Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)

Конспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)

Скачать материал

        Урок по русской литературе в 10 классе ЕМН

        Матаева Уразбике Ислямовна, учитель русского языка и литературы СОШ № 21 г. Уральска

Тема: Введение. Границы классического периода  русской литературы.

Цели:  расширение представления обучающихся о понятии «классика», привитие навыков связной речи и навыков размышления и анализа литературных произведений разных эпох, формирование  читательского кредо обучающихся.

 

                                        План.

1. Понятие «классического периода» русской литературы Х1Х века.

2. Современное прочтение и новые интерпретации классики.

3. Автор и  читатель. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах.

4. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.

 

Беседа по следующим вопросам:

1.      Мое читательское кредо:

Ваши читательские пристрастия?

Современная литература (Лучшие страницы или классика? Что вам ближе? Ваши любимые страницы русской литературы? Что осталось в памяти? Перескажите кратко сюжет.)

Кто в литературе Х1Хв особенно близок нашему столетию? Почему?

Каким вы видите писателя в русской литературе? ( попробуйте очертить его творческий облик).

2.      Индивидуальность художника (викторина)

Узнаете ли вы автора и произведение. Аргументируйте свои суждения и гипотезы.

3.      ХХ1 век и русская классика.

Чтение стихотворения современника Пушкина- Евгения Баратынского «Последний поэт («Век шествует путем своим же лунным»)».

Согласны ли  с автором? Как вы отозвались на них? Почему вдруг узнали наш век?

Поэт ХХ века, наш современник Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Как встретим строки сегодняшнего поэта вслед за стихами Баратынского?

Есть ли выход из тупика «железного века»? Иными словами: « Как обустроить Россию», свою родину и… себя в своей родине? Сегодняшний ли это вопрос?

Давайте проследим это «солженицынское» раздумье по страницам русской классики:

- перечитаем финал 1 тома гоголевских «Мертвых душ» («Куда же несешься ты, Русь…»)

Что поразило вас на прощальной странице Гоголя?

Почему его Русь « не дает ответа»?

Почему Русь, а не Россия?

- Художественное открытие отечественного искусства 19 века: «Человек – вот тайна!» (Ф.М.Достоевский)

Какие книги из прочитанных вы назвали бы вершинными и итоговыми? (Пушкин и Лермонтов).

Почему вершиной русской классики стал роман и притом психологический?

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Вспомните пушкинскую «Пиковую даму».

4.      «ХХ1 век: возвращение в Х1Хвек» ( чтение статьи А. Гениса)

Это название статьи Александра Гениса,  присланная из Нью - Йорка  в «Литературную газету», в в конце 90-х годов, может быть сформулирован как тезис в контексте наших размышлений.

Вам понятен этот тезис? Речь в статье идет не только о прошлом и будущем России--, но и о всем мире. Среди упомянутых  известных писателей  и имена Конан - Дойля, Дюма, Жюль Верна. Их книги, иногда не очень-то серьезные и глубокие,  особенно дороги автору статьи. Но обожает и «Братьев Карамазовых» Достоевского, зачитывается «Героем нашего времени, полюбив Максима Максимыча, сближается с конандойловским доктором Ватсоном.». Параллель странная, не совпадающая с общепринятыми., иногда противоречащая здравому смыслу.

НО: « отечественная  литература устарела-  в лучшем смысле этого слова: стала вечной… альтернативы Х1Х веку просто нет и не будет… и это самая счастливая новость нашей эпохи… в чем трудно убедить нынешнюю Россию».

 

Д/з:  1. Опыт устного сочинения на  тему : Что это значит «возвращение в век 19» для каждого из вас? Какие его страницы вы бы унесли в своем сердце?

 2. Чтение  отрывка прозаического или лирического текста «золотого» периода русской литературы Х1Х в.

 

 

                                              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русской литературе на тему "Введение. Границы классического периода русской литературы" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию разработку- конспект вводного урока по русской классической литературе в 10 классе естественно- математического направления. Представленный материал необходимо рассматривать как материалы к уроку, который может быть представлен и как разнеуровневый, и с использованием стратегий критического мышления, и как традиционный с учетом психолого-педагогических особенностей каждого класса в параллели.Также урок помогает вспомнить ученикам прочитанные произведения, проведя траекторию и в будущее чтение- знакомство с классической литературой. Это один из примеров рассмотрения и непрерывного изучения классической литературы в старших классах в обязательной взаимосвязи с проблемами современного читателям времени.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 849
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 624
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матаева Уразбике Ислямовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матаева Уразбике Ислямовна
    Матаева Уразбике Ислямовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13124
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе