Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Конспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс




Класс: 5


Предмет: литература


Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение,

2010 г


Название раздела, темы: Русская литература XX века. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».


Цели урока:

  1. Обучающая: обучение работе с текстом, формирование представления о том, как в сказке решается проблема добра и зла,

  2. Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать, инсценировать,

  3. Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.



Виды деятельности:

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников,

Различные виды пересказов., инсценирование

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Планируемые результаты:


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


- 2 -











Ход урока.

Быть человеком – это чувствовать

свою ответственность.

А.де Сент-экзюпери.


Этапы урока



Формируемые УУД

Виды деятельности


Организация начала занятия







личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.


Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»



Мотивация к учебной деятельности











личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли



Беседа.

- Какие рассказы Паустовского вам знакомы?

- Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями К.Г. Паустовского?


Актуализация знаний












































Постановка цели (целеполагание)













Организация деятельности по восприятию рассказа
















































Открытие обучающимися нового знания






































































Физкультминутка












Самостоятельная работа.








































Рефлексия деятельности

(итог урока)




























Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;



коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.























личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели





личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме








































познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;


коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.







































логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)



















познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
































личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.
























личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.




С этим произведением мы знакомились дома.

А теперь скажите мне, так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)



Сказочные

Сорока

Силы природы

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Легенда о происшествии столетней давности.

Сорока приводит теплый ветер.



Реальные

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

Филька обидел коня.

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конём.








Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Показ мультфильма «Теплый хлеб»

Проблемный вопрос: «Как в сказке Паустовского решается проблема добра и зла?»

Проверка знания текста и внимательности.

(Работа проводится в форме викторины.)


ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

1. Какой масти был раненый конь? Вороной

2. Кто взял себе коня? Мельник

3. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя

4. Что сделал Филька с куском хлеба после

того, как ударил коня? Кинул в снег

5. Что случилось в природе после этого? Метель и сильный мороз

6. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? От злобы

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? Час с четвертью

11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока

12. Что придумал Филька? Продолбить лед на реке

13. Что сделали люди для своего спасения? Продолбили лед около мельни

цы

14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер

15. Что понес Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба

16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Филь-

ке

17. Почему сердилась сорока? Ее никто не слушал



Знакомство с характеристиками героев сказки.

- Для начала вспомним героев сказки. Назовите их.

- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

- Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

: Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».

- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…

Выразительное чтение отрывка ( от «Зима в этот год стояла…»).

Анализ эпизода. Составление схемы.

- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

: Конь помешал ему есть хлеб.

- Проследим за последовательностью действий Фильки.

Закинул хлеб далеко


Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».


Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)

- Как поступил Филька?

- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка

  1. Слеза скатилась у коня из глаз.

  2. В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать



















Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.



Инсценирование эпизода.

Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз. Давайте посмотрим, почему?

Анализ инсценированного эпизода.

- Итак, отчего умер старик?

: От охлаждения сердца.

- А у какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце?

: У Кая.

Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…

: понял ошибку, осознал свою вину.

- А когда Филька понял, что он злой и жестокий человек?

(Когда бабушка рассказывала легенду).

А как вы считаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?

(Он сравнивал себя со злым мужиком)

-А как мальчик вёл себя?

(Он ёжился, хотя сидел в доме, кутался в тулуп).

- А почему Филька решил пойти к деду Панкрату?

(Он старый, мудрый, может дать совет).

-А что посоветовал Панкрат? (Помириться с конём).

- Как это произошло?

: Он сначала испугался, потом обратился за помощью к деду Панкрату, созвал односельчан на помощь. Затем испек хлеб и отнес его раненому коню.

-Простил его конь?

- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте.





- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать.

- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Одну из них я написала на доске. А я вам предлагаю продолжить:

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.









Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».



Конспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

1.      Обучающая: обучение работе с текстом, формирование представления о том, как в сказке решается проблема добра и зла,

2.      Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать, инсценировать,

3.      Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

 

 

Виды деятельности:

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников,

Различные виды пересказов., инсценирование

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

                              Планируемые результаты:

 

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

 

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 

 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 

 

Автор Арапова Татьяна Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2172
Номер материала 39765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓