МАОУ СОШ с.Тахтамыгда имени Н.К.Магницкого
Урок ИЗО в 5 классе
Тема: Цветовой круг
Учитель ИЗО-
Шаповалова Жанна Владимировна
Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.
Цели и задачи:
·
развитие графических
умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных
материалов;
·
изучение основ
цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, шаблон круга,
кисти, палитра; для учителя – то же.
Зрительный ряд:
презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II.Беседа. Введение в тему урока. (Слайд3,4)
-Ребята, давайте с вами отгадаем загадки.
Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! -
Я люблю щипать траву,
А любимый цвет -...
Ответ: зеленый
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
Ответ: фиолетовый
Незабудок цвет чудесный —
Светлый, радостный, небесный.
Угадаем мы с тобой
Этот цвет. Он — ...
Ответ: голубой
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...
Ответ: красный
Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!
Ответ: желтый
Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше!
Ответ: синий
Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и ...
Ответ: оранжевый
- Молодцы, все верно. А кто догадался
о чем у нас сегодня пойдет речь?
-Действительно, мы будем говорить о
тайне цвета.
В природе все выражено только в
цвете, и все, что мы видим, мы воспринимаем исключительно в цвете. Наконец,
восприятие цвета (точнее, ощущение) неизбежно окрашивается в тот или иной
чувственный тон, что вызывает у нас удовольствие или неудовольствие.
-Скажите, пожалуйста, а сколько
цветов знаете вы? 3,6,10,30, 100? Ребята у вас получилось не меньше 6 цветов.
Именно столько, содержится в минимальном наборе красок. Посмотрите на свои
краски. Это: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. А знаете,
смешивая эти цвета между собой можно получить намного больше цветов. Кто мне
скажет, а где художники получают, смешивают краски? Краски смешивают в
специальном посуде, она называется палитрой (показываю палитру)
В природе множество цветов и
оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Для удобства
ориентирования в них, люди придумали классификации цветов.
а) Хроматические и ахроматические цвета. (Слайд
5)
Это две основные группы цветов. Хрома,
хроматос - в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия говорят о
том, что в одну группу входят цвета, а в другую - не содержащие цвет.
Ахроматические - не цветные. Это белый и черный цвета, а
также все серые, получаемые при смешивании черного и белого. (Слайд 6)
Хроматические - цветные - это все остальные цвета.
(Слайд 7)
Хроматические, в свою очередь,
делятся на основные и составные цвета.
К основным цветам
относятся : красный, синий, желтый.(Слайд 8)
По парное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых
составными. (Слайд 9)
- Итак, у нас получилось шесть
цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный,
Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый
(можно сказать поговорку). Исключение составляет Голубой цвет, который не
является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.
- Теплые и холодные цвета.
Взгляните еще раз на таблицу и вы без труда определите где теплые и
где холодные цвета.
- Теплыми считаются : красный, желтый, оранжевый и их смеси. (Слайд
10)
- Холодным относятся: цвета луны, сумерек, мороза. Это синий,
фиолетовый, и их смеси.(Слайд 10)
А зеленый цвет – особенный цвет: если в нем больше желтого то он
относится к теплым цветам, а если больше синего то уже относится к холодным
цветам.
Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно
они находятся в спектре друг против друга. (Слайд 11)
- Контрастные цвета – это значит противоположные цвета. Они
подчеркивают контрастность то есть усиливаю яркость.
- красный – зеленый
- синий – оранжевый
- желтый – фиолетовый
Сближенные цвета:
Те которые в спектре находятся рядом, и их смеси оттенки.
Давайте попробуем смешать( показывается на доске)
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + желтый = зеленый
Если вы были внимательны, то вероятно заметили, что получившиеся 6
цветов - это цвета радуги. И есть такая поговорка
Каждый --- красный
Охотник ---оранжевый
Желает ----желтый
Знать -----зеленый
Где -----голубой
Сидит ---синий
Фазан -----фиолетовый
III.
Практическое задание
-Итак, шаблон круга у нас есть. Дальше мы берем
3краски.
1. Красный, синий, желтый - это основные цвета, или цвета 1-го порядка.
Этими цветами мы раскрашивает треугольник в центре. И сектора в бублике
напротив углов треугольника. (Слайд 12)
2. Смешивая основные
цвета попарно в равной пропорции получаем цвета
2-го порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый. Раскрашиваем ими
шестиугольник внутри бублика и те сектора, на которые указывают
вершины.
желтый + красный = оранжевый,
желтый + синий = зеленый,
красный + синий = фиолетовый.(Слайд 13)
-После этой операции в нашем цветовом
бублике сектора закрашены через
один: желтый - пустой - оранжевый - пустой - красный - пустой и т.д.
Очень важно аккуратно смешивать цвета, стремясь к тому, что в пару входило
равное число каждого пигмента: 50% красного + 50% желтого, 50%
синего + 50% красного. Иначе получившиеся цвета будут иметь цветовой
перекос в сторону одного из своих родителей. Например, вместо чистого
зеленого цвета, можно, переборщив с синим компонентом, получить зеленый
с синим оттенком. Это будет неправильно.
3. Третий шаг -
получение цветов 3-го порядка. Это цвета, полученные смешиванием
родительского цвета 1-го порядка с соседней производной 2-го порядка.
желтый + оранжевый = желто-оранжевый,
красный = оранжевый = красно-оранжевый,
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый,
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый,
синий + зеленый = сине-зеленый,
желтый + зеленый = желто-зеленый. (Слайд 14)
Закрашиваем пустые сектора полученными цветами и получаем правильный цветовой
круг, в котором каждый цвет занимает свое место, а последовательность цветов
соответствует радуге! (Слайд 15)
IV.Подведение итогов
Повтор основных терминов. Выставка
работ учащихся, анализ.
Примечание: при
разработки урока использованы материалы интернет ресурсов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.