Главная / Технология / Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: «Ручные швы»

Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: «Ручные швы»

Конспект урока по технологии в 5 классе

Тема: «Ручные швы»

Класс: пятый.

Цели урока: 

  • Ознакомление учащихся с видами ручных швов и их применением.

  • Выполнение простых ручных швов.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а также с профессией швеи.

  • Развивающаяразвивать моторику, внимание и память.

  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.

Межпредметные связи: математика.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

  • смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка, ручные швы;

  • правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;

      Ученик должен уметь:

  • вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;

  • выполнять прямые стежки и строчки: сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.

Формирование УУД.

Познавательные: давать определения основным понятиям.

Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Обеспечение урока:

  1. Наглядные пособия: образцы ручных швов.

  2. Рабочие коробки с инструментами для шитья.

  3. Лоскутки ткани размером 10 * 15см.

  4. Рабочая тетрадь, клей.

Методы обучения:

  • рассказ учителя, показ приемов работы;

  • работа учениц под руководством учителя;

  •  индивидуальная работа учителя с учениками.

                Ход урока

  1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • учет присутствующих;

  • проверка готовности к уроку;

  1. Мотивация.

Учитель:

  • Чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня будем заниматься, мы немного поиграем. Наша игра называется «Умники-разумники».

  • Условия игры: на полу у нас 3 дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответив на все вопросы.

  •  Кто пойдет по первой дорожке, отвечает на один вопрос, но сложный.

  • Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на два вопроса.

  • Кто пойдет по третьей дорожке отвечает на 3 вопроса, но они более легкие.

Учитель:

- Проведем отборочный тур. Отгадайте загадки. 1-я загадка для третьей дорожки, на которой стоит желтый кубик, 2-я загадка – для средней дорожки с зеленым кубиком, а 3-я – для красной дорожки, где будет сложное задание.

Загадки:

  1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (О: ножницы).

  2. Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (О: иголка).

  3. Маленького роста я,

Тоненькая, острая,

На конце головочка,

Но это не иголочка. (О: портновская булавка).

Учитель:

- Вы прошли отборочный тур. Займите свои дорожки. А сейчас вы ответите на первый вопрос. Начнем с 3-ей « желтой» дорожки, затем задам вопрос для 2-ой, «зеленой» дорожки, а потом и для 3-ей, «красной». Если ребята не смогут ответить на вопрос, то подключается весь класс.

III.    Актуализация знаний.

Вопросы.

III «желтая» дорожка:

  1. Эти предметы употребляются в сказках. Ими пользовались «Три девицы под окном» из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей принцессе. Назови их. (О: веретено и прялка).

  2. Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).

  1. Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой. О нем складывали загадки:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.  (О: ножницы).        

Вопросы для второй дорожки (»зеленой»):

  1. Веришь ли ты, что в XV веке булавки были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком. (О: верю).

  2. В XVII веке в Амстердаме жил золотых дел мастер Николя Беншотэн. Он полюбил молодую швею, которая целыми днями сидела с иглой в руках и вышивала по шелку узоры невиданной красоты. Пальцы девушки были исколоты тонкой иглой. Однажды ей в подарок принесли маленькую золотую. Что подарил Николя своей любимой? (О: наперсток).

Вопросы для первой «красной» дорожки:

  1. Начало этому ремеслу положило простое плетение, освоенное человеком еще в эпоху каменного века. Из стеблей растений делали веревки, плели корзины, затем изготавливали одежду, даже одеяла. Как называется это ремесло? (О: ткачество).

Учитель:

- Итак, мы вспомнили удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы, булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).

- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.

- Запишите в тетрадь тему урока:

                                РУЧНЫЕ ШВЫ.

Тема написана на доске.

IV.  Изучение нового материала.

Работа с наглядным материалом. Объяснение учителя.

Возьмите первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.

ШОВ – это место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов образуетсяСТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА.  Расстояние от края детали  до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.

Учитель:

- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называютсоединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными.

Посмотрите 2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как догадались? (О: они красивые).

- Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная? постоянная? ( Дети разглядывают образцы, высказывают предположения).

- Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки.

Но сначала вспомним правила безопасности при шитье:

  • Пользоваться игольницей.

  • Не брать иглы и булавки в рот.

  • Не вкалывать их в занавески, одежду и мебель.

  • Не пользоваться ржавыми иглами.

  • Ножницы передавать лезвиями вперед

  • Ножницы лежат на столе справа от работающего, лезвия их должны быть сомкнуты.

  • Утюг всегда стоит на подставке.

  • Утюг нельзя оставлять без присмотра.

  • Включают/выключают утюг, держась за корпус вилки сухими руками.

  1. Практическая часть урока.

Учитель:

А теперь мы перейдем к практической части урока.

- Сегодня мы должны научиться выполнять простые ручные швы. Рассмотрите таблицу «Ручные стежки и строчки» и ответьте на вопрос:

-  Какие бывают стежки и строчки? ( Работа с таблицей и демонстрационным материалом).

- Образец №1 называется «Сметочная строчка».

Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе.

Инструкция №1. Образец «Сметочная строчка».

  • Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временная.

  • Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию карандашом, по которой будем шить.

  • Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием.

  • Прошиваем образец, в конце строчки делаем закрепку двумя обратными стежками.

  • Прикрепите образец в рабочую тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок, Сметочная строчка. Сметать – соединить 2  и более деталей сметочной строчкой».

        

Инструкция №2. Образец «Копировальная строчка».

  • Возьмите 2 лоскутка, сложите их лицевыми сторонами внутрь.

  • Прошейте копировальными стежками по намеченным линиям, соблюдая ТУ: ширина шва -1; высота – 0,7 – 1 см.

  • Раздвиньте и разрежьте нижнюю строчку между слоями ткани. Вторую строчку оставьте без изменения.

  • Прикрепите образец в тетрадь. Подпишите: «Прямой стежок. Копировальная строчка.

Инструкция №3. Образец «Строчка для образования сборки».

  • Возьмите 2 лоскутка. Проложите 2 параллельные строчки на расстоянии ½ см друг от друга, ширина шва ½ см

  • Строчку не закрепляйте.

  • Прикрепите образец в тетрадь (альбом), подпишите.

VI  Рефлексия.

      Итоги урока.

       Учитель:

Вы неплохо потрудились.

А сейчас мы вспомним, что узнали и чему научились сегодня на уроке.

Вопросы классу:

  • Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (О: это временные строчки).

  • Объясните, что такое шов, строчка, стежок?

  • С каким еще термином ручных работ мы познакомились сегодня? (О: «сметать»)

  1. Выставление оценок за урок.

  2. Домашнее задание: принести рабочую коробку, лоскутки для шитья и тетрадь.

Учитель: «Урок окончен. До свидания».



Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: «Ручные швы»
  • Технология
Описание:

Цели урока: 

  • Ознакомление учащихся с видами ручных швов и их применением.
  • Выполнение простых ручных швов.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а также с профессией швеи.
  • Развивающая: развивать моторику, внимание и память.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.

Межпредметные связи: математика.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

  • смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка, ручные швы;
  • правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;

      Ученик должен уметь:

  • вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;
  • выполнять прямые стежки и строчки: сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.

Формирование УУД.

Познавательные: давать определения основным понятиям.

Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Автор Уварова Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2791
Номер материала 24313
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓