Тема урока по русской литературе в 10 классе:
«Что такое настоящая любовь?» (По рассказу А. И.Куприна «Гранатовый
браслет»).
Цели:
1. Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым
человеком.
2. Показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека.
3. Развивать филологическое мышление обучающихся.
4. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды
искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.
Ход занятия.
I.
(На фоне сонаты №2 Бетховена чтение преподавателем строк о любви )
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, то все равно,
Что не жил…
Эти слова о любви принадлежат Жану Батисту Мольеру, французскому
писателю, драматургу, автору известных комедий «Мещанин во дворянстве» и
«Тартюф».
Что же это такое любовь? По мнению Александра
Ивановича Куприна, любовь- это чувство, «которое до сих пор не нашло себе
истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы,
поэты, писатели, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять это
чувство.
II. Чтение наизусть учащимся стихотворения
Всеволода Рождественского «Любовь».
Ш. Выразительное чтение и запись в тетради высказывания о любви.
К. Паустовский: «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из
них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
1У. Один из таких сюжетов и станет предметом нашего внимания.
Тема занятия - по рассказу Куприна.
У. Викторина по рассказу
1. Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт,
осень, сентябрь.)
2. Назовите день именин Веры Шеиной. ( 7 сентября)
3. Фамилия сестры Веры? (Фриессе)
4. Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан)
5. Что подарила Анна сестре? (записную книжку)
6. Что подарил Вере муж? (cерьги из грушевидных жемчужин)
7. Чей это портрет: «… пошла в мать, красавицу англичанку, своей
высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя
довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно
видеть на старинных миниатюрах»? ( Вера)
8. Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в
плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с
довольно заметными скулами, с узенькими глазами… однако, пленяло какой-то
неуловимой и непонятной прелестью…»? (Анна)
9. Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту?
(Женни Рейтер)
10. Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович)
11. Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал
с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем
добродушно- величавым, чуть- чуть презрительным выражением в прищуренных
глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…»? ( генерал Аносов)
12. Чей это портрет: «… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с
голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему,
должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? ( Желтков)
12. Фамилия Веры до замужества? ( Мирза – Булат - Тугановская)
13. Имя Желткова? (Георгий)
14. Кому принадлежат слова: «А где же любовь - то? Любовь бескорыстная,
самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – « сильна, как
смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать
жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…. Ты пойми, о какой
любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу
Аносову)
YI. Анализ произведения.
О чем произведение Куприна? Почему оно так названо?
Место действия - Черноморский курорт, время действия осень, в рассказе
13 глав.
Как начинается рассказ? Прочтите пейзажную зарисовку.
Какую роль играет 1-я глава? Какое настроение создает пейзаж?
- 1-я глава - вступление. Содержание ее готовит читателя к восприятию
дальнейших событий. Ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали
пустых дач с разбитыми окнами, в опустевших клумбах. Невольно внимание на
фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя
на этот жалкий скарб». Но вот погода изменилась: «Деревья успокоились, бесшумно
и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное
существование характерно для героини рассказа – Веры Николаевны Шеиной. Женя
предводителя дворянства.
Как автор выявляет это душевное состояние Веры? (параллель между
внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).
Найдите и прочитайте это описание (вторая глава).
Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте
со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу…»
Что объединяет эти описания : чувств Веры и сада?
Какую цель преследовал автор? (душа Веры в состоянии дремы. Она проста.
Со всеми холодна .. и царственно спокойна.)
Завязка действия – в день именин княгини Веры, 17
сентября., т.к. она ждала от дня именин чего-то счастливо- чудесного.
Что же «счастливо- чудесное» произошло в этот день? (подарки от мужа,
сестры, от человека с инициалами Г.С.Ж. и предчувствие чего-то неприятного.
Желтков нарушил ее царское спокойствие.)
4- я глава - знакомство с гостями Шеиных.
5- я глава – в душе Веры тревога: гостей оказалось 13: «Она была
суеверна». «Вот это нехорошо», - подумала Вера про себя».
Вере преподносят подарок и письмо от Желткова. Прочитайте описание
подарка. Сравните его с подарками князя и Анны. ( О серьгах: «Прекрасные
серьги; какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о
браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!»- подумала с
тревогой Вера.)
Что мы узнали о браслете из письма Желткова?
Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую
дорогую вещь?
Читаем письмо Желткова. Дадим ему характеристику.
Сравним два письма - Желткова и письмо - признание в
любви, помещенное в юмористическом семейном альбоме Шеиных.
Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, гл.9.)
Что мы можем сказать о князе, прочитав этот эпизод? Как он описывает
историю любви Желткова к Вере?
Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
Способен ли Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос
в тексте рассказа? (см. Аносов о Васе)
Как относится князь к своей жене? (эпизод с юмористическим альбомом)
Какую роль в рассказе отводит автор генералу Аносову?
Как он рассуждает о любви?
Что узнал генерал о Желткове от Веры?
Какую характеристику Желткову мы находим в рассказе
Веры и в выводах Аносова? («Безумец,…может быть, твой жизненный путь пересекла
именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую не способны
мужчины.)
Эпизод встречи Шеина с Желтковым. Прочитайте портретную характеристику
Желткова.
Прочитайте признания в любви Желткова в 10-й главе и
последнее письмо Желткова к Вере.
Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? «Что это:
любовь или сумасшествие?»
12-я глава прощание Веры с Желтковым- переломный момент для героини.
Почему она заплакала?
Послушаем музыку Бетховена Largo Appassionato/
Почему Желтков «заставил» Веру прослушать эту музыку?
Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению,
выраженному в бетховенской музыке? Состоялось ли ответное чувство любви в душе
Веры?
В чем же состоит сила любви? ( В преображении души).
Как автор показал это в рассказе? (Вера обняла ствол акации, прижалась
к нему и плакала…)
Почему же автор назвал свое произведение «Гранатовый браслет»?
Какой эпиграф вы бы выбрали к теме занятия?
YII. История создания рассказа (сообщение
учащегося).
YIII. Написание эссе «В чем заключается сила
любви?»
Д/з: прочитать рассказы И.А.Бунина «Легкое дыхание», «Солнечный удар»,
«Грамматика любви».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.