маме подарки на любой праздник, ведь он очень сильно любил ее. Очень-очень сильно, он сам мне говорил… Но потом они пришли и… и они убили маму! Они убили мою маму, а ведь она им ничего не сделала! Она никогда никому ничего плохого не делала! А меня… а меня забрали к себе. Мне было семь лет тогда, а теперь я не знаю, сколько мне. Мой день рождения не праздновали, как мамино… Нас только учили. Они говорили, что я скоро стану великим, что я стану знаменитым, исполню их приказы и они отпустят меня. Но я знал, что ни за что не отпустят. Всех старших ребят забирали, сначала Игоря, Славку, мы с ними друзьями были, а потом они так и не вернулись обратно домой. Мой черед пришел в субботу, я точно помню… В ту субботу они надели на меня пояс, кожаную куртку… такая у папки была. А пока они мне что-то говорили, я их не слушал, только про кнопку что-то расслышал, но этого мало. Ведь я знал, что меня ждало впереди. А я не хотел этого! Я не хотел умирать! Я хотел маму и папу увидеть! Но не умирать, не умирать ни за что! Зачем они это делают? Зачем заставляют нас? Я жить хотел! Я и теперь хочу! Но я ничего не верну назад! [из-за кулис начинают появляться все остальные умершие] Нельзя так! Нельзя так! Почему я?

 Все умершие: Почему я?

[поникшим тихим голосом по очереди, как эхо за мальчиком]


Учитель ТИ: Посмотрев данное выступление, каждый из вас еще раз осмыслил сущность терроризма. Поэтому сейчас с помощью модели фрейра вы напишите определение, признаки терроризма, примеры и противоположные примеры. Время на выполнение задания 3 минуты.

Хлопки


Учитель ТИ:

Участники №1 дайте определение терроризму. (определение на всякий случай)

Участники №2 назовите признаки терроризма (перечислить признаки) я на доске запись

Участники №3 – примеры

4 противоположные примеры


Учитель: переходим к модели ТОКИН МЭТ: ваша задача представить ассоциации со словом терроризм через слова, фразы, рисунки и т.п.

Время 3 минуты. По сигналу команды переходите от стола к столу, вам нужно установить взаимосвязь между данными ответами, соединяя идеи стрелками. Если в записях что-то непонятно, рядом поставьте вопрос. На каждый переход полминуты.


Учитель: подводим итоги. Вам дается 2 минуты, чтобы проанализировать созданные связи, ответить на заданные вопросы и подготовиться к презентации своих Токин мэт.


Презентации (по 1 минуте)


Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

Используя модель РАУНД ТЭБЛ мы с вами напишем правила поведения в случае террористической угрозы в определенной ситуации. Каждый участник возьмите лист с указанием конкретной ситуации и напишите, что нужно делать. По сигналу каждые полминуты передаем листы друг другу по кругу.

Опрос участников


Учитель: Многострадальным жертвам террора советуют как можно скорее постараться забыть тот ад, в котором они находились. А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Потому что это и есть война. А на войне как на войне.

Ролик по окончании, свеча и минута молчания. (Метроном)



Конспект урока по теме: Истоки и опасность международного терроризма в современном обществе
  • Обществознание
Описание:

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;

 формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Развивающий аспект, навыки:

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях.

Урок проводится с использованием структур Сингапура: ТОКИН МЭТ, РАФТ, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.С помощью их  учащиеся формулируют определение  терроризма,  основные признаки, рассматривают историю терроризма, причины ,виды, способы борьбы с ним на уровне государства. Учащиеся  используя структуру РАФТ готовят д/з –роли  погибших от террора детей , людей. Перед каждым  этапом урока - они проигрывают их с использованием роликов трагедий террора  и музыки .

В ходе работы по группам  они готовят материал для написания эссе по теме: «Террор – революционная фаза глобализации», что и будет их домашним заданием.

Автор Ахметшина Татьяна Ивановна, Фаттахова Лилия Сабирзяновна
Дата добавления 29.03.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 673
Номер материала 58852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓