Конспект
урока по теме: « Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места»
4
класс.
Цели:
Закреплять знания о наречии; продолжать обучать разбору предложений; учит детей
отыскивать в предложении обстоятельства, уметь отличать обстоятельство от
дополнения; распознавать обстоятельства места, времени и способа действия.
Помочь
детям усвоить новое понятие "обстоятельство";
Способствовать
развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать,
систематизировать;
Содействовать
формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать
"новое", способствовать развитию коммуникативных способностей
(слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и
отстаивать свое мнение)
Оборудование:
таблицы, учебники, карточки.
Ход урока
1.Организационный
момент
2.Закругление
пройденного материала
-Образуйте
от имен прилагательных наречия.
А)Крепкий
Б)Густой
В)Душный
Г)Кроткий
З)Чистый
Е)Нежный
-Как
образовали наречия?
(дети
отвечают)
-образуйте
от следующих прилагательных наречия и запишите их парами. Найдите в словах
известные орфограммы и объясните их написание.
(один
ученик работает у доски, объясняет написание)
На
доске:
Удивительный-
удивительно
Сладостный-сладостно
Мягкий-
мягко
Яркий-
ярко
Ослепительный-
ослепительно
-Все
эти прилагательные, от которых мы образовали наречия, использовали в своем
высказывании В.Г. Белинский, восхищаясь стихотворением А.С. Пушкина.
(раздаются
карточки с текстом)
«И
что же это за стих!...вся сила русского языка явилась в нем в удивительной
полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола,
ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как
весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обстоятельная,
невыразительная прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая
влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма…»
-Мы
уже не раз обращались к произведениям А. С. Пушкина и восхищались его
выразительным, нежным, певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с
небольшим отрывком из поэмы Пушкина Руслан и Людмила».
3.
Сообщение темы урока.
Прочитайте
начало поэмы. Обратите внимание на иллюстрацию к отрывку.
(Дети
читают текст в презентации )
-Скажите,
куда, в каком направлении идет кот?
(Направо,
налево, кругом)
-Какой
частью речи являются названные вами слова?
(наречием)
-Каким
членом предложения является наречие?
(второстепенным,
обстоятельством)
-Сегодня
на уроке мы будем говорить об обстоятельстве места.
(На
доске)
Обстоятельство место
4) Работа по теме урока
) Сказка о членах предложения.
На доске рисунок семьи-предложения.
В этой дружной семье есть мама, папа,
дочь-старшеклассница, сын, и маленький ребенок. Папа очень любит читать газеты,
ему интересно знать кто? и что? Мама всегда занята домашними делами и
спрашивает что делать? что сделать? Старшая дочь любит повертеться перед
зеркалом, задавая вопросы: какое платье надеть? Какие туфли подойдут? Какая
прическа ей к лицу? Сын-пятиклассник смотрит фильмы и спрашивает: кого? чего?
Кому? Чему?... А малыш, который еще не умеет ходить интересуется всем вокруг и
постоянно задает массу вопросов: где? Когда? Куда? откуда? Почему? Зачем? И
как?
-С какими членами семьи-предложения мы уже
знакомы?
-Какая будет тема нашего урока? Чему будем
учиться? (предположения детей)
б)-Запишите тему урока. Обстоятельство.
-Прочитайте предложения на доске.
Дети вернулись домой.
Дети вернулись домой из похода.
Дети вернулись домой из похода вечером.
-В каком предложении самая точная информация?
(запись с комментированием)
-Найдите грамматическую основу. Как называются
оставшиеся слова?
-Задайте вопросы. На что они указывают?
-От какого главного члена задавали вопрос?
Считалочка: Где? Когда?
Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И как?
-Подчеркиваем так: -. -. -. -. -.
-Будут ли второстепенные члены этого
предложения обстоятельствами? Подчеркните.
ВЫВОД: - Что такое обстоятельство?
-На какие вопросы отвечает?
-От какого слова задаем вопрос?
-Как подчеркиваем?
Физкультминутка.
-Еще раз прочитайте начало поэмы. Найдите
обстоятельства.
-Какими частями речи они выражены?
(сущ, нар)
-Как отличит, не перепутать- дополнение или
обстоятельство перед ними? В этом нам поможет таблица- рассуждение.
1.Определяю,отвечает ли слово на вопрос
косвенного падежа:
Нет да
2.Определяю,
обозначает ли слово место, время или способ действия:
Да нет
Вывод: член предложения- обстоятельство
Вывод: член предложения- дополнение
|
Эта
таблица поможет нам в течение урока правильно определить второстепенные члены
предложения.
На
доске записаны три отрывка из стих- ния.
-Выберите
предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.
(Работают
самостоятельно)
1.И
ручейки в т…ни л…сной
Чуть
в…ются сонною в…лной
2.Повсюду
роз ж…вые ветки
Цв…тут
и дыш…т по тр…пам
3.стоят
угрюмых гор в…ршины
В
одн…бразной б…лизне
И
дремл…т в веч…ной т…шине
-Как
вы думаете ,что описывал Пушкин в этих строках?
(выслушиваются
ответы детей)-
-Назовите
все обстоятельства в этих отрывках.
Что
общего вы заметили?
(во
всех отрывках есть обстоятельства места: В тени, повсюду, в белизне, в тишине,
по тропам)
5.
Письмо по памяти
Слайд1
(Кругом
не видно дымной кровле,
Не видно
путника в …(шубе, снегах, санях),-
И
звонкий рог веселой ловли
В
пустынных не трубит…(полях, морях, горах, деревнях)
(находят
орфограммы, объясняют их написание)
-
Сколько перед вами предложений?
Назовите
обстоятельства. Какой частью речи они выражена?
-Докажите
, что это обстоятельства.
(
дети доказывают0
-Что
общего вы заметили?
(Перед
нами все обстоятельства места)
6.
Работа по теме урока .
-Я
буду читать вам стихотворение. Ваша задача- выписать из текста обстоятельства.
…Озерная
Мгновенным
блеском тьма ночная,
Мгновенно
дверь отворена;
Безмолвно,
гордо выступая,
Ногами
саблями сверкая
Арапов
длинный ряд идет
Попарно,
чинно, сколь возможно,
И на
подушках осторожно
Седую
бороду несет;
И
входит с важностью за нею,
Подняв
величественно шею,
Горбатый
карлик из дверей;
Его-
то голове обритой,
Высокий
колпаком покрытой,
Принадлежала
борода.
-Какими
частями речи выражены обстоятельства?
(наречиями,
существительными)
-Посмотрите
предложения, подберите к ним соответствующие схемы.
На слайде2
Тогда
на месте опустелом
Меч
богатырский засверкал.
И
тихо меч он опускает.
В
нем гнев свирепый умирает.
Волшебник
силится, кряхтит
И
вдруг с Русланом улетает.
-Простые
или сложные предложения записаны?
-Простые.
-Почему
в них есть запятые?
-Предложения
осложнены однородными сказуемыми.
7)
Итог урока Итог урока.
– С
каким второстепенным членом предложения вы познакомились? Что можете рассказать
о нем? Какие чувства испытывали во время работы? В чем затруднялись?
Физкультминутка.
Закрепление.
-с.
72 упр. 2 (по заданию)
-с.
73 упр. 5
Упр.
4- устно
Итог
урока. Домашнее задание.
-
Продолжите предложение. Главные члены предложения – это…
Второстепенные
члены предложения – это …
-С
каким членом предложения познакомились?
-Как
его найти в предложении?
-Что
понравилось на уроке? О чем хотели бы узнать?
(Оценить
работу на уроке.)
Д/з.
С.72 считалочку выучить, упр. 3 по образцу.
Дополнительно:
упр. 1; словарная работа (определить на какие вопросы отвечают словарные слова,
могут ли они быть в предложении обстоятельством)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.