Конспект урока по технологии в 5 классе
Тема: «Ручные швы»
Класс: пятый.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с видами ручных швов и
их применением.
- Выполнение простых ручных швов.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а
также с профессией швеи.
- Развивающая: развивать моторику, внимание и память.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.
Межпредметные связи: математика.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- смысл технологических понятий: шов, стежок,
строчка, ручные швы;
- правила безопасной работы при работе с
иглами, булавками, ножницами;
Ученик должен
уметь:
- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на
длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;
- выполнять прямые стежки и строчки:
сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.
Формирование УУД.
Познавательные: давать
определения основным понятиям.
Регулятивные: самостоятельно
анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.
Коммуникативные: строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение
применить свои знания на практике.
Обеспечение урока:
- Наглядные пособия: образцы ручных швов.
- Рабочие коробки с инструментами для шитья.
- Лоскутки ткани размером 10 * 15см.
- Рабочая тетрадь, клей.
Методы обучения:
- рассказ учителя, показ приемов работы;
- работа учениц под руководством учителя;
- индивидуальная работа учителя с
учениками.
Ход
урока
- Организационный момент:
- приветствие;
- учет присутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- Мотивация.
Учитель:
- Чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня
будем заниматься, мы немного поиграем. Наша игра называется «Умники-разумники».
- Условия игры: на полу у нас 3 дорожки. Нужно
дойти до конца дорожки, ответив на все вопросы.
- Кто пойдет по первой дорожке, отвечает
на один вопрос, но сложный.
- Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на
два вопроса.
- Кто пойдет по третьей дорожке отвечает на 3
вопроса, но они более легкие.
Учитель:
- Проведем отборочный тур. Отгадайте загадки.
1-я загадка для третьей дорожки, на которой стоит желтый кубик, 2-я загадка –
для средней дорожки с зеленым кубиком, а 3-я – для красной дорожки, где будет
сложное задание.
Загадки:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
(О: ножницы).
- Всех на свете обшивает; что сошьет не
надевает. (О: иголка).
- Маленького роста я,
Тоненькая, острая,
На конце головочка,
Но это не иголочка. (О: портновская булавка).
Учитель:
- Вы прошли отборочный тур. Займите свои
дорожки. А сейчас вы ответите на первый вопрос. Начнем с 3-ей « желтой»
дорожки, затем задам вопрос для 2-ой, «зеленой» дорожки, а потом и для 3-ей,
«красной». Если ребята не смогут ответить на вопрос, то подключается весь
класс.
III. Актуализация знаний.
Вопросы.
III «желтая» дорожка:
- Эти предметы употребляются в сказках. Ими
пользовались «Три девицы под окном» из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…», они упоминаются в сказке о спящей принцессе. Назови их. (О: веретено
и прялка).
- Из всех предметов для шитья этот самый
древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений,
золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не
изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (О: игла).
- Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому
назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой. О нем складывали
загадки:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (О:
ножницы).
Вопросы для второй дорожки (»зеленой»):
- Веришь ли ты, что в XV веке булавки были
такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком. (О: верю).
- В XVII веке в Амстердаме жил золотых дел
мастер Николя Беншотэн. Он полюбил молодую швею, которая целыми днями
сидела с иглой в руках и вышивала по шелку узоры невиданной красоты.
Пальцы девушки были исколоты тонкой иглой. Однажды ей в подарок принесли
маленькую золотую. Что подарил Николя своей любимой? (О: наперсток).
Вопросы для первой «красной» дорожки:
- Начало этому ремеслу положило простое
плетение, освоенное человеком еще в эпоху каменного века. Из стеблей
растений делали веревки, плели корзины, затем изготавливали одежду, даже
одеяла. Как называется это ремесло? (О: ткачество).
Учитель:
- Итак, мы вспомнили удивительные предметы,
которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы,
булавки, ткань. Скажите, представители которой профессии постоянно используют
эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).
- А теперь и мы с вами попробуем овладеть
основами этого древнего искусства.
- Запишите в тетрадь тему урока:
РУЧНЫЕ
ШВЫ.
Тема написана на доске.
IV. Изучение нового материала.
Работа с наглядным материалом. Объяснение
учителя.
- Возьмите
первый образец. Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их
соединяет ШОВ.
ШОВ – это
место соединения деталей с помощью ниток на швейной машине или вручную. Шов
образуетсяСТРОЧКОЙ. Строчка – это ряд повторяющихся стежков.
СТЕЖОК – переплетение ниток между двумя проколами иглы, а расстояние
между 2-мя проколами иглы называется ДЛИНОЙ СТЕЖКА. Расстояние
от края детали до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.
Учитель:
- Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые
стежки соединяют детали изделия, их называютсоединительными, а некоторые
стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их
называют отделочными.
- Посмотрите
2 следующих образца. Догадались, какие из стежков отделочные? Как догадались?
(О: они красивые).
- Ручные
стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
Посмотрите следующие 2 образца, на котором из них строчка временная?
постоянная? ( Дети разглядывают образцы, высказывают предположения).
- Сегодня мы
начнем учиться выполнять эти швы и строчки.
Но сначала вспомним правила
безопасности при шитье:
- Пользоваться игольницей.
- Не брать иглы и булавки в рот.
- Не вкалывать их в занавески, одежду и
мебель.
- Не пользоваться ржавыми иглами.
- Ножницы передавать лезвиями вперед
- Ножницы лежат на столе справа от
работающего, лезвия их должны быть сомкнуты.
- Утюг всегда стоит на подставке.
- Утюг нельзя оставлять без присмотра.
- Включают/выключают утюг, держась за корпус
вилки сухими руками.
- Практическая часть урока.
Учитель:
- А теперь мы
перейдем к практической части урока.
- Сегодня мы должны научиться выполнять
простые ручные швы. Рассмотрите таблицу «Ручные стежки и строчки» и ответьте на
вопрос:
- Какие бывают стежки и строчки? (
Работа с таблицей и демонстрационным материалом).
- Образец №1 называется «Сметочная строчка».
Учитель подробно объясняет и показывает, как
надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение
в работе.
Инструкция №1. Образец «Сметочная строчка».
- Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина
которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном
конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что
эта строчка временная.
- Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их
вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию карандашом, по которой
будем шить.
- Делаем первый стежок по намеченной заранее
линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните,
что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием.
- Прошиваем образец, в конце строчки делаем
закрепку двумя обратными стежками.
- Прикрепите образец в рабочую тетрадь.
Подпишите: «Прямой стежок, Сметочная строчка. Сметать – соединить 2
и более деталей сметочной строчкой».
Инструкция №2. Образец «Копировальная
строчка».
- Возьмите 2 лоскутка, сложите их лицевыми
сторонами внутрь.
- Прошейте копировальными стежками по
намеченным линиям, соблюдая ТУ: ширина шва -1; высота – 0,7 – 1 см.
- Раздвиньте и разрежьте нижнюю строчку между
слоями ткани. Вторую строчку оставьте без изменения.
- Прикрепите образец в тетрадь. Подпишите:
«Прямой стежок. Копировальная строчка.
Инструкция №3. Образец «Строчка для
образования сборки».
- Возьмите 2 лоскутка. Проложите 2
параллельные строчки на расстоянии ½ см друг от друга, ширина шва ½ см
- Строчку не закрепляйте.
- Прикрепите образец в тетрадь (альбом),
подпишите.
VI Рефлексия.
Итоги урока.
Учитель:
- Вы неплохо
потрудились.
- А сейчас мы
вспомним, что узнали и чему научились сегодня на уроке.
Вопросы классу:
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Почему выполняем строчки нитками
контрастного цвета? (О: это временные строчки).
- Объясните, что такое шов, строчка, стежок?
- С каким еще термином ручных работ мы
познакомились сегодня? (О: «сметать»)
- Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание: принести рабочую коробку, лоскутки для шитья и тетрадь.
Учитель: «Урок окончен. До свидания».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.