Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)

Конспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)

Урок по русской литературе в 10 классе ЕМН

Матаева Уразбике Ислямовна, учитель русского языка и литературы СОШ № 21 г. Уральска

Тема: Введение. Границы классического периода русской литературы.

Цели: расширение представления обучающихся о понятии «классика», привитие навыков связной речи и навыков размышления и анализа литературных произведений разных эпох, формирование читательского кредо обучающихся.


План.

1. Понятие «классического периода» русской литературы Х1Х века.

2. Современное прочтение и новые интерпретации классики.

3. Автор и читатель. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах.

4. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.


Беседа по следующим вопросам:

  1. Мое читательское кредо:

Ваши читательские пристрастия?

Современная литература (Лучшие страницы или классика? Что вам ближе? Ваши любимые страницы русской литературы? Что осталось в памяти? Перескажите кратко сюжет.)

Кто в литературе Х1Хв особенно близок нашему столетию? Почему?

Каким вы видите писателя в русской литературе? ( попробуйте очертить его творческий облик).

  1. Индивидуальность художника (викторина)

Узнаете ли вы автора и произведение. Аргументируйте свои суждения и гипотезы.

  1. ХХ1 век и русская классика.

Чтение стихотворения современника Пушкина- Евгения Баратынского «Последний поэт («Век шествует путем своим же лунным»)».

Согласны ли с автором? Как вы отозвались на них? Почему вдруг узнали наш век?

Поэт ХХ века, наш современник Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Как встретим строки сегодняшнего поэта вслед за стихами Баратынского?

Есть ли выход из тупика «железного века»? Иными словами: « Как обустроить Россию», свою родину и… себя в своей родине? Сегодняшний ли это вопрос?

Давайте проследим это «солженицынское» раздумье по страницам русской классики:

- перечитаем финал 1 тома гоголевских «Мертвых душ» («Куда же несешься ты, Русь…»)

Что поразило вас на прощальной странице Гоголя?

Почему его Русь « не дает ответа»?

Почему Русь, а не Россия?

- Художественное открытие отечественного искусства 19 века: «Человек – вот тайна!» (Ф.М.Достоевский)

Какие книги из прочитанных вы назвали бы вершинными и итоговыми? (Пушкин и Лермонтов).

Почему вершиной русской классики стал роман и притом психологический?

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Вспомните пушкинскую «Пиковую даму».

  1. «ХХ1 век: возвращение в Х1Хвек» ( чтение статьи А. Гениса)

Это название статьи Александра Гениса, присланная из Нью - Йорка в «Литературную газету», в в конце 90-х годов, может быть сформулирован как тезис в контексте наших размышлений.

Вам понятен этот тезис? Речь в статье идет не только о прошлом и будущем России--, но и о всем мире. Среди упомянутых известных писателей и имена Конан - Дойля, Дюма, Жюль Верна. Их книги, иногда не очень-то серьезные и глубокие, особенно дороги автору статьи. Но обожает и «Братьев Карамазовых» Достоевского, зачитывается «Героем нашего времени, полюбив Максима Максимыча, сближается с конандойловским доктором Ватсоном.». Параллель странная, не совпадающая с общепринятыми., иногда противоречащая здравому смыслу.

НО: « отечественная литература устарела- в лучшем смысле этого слова: стала вечной… альтернативы Х1Х веку просто нет и не будет… и это самая счастливая новость нашей эпохи… в чем трудно убедить нынешнюю Россию».


Д/з: 1. Опыт устного сочинения на тему : Что это значит «возвращение в век 19» для каждого из вас? Какие его страницы вы бы унесли в своем сердце?

2. Чтение отрывка прозаического или лирического текста «золотого» периода русской литературы Х1Х в.



Конспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию разработку- конспект вводного урока по русской классической литературе в 10 классе естественно- математического направления. Представленный материал необходимо рассматривать как материалы к уроку, который может быть представлен и как разнеуровневый, и с использованием стратегий критического мышления, и как традиционный с учетом психолого-педагогических особенностей каждого класса в параллели.Также урок помогает вспомнить ученикам прочитанные произведения, проведя траекторию и в будущее чтение- знакомство с классической литературой. Это один из примеров рассмотрения и непрерывного изучения классической литературы в старших классах в обязательной взаимосвязи с проблемами современного читателям времени.

Автор Матаева Уразбике Ислямовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2581
Номер материала 5003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓