Главная / Начальные классы / Конспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс

Конспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс



ГуО «Средняя школа № 72 г. Гомеля»

Звук [ж], буквы Ж, ж

План-конспект открытого урока русской литературы (обучение чтению) в 1 классе










Учитель: Лариса Ивановна Моньор




Гомель 2010




Предмет: русская литература (обучение чтению)

Класс: первый «Б»

Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж

Тип урока: открытие новых знаний


Цели:

Обучающие:

        • создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквами, которыми он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;

Развивающие:

        • содействовать развитию фонематического слуха;

        • познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.


К концу урока учащиеся:

        • будут знать звук “ж” буквы, которыми он обозначается;

        • будут знать особенности нового звука;

  • будут уметь читать слоги, слова с новыми буквами.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.


Условия формирования креативности:

Принцип проблематизации, принцип дивергентности, опора на интеллектуальную инициативу, использование личного опыта учащихся, «точки удивления», демократическая атмосфера, поощрение творческого подхода.


Оборудование: учебник Н. А. Сторожевой «Букварь», МН, Народная асвета, 2008; мультимедиапроектор, «клавиши», счётные палочки, звуковые схемы, игрушка жука, зеркало для каждого ученика, шляпа,


Ход урока


I ЭТАП: Организационно-установочный этап

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.


Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.


- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! Пожелайте удачи друг другу.


II ЭТАП: Этап актуализации имеющихся знаний

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.


Содержание деятельности:

1. Артикуляционная гимнастика (1 страница)


а) Для губ:

- “ребята-лягушата”


Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.


- “ребята-слонята”


Подражаю я слону, губки хоботком тяну.


б) Для языка:


В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка.


- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)


“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.


- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).


2. Чтение стихотворения «Жук – олень» (2 страница)

 

В дубовом лесу повстречал я жука
И замер пред ним удивленно.
- Зачем вам, - спросил я, - такие рога?
Они, словно груз многотонный!

Ах, как же, наверное, вам тяжело,
С такою огромною ношей.
С рогами, как эти, не влезешь в дупло,
Ночлег обустроить хороший.

Ведь легче, намного, таскать кирпичи!
Так жаль вас, сейчас зарыдаю.
А он мне в ответ:
- Эй, траву не топчи,
Не то я тебя забодаю!


-Кто главный герой стихотворения?

- Сегодня на жуках прилетели наши друзья “звуковички” (3 страница).


1 – с, х 2 – ш 3 - ?


- Назови имена всех “звуковичков”.

- Расскажите, что их объединяет? (Это буквы, обозначающие согласные звуки)

- Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы? (Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук)

- Что заметили необычного? (Прилетел “звуковичок” без имени)

- Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны?

- А помогут нам жуки, на которых прилетели “звуковички”.


III ЭТАП: Этап постановки целей и задач урока

Задачи этапа: организовать деятельность по самостоятельному выдвижению целей урока

Содержание деятельности:

1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.

- Проговорите слово “жук” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его (“ж”).

- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук…(“ж”) и буквы Ж,ж) (4 страница)


- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на экране, сформулируйте цели урока:

Познакомиться со … звуком “ж”;

Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.


IV ЭТАП: Этап изучения нового материала

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и буквах, которые его обозначают.


Содержание деятельности:

1. Выделение нового звука из слова «жук». Наблюдение за звуком.


- Возьмите зеркало, откройте широко ротики, и попробуйте ещё раз произнести звук [ж].

- Что пришлось сделать? (Закрыть рот)

- Есть ли преграды при произношении?

- Какой вывод можно сделать? (Согласный)

- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Что заметили?

- Вывод: звонкий.

- Что ещё можно сказать о звуке? (Твёрдый)

Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.


2. Оденем звуковичка. (5 страница)


- Оденем “звуковичка”. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой? (Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый).

- Какая шляпка ему нужна? Почему? (Шляпка – жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий).


3. Составление схемы слова

- Составьте схему слова “жук” на парте, а один человек у доски.

Дети составляют схему слова “жук”. Сверяют со схемой на доске.

- Наберите на клавиатуре слова: жук, ножницы.

- Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.

Вывод: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.


5. Знакомство с новой буквой

- Пока мы гуляли по зоопарку, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа? (На жука).

- Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом - точно жук,

Издаёт жужжащий звук. (18 страница)


- Выложите букву “ж” из палочек.

- Дайте имя.

- Найдите её в Букваре.

6. Чтение слогов в Букваре.

- Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи, же).

- Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? (“Опасные”).

- Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

Жи пиши с гласной и, же – с гласной е. (19 страница)


7. Чтение за диктором

- Прочитаем слова в «Букваре» (стр. 114) с буквой ж за диктором. Сегодня диктором будет … Самостоятельное чтение.

8. Выборочное чтение

- Прочти слова, написанные с большой буквы? Почему?

- Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему?

- Почему в слове рожь на конце есть мягкий знак, а в слове чиж – нет.

- Прочти слова с “опасным” сочетанием. Расскажи правило.


- Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с гласной и, ше - с гласной е). (19 страница)


- Какое ещё открытие можно сделать?

Вывод: Ж – Ш парные.


V ЭТАП: Этап релаксации

Задачи этапа: Организовать деятельность для снятия статической нагрузки

Физкультминутка для глаз (20 страница)



VI ЭТАП: Этап расширения и углубления знаний

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


Содержание деятельности:

- Ребята, что вы можете рассказать о жуках. (рассказы детей) (21 страница)


1. Чтение текста «Жук» (стр. 114)

Чтение текста учителем.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Что вас рассмешило?

- Как звали мальчиков?

- Почему Женя жужжал неправильно?

2. Чтение хором

3. Чтение по ролям

4. «Живое предложение»

- Составьте предложение о Жене и Жоре.


4. Самостоятельная работа в парах

- Представьте, что один из вас сейчас будет Женей, а другой – Жорой. «Женя» читает слова с буквой з, а «Жора» - с буквой ж.

-Выполните задание в парах.(внизу стр. 114)


VII ЭТАП: Контрольно-диагностический этап

Задачи этапа: организовать деятельность по проверке сформированности полученных знаний


Содержание деятельности:

1. Работа над скороговорками (стр. 115) (22 страница)


а) - Прочитайте скороговорку медленно.

- О чём в ней говорится?

- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.

- Какой согласный звук много раз повторяется?

- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.

- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.

- Произнесите несколько раз вслух.

- Произнесите несколько раз вслух, показывая при этом действия пальчиками.


б) - Прочитайте скороговорку медленно.

- О чём в ней говорится?

- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.

- Какой согласный звук много раз повторяется?

- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.

- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.

- Произнесите несколько раз вслух.

- Произнесите радостно, грустно, удивлённо.


VIII ЭТАП: Этап рефлексии

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мотивировать детей на поисковую работу, чтение


- Кто вместе с нами выучил букву ж? (24 страница)

- Что мы расскажем жучку на прощание о его любимой букве? (Согласный, твёрдый, звонкий, есть пара)

Эта буква широка

и похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук.


- Он благодарит вас за помощь.

Приём «Цепочка пожеланий»

- Что вы хотите пожелать на будущий урок?

- Если хотите узнать что-то интересное о жуках и его друзьях, найдите и прочтите в книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этап урока

Задачи этапа

Описание деятельности

1.

Организационно-установочный этап

Подготовка учащихся к работе

(мотивация); создание

положительной эмоциональной

атмосферы

Восприятие психологической установки учителя

2.

Этап актуализации имеющихся знаний


Актуализация знаний,

необходимых для усвоения

новых знаний


Артикуляционная гимнастика

Чтение стихотворения «Жук –

олень»

3.

Этап постановки целей и задач урока

Организовать деятельность по самостоятельному выдвижению целей урока

Обсуждение темы урока, прогнозирование целей урока

4.

Этап изучения нового материала


Обеспечить открытие и усвоение

учащимися новых знаний о

звуке [ж] и буквах, которые его

обозначают


Выделение нового звука из слова

«жук». Наблюдение за звуком


Составление схемы слова


Чтение в Букваре

5

Этап релаксации

Организовать деятельность для снятия статической нагрузки

Физкультминутка

6.

Этап расширения и углубления знаний


Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


Чтение текста «Жук»

Чтение по ролям

«Живое предложение»


7.

Контрольно-диагностический этап

Организовать деятельность по проверке сформированности полученных знаний

Работа над скороговорками

8

Этап рефлексии

Провести анализ и дать оценку

успешности достижения цели и

наметить перспективу

последующей работы.

Мотивировать детей на

поисковую работу, чтение


Анализ психологического состояния учащихся к концу урока.

«Цепочка пожеланий»





Конспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

I ЭТАП: Организационно-установочный этап

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

 

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

                 Прозвенел и смолк звонок,

                 Начинаем мы урок.

                Улыбнулись, подтянулись,

                Друг на друга посмотрели

                И спокойно, тихо сели.

 

 

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! Пожелайте удачи друг другу.

Автор Моньор Лариса Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1305
Номер материала 17403
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓