Главная / История / Конспект урока по теме

Конспект урока по теме

План – конспект открытого урока по истории России в 7 классе.
Тема урока: «Начало правления Петра I»


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/259/258130/258130_html_m504d350d.jpg


Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №3»

Виноградова Л.Н.

Цели деятельности педагога: 

1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления обстоятельств, оказавших влияние на формирование личности Петра, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления; познакомить с историческими личностями, оказавшими влияние на развитие нашего государства.

2. Способствовать развитию навыков работы с историческим источником и текстом учебника, картой, основными понятиями.

3. Способствовать развитию исторического мышления, умений обобщать и делать выводы.

4. Способствовать воспитанию чувства любви к Родине, историческому прошлому нашего народа.
Планируемые результаты.

Личностные:

 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе

Предметные:

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковый, использование презентации, работа с историческими источниками, исторической картой.

Образовательные ресурсы:

- карты «Россия в XYIII в.»,
-мультимедийный проектор и экран,
-карточки с историческими источниками,
- карточки с заданиями:

I ) Письмо.

Задание:

  1. Кто автора письма;

  2. Кому адресовано письмо;

  3. О какой «третьей особе» говорится в письме.

    …Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

    Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…


Карточка№1

Азовские походы.

1.Какова цель этих походов?

2.Назовите даты Азовских походов?

3.С кем воевала Россия?

4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?

5.Почему второй Азовский поход увенчался успехом?







План урока:

1.Организационный момент (1 минута).

2. Актуализация знаний (4 минуты).

3.Изучение нового материала (28 минут).

4.Закрепление изученного материала

(7 минут).

5. Подведение итогов

(3 минуты).

6. Задание на дом.

(2 минуты).


Карточка № 2

«Великое посольство».

1.Когда состоялось «Великое посольство»?

2.Цели «Великого посольства».

3.Состав «Великого посольства». 

4.Объясните понятие «волонтёр».

5.Маршрут «Великого посольства».

6.Итоги «Великого посольства».




















































I. Организационный момент. 

Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть. Садитесь. Погода сегодня весенняя, настроение отличное и мы должны хорошо поработать на уроке. 

^ II. Актуализация знаний.
-Тема нашего урока
: «Начало правления Петра Первого» (ребята записывают в тетрадь). Петр Первый- величайший государственные деятель, первый российский император, человек, который любил Россию и много сделал для величия и процветания нашей Родины. Слайд 2 Французский архитектор Этьен Фальконе 1768-1770гг., Сенатская площадь ,по заказу Екатерины Великой установлен памятник Петру Первому.

-Задачи, которые предстоит решить на уроке : (Слайд 2)
изучить события, связанные с приходом Петра I к власти,

выявить обстоятельства, оказавшие влияние на формирование личности Петра,

выяснить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков,

рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления.
^ 
-Я сейчас прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а вы предположите о ком пишет поэт и какие задачи, стоящие перед Россией поднимает в этом произведении величайший русский классик.
(Слайд 3).

-На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам 

Чернели избы здесь и там, 

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен 

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено 

В Европу прорубить окно, 

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Х. Пушкин А.С. в поэме рассказывает о Петре Великом и о его великих делах (строительстве С-П, Балтийского флота, выходе к Балтийскому морю, что обеспечило России экономическое, политическое и культурное развитие). .


-Давайте обратимся к карте ( Россия в к 16- н. 17 века). Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед ^ Петром I вначале правления. Чтобы стать экономически развитой страной, надо развивать торговлю не только внутреннюю, но и внешнюю. Имела ли Россия выход к морям и через какие порты проходила торговля с др. странами? Покажите на карте.
Х. Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря. 

- Удобно ли было вести торговлю через эти моря? Почему?
Х. Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией.
-По каким морям удобнее торговать с Западом? Покажите на карте.

Х. По Балтийскому и Черному морям.

-С какими государствами придется с толкнуться за выход к этим морям?

Х. За Черное- с Турцией и Крымским ханством, за Балтийское - со Швецией.
- Что нужно для осуществления завоеваний?
Х. Для этого необходимо иметь сильную армию и флот. С этим в России были проблемы. Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

-Давайте эти задачи сформулируем и запишем в тетрадь.(Слайд 3).

Х.*Выход к Черному или Балтийскому морям.

* Создание армии и флота.

.


^ III. Изучение нового материала. (Слайд 4)
-У царя Алексея Михайловича было две жены. От первой жены - Марии Милославской у царя были сыновья Федор, Иван и дочь Софья .От второго брака с Натальей Нарышкиной 30 мая 1672г. родился сын Петр Первый. Первые три с половиной года был он буквально баловнем царской четы. После смерти Алексея Михайловича царем стал его старший сын Федор Алексеевич. Он правил с 1676-1682г. После смерти бездетного царя Федора встал вопрос: «Кому быть царем?» Иван был старше, но имел слабое здоровье. Петр был мал, но здоров и умен. Патриарх Иоаким, бояре, москвичи выбрали новым царем Петра. Это испугало бояр Милославских. Как вы думаете почему?

Х. Они решили, что бояре Нарышкины оттеснят их от власти.

-Милославские подкупили стрельцов. Стрельцы подняли восстание, некоторые Нарышкины были убиты. Стрельцы настояли, чтобы царствовали оба брата, а управляла, ввиду их молодости, царевна Софья. Начался период регенства царевны Софьи. Итак, Петр Первый взошел на престол в 10-ти летнем возрасте. (Слайд 5) Даты правления Петра Первого 1682-1725г.(запись в тетрадь). По этому случаю был сооружен двойной трон , для Петра и Ивана, а за ним окошко с ширмой, где находилась их сестра.

-Работа с документом. (отрывок из сочинения Ключевского, читает учитель, дети отвечают) .

-Какое впечатление произвел 11-ти летний Петр на иностранного посла?

Х. Живым красивым мальчиком, смотрел живо, самоуверенно, ему не сиделось на месте.

-Как историк характеризует Петра?

Х. Великан, силач.

(Слайд 6).

-Софья уже тогда видела в брате соперника и отправила Петра вместе с матерью в село Преображенское. Прервалось и систематическое традиционное русское воспитание и образование царя. Надо отметить, что первым учителем и наставником Петра, еще в годы правления царя Федора(был крестным Петра), был дьяк Никита Зотов. (Слайд 7). Он обучил грамоте, молитвам, началам российской истории. Зато появилось другое учение: в свободное время он уезжал в Немецкую слободу, где получал знания от иностранцев. (Слайд 8). Иностранцы стали его настоящими друзьями и учителями. Здесь он впервые знакомился с культурой и бытом европейцев. Голландец Тиммерлан учил царя математике и фортификации (строительству крепостей), шотландец Гордон и швейцарец Лефорт учили молодого царя военному делу. (Слайд9,10). Полученные навыки Петр применял на практике. Из своих ровесников-крестьянских детей-он создает « потешные полки»-Преображенский и Семеновский.(Слайд 11). С ними он разыгрывал настоящие сражения, учился осаждать крепости. Бывали даже раненые и убитые после таких игр.

Однажды он нашел старый отцовский ботик, его отремонтировали и на Измайловском пруду голландец Брант учил ходить его под паруса. Это судно Петр назвал «дедушкой русского флота».

-Как эти занятия повлияли на формирование личности Петра и на его правление.

Х. Знакомство с бытом и культурой Европы отразилось на реформах в области быта и культуры (европейская одежда, ассамблеи, светское образование); увлечение военным делом – в строительство флота и регулярной армии. Он знал токарное, корабельное, фортификационное дело, тем самым давал пример своим подданным учиться этому. А главное Петр понял, что надо перенимать европейский передовой опыт, чтобы превратить Россию из самобытной и патриархальной в европейскую державу.

(Слайд 12)

-В 1689 г. Петр женился на боярыне Евдокии Лопухиной. По обычаям того времени это означало, что царь стал совершеннолетним и мог править самостоятельно.
-Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста. Письмо. Определите: Слайды 13,14)

1.Автора письма;
2.Кому адресовано письмо;
3.О какой «третьей особе» говорится в письме.

4.О чем говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Х. На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

-Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
Х
. Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.
- Регенство Софьи кончилось, но она не хотела отдавать власть. В августе 1689 года Петр получил сведения о готовящемся в пользу Софьи перевороте, в ходе которого стрельцы якобы хотели его убить.
(Слайды 15,16). Он срочно покинул село Преображенское и выехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру, туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь.(Слайд 17). Кто же стоял за организацией стрелецкого бунта, причастна ли к нему царевна Софья, история однозначного ответа не дает. Кто столкнул брата и сестру?

Х. Недовольство Софьей росло, её внешней и внутренней политикой (не удачные крымские походы). Кроме того, патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства.

- Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. Несмотря на этот факт мы смело говорим, что началось вполне самостоятельное правление Петра.
-У Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от власти. Какой она предстает перед нами на этом полотне? 
(Слайд 17).
- Х. Здесь Софья изображена очень угрюмой, с растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением.

-Как же шло осуществление этих задач? Петр посчитал, что бороться следует с Крымским ханством и Турцией. Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником. (Слайд 19).
1группа учеников получает каточку №1. Азовские походы.
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?

5. Почему второй поход оказался удачнее первого?
2 группа учеников получает каточку №3. «Великое посольство».

1. Когда состоялось «Великое посольство»?
2. Цели «Великого посольства».
3. Состав «Великого посольства». 
4. Объясните понятие «волонтёр» .
5 .Каким был маршрут «Великого посольства».
6. Итоги «Великого посольства».

-На выполнение задания вам дается 5 минут, а затем озвучите найденные ответы.
-Итак, ребята, начнем с рассмотрения вопроса « Азовского походы».(Слайд 20, 21)
Х .1. Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из. Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Показываю по карте. (Слайд 22).

Х. 2 1695, 1696. Азовские походы.(запись в тетрадь)

Х. 3. Россия воевала с Турцией и Крымом.
Х. 4. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись.
-Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.
Х.5. Во время второго похода Россия исправила ошибки первого похода. Командующий армией был назначен Шеин, построили флот, который блокировал крепость с моря, возвели земляной вал, облегчавший артиллеристам обстрел любой точки крепости.
-Спасибо за ответ.
-Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.

(Слайд 23).
Х. 1. «Великое посольство»1696-1697 (запись в тетрадь) - русская дипломатическая миссия в Западную Европу

2. С целью поиска союзников в борьбе с Турцией, приглашение иностранных специалистов, знакомство с европейским бытом, изучение военного, морского и корабельного дела. (запись в тетрадь). (Слайд 24).

3. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры.

4. Согласно словарю, волонтёр – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу.

5.Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)(Слайд 25)
6. Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты.(запись в тетрадь).(Слайд 26).
- Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?
- Давайте почитаем документ из записок нидерландского суконщика К. Номена. Что он рассказывает о царе?

Один правдивый амстердамский торговец рассказывал мне, что какой-то купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя за работой… Его просьба была исполнена, но чтобы он наверное узнал великого князя, мастер предупредил его, что тот, кому он скажет: «Питер, плотник зандамский, сделай это или то», и есть великий князь. Любопытный купец посетил верфь и видел, как несколько рабочих несли тяжелое бревно; вдруг мастер крикнул: « Питер, плотник зандамский, что же ты не пособишь нести людям?» Он сейчас же послушался, подбежал к ним подставил плечо под дерево и понес его вместе с другими плотниками на назначенное место к великому удивлению зрителя…


… Его царское величество купил… в Зандаме разные плотничьи инструменты, которые отправил в свою скромную царскую квартиру… Затем он, сбросив верхнее платье, стал работать до пота. Он хотел изготовить себе ванну и сделать разные другие вещи. Его свита говорила, что они, вероятно,
останутся здесь всю зиму до марта месяца, чтобы усовершенствоваться в кораблестроении и других ремеслах.
Из записок нидерландского суконщика К. Номен.

Х. Работал на верфи, где учился кораблестроению, старался овладеть различными ремеслами, закупал инструменты.(Слайд 27,28,29).
-Да, действительно, царь был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен в 1996г. памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках. Архитектор Барнштам, это копия памятника Петру, установленного в Голландии в н. 20 в.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
- А почему Петр был вынужден прервать поездку?
Х. Он прервал поездку из-за восстания стрельцов. Они двинулись на Москву, чтобы пограбить и побить ненавистных бояр, а также поставить к власти «доброго царя», но были разбиты. Вернувшись, Петр устроил расследование, и более тысячи стрельцов были казнены. 
-Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Что на ней изображено?(Слайд 30).
Х. Площадь перед собором Василия Блаженного, на которой ожидают своей печальной участи стрельцы.

^ IY. Закрепление изученного материала.
-Продолжите фразу.(Слайд 31).

Что повлияло на личность Петра и его великие дела?

Посещение «Немецкой слободы»…….

Х. Знакомство Петра с иностранцами, с европейским бытом, традициями; знаниями в военном, корабельном, фортификационном.

-Увлечение «потешными полками»……..

Х. Создание регулярной армии.

-Хождение под парусами на Измайловском пруде…….

Х. Строительство флота.

-Задачи, стоящие перед Петром в начале царствования…..

Х. Выход к незамерзающим морям, строительство армии и флота.

-Цели «Великого посольства»…..

Х. Найти союзников против Турции, знакомство с европейским бытом и традициями, приглашение на службу специалистов, обучение корабельному и военному делу.

-Итоги «Великого посольства»…..

Х. Нашли союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой.

Соотнеси события и даты.(Слайд 32, 33).

1.Начало правления Петра Первого А.1697г

2. Взятие Азова Б.1695г.

3.Начало «Великого посольства» В.1696г.

4.Первый Азовский поход Г. 1682г.

Наведи порядок.(Слайд34,35,36).
Возьмите листочки с заданием. На листе таблица, состоящая из 2-х колонок. Под ней ряд слов, где указаны даты, термины, личности, географические понятия, вы должны определить к какой теме они относятся: Азовские походы или «Великое посольство».
1)Волонтер2), Голландия,3)Петр Михайлов,4) 1697-1698, 5)1695, 6)Азов, 7)Крымское ханство, 8)А.С. Шеин, 9)Речь Посполитая.

Y. Подведение итогов.
-Итак, подведем итоги. 
Выставление оценок учащимся много и правильно отвечавшим на уроке.

YI. Задание на дом.(Слайд 37, 38).
-Прочитайте § 13, ответьте на вопросы 1-5 на странице 104.







Конспект урока по теме
  • История
Описание:

План- конспект открытого урока по истории России 7 класс. Урок является первым уроком в разделе:" Россия при Петре Первом". Тип урока-объяснения нового материала. К уроку прилагается  презентация. В урок включены: наглядные пособия, исторические документы,письма, мнения истриков о Петре Первом,портреты исторических личностей,отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник," задания для самостоятельной работы учащихся и задания для рефлексии. Материал, содержащийся в уроке,  поможет оживить урок и обеспечит прочное и надежное усвоение учебного материала учащимися.

Автор Виноградова Людмила Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 970
Номер материала 31061
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓