Главная / Другое / Конспект урока по самопознанию в 5 классе

Конспект урока по самопознанию в 5 классе


Урок самопознания в 5 классе

Красота души человека.

Составила и провела:

Гусельникова Л.Е. – учитель 1 категории


Цель: расширять представление детей о внутренней красоте человека

Задачи:

- раскрыть значение понятия «красота души человека»;

- развивать умения видеть красоту души человека, красоту его поступков, потребность дарить радость окружающим людям;

- воспитать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.

Ресурсы: плакат с цитатой урока, мягкая игрушка, аудиозапись песни «Дари добро»

  1. Круг радости.

Встало солнце рано – рано:

Добрый день!

Плещут волны океаны

Добрый день!

Улыбаются озера

Добрый день!

С высоты кивают горы.

Добрый день!

Мама деток обнимает.

Добрый день!

Люди счастья всем желают.

Добрый день!

После этого учитель цитирует четверостишие и предлагает ученикам по содержанию его определить тему урока.


И.Бехер

Красиво жить – не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!


Учитель сообщает, что на уроке они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что ребята могли бы назвать красивым.


Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

А какого человека можно назвать красивым? Почему? Как вы понимаете выражение «красота души человека»?

2. Учебная информация. Чтение текста рубрики «Узнаем новое». Стр. 81. Комментирование смысла. Акцент на взаимосвязи красоты, любви, доброты. Красота пробуждает любовь в сердцах людей, делает их добрее. А любящее сердце все вокруг видит красивым.

3. Цитата урока.

«Красота человека заключается в его делах»

Народная мудрость.

4. Чтение.

  • История «Оплачено стаканом молока».

Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная женщина. Он совсем растерялся. Он решился попросить у нее стакан воды.

Она поняла, что он был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?»

«Вы ничего мне не должны», – ответила девушка. – Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».

«В таком случае – сердечно благодарю», – ответил он. Когда Ховард Келли вышел из дома, он чувствовал себя не только физически крепче, но и морально, поверив в доброту Бога и людей.

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили послать ее в большой город на обследование специалистов. Доктора Ховарда Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошел в ее палату. Врач вошел в палату в своем белом халате и сейчас же узнал ее. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать все возможное, чтобы спасти ее. С этого дня он уделял ей особое внимание.

После долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил бухгалтерию подготовить ему счет за лечение.

Когда ему принесли счет, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и попросил отнести счет в ее комнату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придется платить по нему всю оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись с краю:

«Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Келли».

Слезы радости навернулись на ее глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.

Обобщение

5. Упражнение.

Прочитайте стихотворение и пословицы на стр. 83 и скажите, какая из них вам кажется необходимой и больше подходит для понимания авторской позиции?


Что может быть красивей человека?

Лишь цветок.

Что может быть нежнее кожи?

Лепесток.

Что может быть изящней стана?

Тонкий стебелек.

Но манит нас сильней

Души и сердца огонёк.

Пословицы.

Не все то золото, что блестит.

Молодец красив, да на душу крив.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Красная ягодка, а на вкус горька.

С лица воду не пить.

6. Минутка тишины

  • Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны?! (Ответы детей). Очень хорошо. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем ее (пауза).

  • Представьте, что перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все они – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, добра, согласия себе и другим. Молодцы!


Учитель

У души есть свои наслажденья

У души есть заветный свой мир,

Своя вера, свои убежденья.

У души свой таинственный пир.


Ребята, как вы думаете, с чего начинается красота души человека?

Обобщение.

Красота души начинается с красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний складываются слова и поступки. Если мысли человека красивы, то и поступки станут красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова и поступки перестают быть красивыми. Внутренняя красота делает человека добрым, любящим, заботливым…

7. Притча «В больнице»

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери

Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день , лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу , влюбленную парочку, держащуюся за руки и не сводящую друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется красивым видом из окна?»

Однажды,  лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?

Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…»

      Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном круглом шарике начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут  так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давайте попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание!  Представляете, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь.

8. Упражнение

Давайте вспомним с вами о замечательном человеке с очень красивой душой, мысли, желания и действия которого направлены на созидание добра, на воспитание в ваших сердцах чувства собственного достоинства и любви к себе и окружающим.

Письма учащихся к Саре Алпысовне Назарбаевой.

9. Упражнение

Выбери и отметь 4 утверждения, которыми нужно руководствоваться в жизни и в отношениях с людьми. Помните, что важно не кем быть, а каким быть.


* Как бы ты не был велик, с людьми будь вежлив и внимателен.

* Знания свои направляй на пользу людям.

* Оказывай почет старшим.

*Уважай и почитай тех, кто уважает тебя.

* Приучи себя к благим делам, избегай худых привычек.

* Заступайся за людей, если они оказались в беде.


9. Игра «Торопись обрадовать».

Участники игры передают по кругу игрушку, пока учитель не скажет «замри». Передача предмета останавливается. Тот, у кого в этот момент окажется игрушка, должен сказать комплимент своему соседу.

10. Круг «От сердца к сердцу»

На сердечках написать то, что учащиеся хотят подарить своим близким, друзьям, всему миру, прочитать пожелание.

11.Песня «Дари добро»


Самоанализ урока самопознания в 5 классе

на тему «Красота души человека»

Тема «Красота души человека» относится к разделу «Мир и человек». На этот раздел отводится 8 часов и данной теме предшествуют такие, как «Мир семьи», «Одоверии», «Быть трудолюбивым». Изучаемая тема является заключительной в этом разделе, тесно связана с предыдущими и её воспитательная ценность заключается в том, что учащиеся проникаются уважением и умением увидеть не только внешнюю красоту человека, но и оценить красивые поступки людей.

Цели урока заключались в следующем:

- раскрыть значение понятия «красота души человека»;

- развивать умения видеть красоту души человека, красоту его поступков, потребность дарить радость окружающим людям;

- воспитать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.

Ожидаемый результат – умение учащихся давать оценку поступкам окружающих людей, ценить внимание и доброту.

Тема урока соответствует содержанию урока, поскольку материал для чтения, задания, стихи были подобраны эффективно.

На уроке руководствовалась требованиями целесообразности, последовательности, учитывала психологические особенности учащихся.

Учащиеся были активны, внимательны, раскрыты, свободно выражали свои мысли, не отвлекались, поскольку в течение всего урока поддерживался интерес.

Хорошая психологическая обстановка на уроке поддерживалась посредством доброжелательного отношения между учителем и учащимися.

Материал урока связан с жизненными навыками. Ребята знают основателя предмета самопознания Сару Алпысовну Назарбаеву, высказали много теплых пожеланий в её адрес, поздравив с днем рождения, поблагодарили за интересный предмет.

В процессе урока площадь кабинета самопознания использовалась полностью, так «Круг радости», «От сердца к сердцу», игры были проведены вне парт.

На уроке использовались фрагменты музыки через ноутбук.

Цели и задачи урока достигнуты.

Уроком удовлетворена, так как видела в глазах детей интерес, который не снижался в течение урока, и услышала от них хорошие отзывы в свой адрес и откровенные добрые пожелания друг другу.




Конспект урока по самопознанию в 5 классе
  • Другое
Описание:

Цель: расширять представление детей о внутренней красоте  человека

Задачи:

- раскрыть значение понятия «красота души человека»;

- развивать умения видеть красоту души человека, красоту его поступков, потребность дарить радость окружающим людям;

- воспитать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.

 

Ресурсы: плакат с цитатой урока, мягкая игрушка, аудиозапись песни «Дари добро»

 

Тема «Красота души человека» относится к разделу «Мир и человек». На этот раздел отводится 8 часов и данной теме предшествуют такие, как «Мир семьи», «Одоверии», «Быть трудолюбивым».  Изучаемая тема является заключительной в этом разделе, тесно связана с предыдущими  и её  воспитательная ценность  заключается в том, что учащиеся проникаются уважением и умением увидеть не только внешнюю красоту человека, но и оценить красивые поступки людей. 

Автор Гусельникова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1927
Номер материала 29896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓