Главная / Начальные классы / Конспект урока по теме: « Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места» 4 класс.

Конспект урока по теме: « Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места» 4 класс.

Конспект урока по теме: « Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места»

4 класс.

Цели: Закреплять знания о наречии; продолжать обучать разбору предложений; учит детей отыскивать в предложении обстоятельства, уметь отличать обстоятельство от дополнения; распознавать обстоятельства места, времени и способа действия.

Помочь детям усвоить новое понятие "обстоятельство";

Способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать;

Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать "новое", способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)

Оборудование: таблицы, учебники, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Закругление пройденного материала

-Образуйте от имен прилагательных наречия.

А)Крепкий

Б)Густой

В)Душный

Г)Кроткий

З)Чистый

Е)Нежный

-Как образовали наречия?

(дети отвечают)

-образуйте от следующих прилагательных наречия и запишите их парами. Найдите в словах известные орфограммы и объясните их написание.

(один ученик работает у доски, объясняет написание)

На доске:

Удивительный- удивительно

Сладостный-сладостно

Мягкий- мягко

Яркий- ярко

Ослепительный- ослепительно

-Все эти прилагательные, от которых мы образовали наречия, использовали в своем высказывании В.Г. Белинский, восхищаясь стихотворением А.С. Пушкина.

(раздаются карточки с текстом)

«И что же это за стих!...вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обстоятельная, невыразительная прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем богатство мелодии и гармонии языка и ритма…»

-Мы уже не раз обращались к произведениям А. С. Пушкина и восхищались его выразительным, нежным, певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с небольшим отрывком из поэмы Пушкина Руслан и Людмила».

3. Сообщение темы урока.

Прочитайте начало поэмы. Обратите внимание на иллюстрацию к отрывку.

(Дети читают текст в презентации )

-Скажите, куда, в каком направлении идет кот?

(Направо, налево, кругом)

-Какой частью речи являются названные вами слова?

(наречием)

-Каким членом предложения является наречие?

(второстепенным, обстоятельством)

-Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельстве места.

(На доске)

Обстоятельство место

4) Работа по теме урока

) Сказка о членах предложения.

На доске рисунок семьи-предложения.

В этой дружной семье есть мама, папа, дочь-старшеклассница, сын, и маленький ребенок. Папа очень любит читать газеты, ему интересно знать кто? и что? Мама всегда занята домашними делами и спрашивает что делать? что сделать? Старшая дочь любит повертеться перед зеркалом, задавая вопросы: какое платье надеть? Какие туфли подойдут? Какая прическа ей к лицу? Сын-пятиклассник смотрит фильмы и спрашивает: кого? чего? Кому? Чему?... А малыш, который еще не умеет ходить интересуется всем вокруг и постоянно задает массу вопросов: где? Когда? Куда? откуда? Почему? Зачем? И как?

-С какими членами семьи-предложения мы уже знакомы?

-Какая будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (предположения детей)

б)-Запишите тему урока. Обстоятельство.

-Прочитайте предложения на доске.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

-В каком предложении самая точная информация?

(запись с комментированием)

-Найдите грамматическую основу. Как называются оставшиеся слова?

-Задайте вопросы. На что они указывают?

-От какого главного члена задавали вопрос?

Считалочка: Где? Когда?

Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И как?

-Подчеркиваем так: -. -. -. -. -.

-Будут ли второстепенные члены этого предложения обстоятельствами? Подчеркните.

ВЫВОД: - Что такое обстоятельство?

-На какие вопросы отвечает?

-От какого слова задаем вопрос?

-Как подчеркиваем?

Физкультминутка.

-Еще раз прочитайте начало поэмы. Найдите обстоятельства.

-Какими частями речи они выражены?

(сущ, нар)

-Как отличит, не перепутать- дополнение или обстоятельство перед ними? В этом нам поможет таблица- рассуждение.

1.Определяю,отвечает ли слово на вопрос косвенного падежа:

Нет да

2.Определяю, обозначает ли слово место, время или способ действия:

Да нет



Вывод: член предложения- обстоятельство

Вывод: член предложения- дополнение




Эта таблица поможет нам в течение урока правильно определить второстепенные члены предложения.

На доске записаны три отрывка из стих- ния.

-Выберите предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.

(Работают самостоятельно)

1.И ручейки в т…ни л…сной

Чуть в…ются сонною в…лной

2.Повсюду роз ж…вые ветки

Цв…тут и дыш…т по тр…пам

3.стоят угрюмых гор в…ршины

В одн…бразной б…лизне

И дремл…т в веч…ной т…шине

-Как вы думаете ,что описывал Пушкин в этих строках?

(выслушиваются ответы детей)-

-Назовите все обстоятельства в этих отрывках.

Что общего вы заметили?

(во всех отрывках есть обстоятельства места: В тени, повсюду, в белизне, в тишине, по тропам)

5. Письмо по памяти

Слайд1

(Кругом не видно дымной кровле,

Не видно путника в …(шубе, снегах, санях),-

И звонкий рог веселой ловли

В пустынных не трубит…(полях, морях, горах, деревнях)

(находят орфограммы, объясняют их написание)

- Сколько перед вами предложений?

Назовите обстоятельства. Какой частью речи они выражена?

-Докажите , что это обстоятельства.

( дети доказывают0

-Что общего вы заметили?

(Перед нами все обстоятельства места)

6. Работа по теме урока .

-Я буду читать вам стихотворение. Ваша задача- выписать из текста обстоятельства.

Озерная

Мгновенным блеском тьма ночная,

Мгновенно дверь отворена;

Безмолвно, гордо выступая,

Ногами саблями сверкая

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его- то голове обритой,

Высокий колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

-Какими частями речи выражены обстоятельства?

(наречиями, существительными)

-Посмотрите предложения, подберите к ним соответствующие схемы.

На слайде2

Тогда на месте опустелом

Меч богатырский засверкал.

И тихо меч он опускает.

В нем гнев свирепый умирает.

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает.

-Простые или сложные предложения записаны?

-Простые.

-Почему в них есть запятые?

-Предложения осложнены однородными сказуемыми.

7) Итог урока Итог урока.



С каким второстепенным членом предложения вы познакомились? Что можете рассказать о нем? Какие чувства испытывали во время работы? В чем затруднялись?

Физкультминутка.

Закрепление.



-с. 72 упр. 2 (по заданию)

-с. 73 упр. 5

Упр. 4- устно

Итог урока. Домашнее задание.

- Продолжите предложение. Главные члены предложения – это…

Второстепенные члены предложения – это …

-С каким членом предложения познакомились?

-Как его найти в предложении?

-Что понравилось на уроке? О чем хотели бы узнать?

(Оценить работу на уроке.)

Д/з. С.72 считалочку выучить, упр. 3 по образцу.

Дополнительно: упр. 1; словарная работа (определить на какие вопросы отвечают словарные слова, могут ли они быть в предложении обстоятельством)















Конспект урока по теме: « Второстепенные члены предложения. Обстоятельство места» 4 класс.
  • Начальные классы
Описание:

Цели: Закреплять знания о наречии; продолжать обучать разбору предложений; учит детей отыскивать в предложении обстоятельства, уметь отличать обстоятельство от дополнения; распознавать обстоятельства места, времени и способа действия.

Помочь детям усвоить новое понятие "обстоятельство";

Способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать;

Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать "новое", способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)

 

Оборудование: таблицы, учебники, карточки.

Автор Дрокова Галина Вениаминовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1813
Номер материала 8645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓