Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку:"Правописание мягкого знака на конце имён существительных третьего склонения»

Конспект урока по русскому языку:"Правописание мягкого знака на конце имён существительных третьего склонения»

Скачать материал

Урок русского языка

3 класс

 Слайд 1

 

Тема урока «Правописание мягкого знака на конце имён существительных третьего склонения»

Цели:

предметные:

-отработать правило написания ь знака у существительных 3 склонения;

метапредметные:

-способствовать овладению способностью определять,   формулировать цель   деятельности на уроке;

-формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения за языковым материалом;

-формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;

УУД:

личностные:

-воспитывать внимательность, самостоятельность;

-развивать память и мышление (Л);

коммуникативные:

-формировать умение работать в парых, проявлять толерантность (К);

-регулятивные:

-формирование умения корректировать дальнейшую деятельность (Р);

-познавательные:

-формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение(П).

 

Формы организации познавательной деятельности:

 групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Методы обучения:

словесные, практические, наглядные, частично-поисковый, аналитический, сравнительный.

Оборудование:

Презентация, таблица, карточки для парной  работы, наглядный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

 -Если вы уже настроились на урок русского языка и готовы активно работать, прошу выпрямить спины, сесть как школьники и быть очень внимательными.

2.Повторение пройденного материала. Слайд 2

- Я вам предлагаю рассмотреть цепочку слов  и подумать, что объединяет все эти слова.

-Самолёт, учитель, Россия, фонари, метро (Это существительные)

- Докажите!

-Исключите из неё лишние слова по какому-либо признаку. Причину исключения обоснуйте

-Вспомните, что вы знаете о существительном. (Составление кластера) Слайд 3

 - Я оставлю только одно слово « учитель» .

- А вам предлагаю отгадать ещё одно слово. Вспомните  дроби из математики посмотрите на буквы. Дети проговаривают сами  ( 1/4 часть квадрата - буква  п,

 1/6 часть круга  –я, 2/4 части квадрата –е, 3/8 круга – р,  7/8 - ь знак)

-Какое слово получили?  (Перья)

-Записываю на доске.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

а).-У меня на доске записаны два слова:  учитель и перья

-Что общего? (сущ, ь знак)

-Какую работу может выполнять ь знак? (может смягчать впереди стоящий согласный или разделять согласный и гласный)

-Расскажите правило об употреблении разделительного ь знака (Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной перед гласными е,ё,ю.я,и)

б).  -Сейчас я предлагаю вам поработать на  доске. Вам нужно будет распределить слова на  две группы. Слайд 4

 1 групп -  где ь знак-показатель мягкости согласного, ,

2 группа -  где ь знак разделительный.

Крыльцо, перья, льём, лисья, кольцо, жильё, вьюнок, жизнь, робость, тишь.

-Какое слово не распределили? (тишь)

В чём возникло затруднение? (Не вошло ни в одну группу.  Здесь мягкий знак не смягчающий, не разделительный.)

-Но я почему-то его написала, так как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

 (Правописание мягкого знака у существительных женского рода  после шипящих).

-А какая задача стоит перед нами? (Научиться правильно записывать существительные  с шипящим на конце).

-Давайте вернёмся к слову тишь.

-Что вам известно о нём?  А что хотели бы узнать? (Почему это слово пишем с ь знаком)

- Давайте вернемся к нашему слову. Подберите синонимы к этому слову.( Тишина, безмолвие, безветрие, молчание).

-А антоним?- (шум)

-Я , ребята, к слову тишь подобрала вот такой пейзаж .(Пейзаж-общий вид какой-то местности). Слайд 5

- Какие чувства он у вас вызывает? (Хочется посидеть на берегу речки, послушать тишину. Всё вокруг спит).

в).-Я вам предлагаю разделить слова на две группы и записать в два столбика

 Слайд 6

-Ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь

- Выделите общие признаки, догадайтесь, каким правилом руководствовались, записывая в два столбика (существительные, с шипящим на конце, определяли род)

- К какому склонению относятся существительные 1 столбика? (К 3 склонению).

-Давайте составим алгоритм правильного написания слов с шипящим на конце: Слайд 7

1. Это часть речи-…

2.  У сущ-х  ж.р. после шипящих…

3.У сущ-х  м.р. после шипящих…

 

Физминутка

-Буквы разные писали

И немного мы устали

Руки мы поднимем выше

На носочки встанем тише

Руки шире, разомнёмся

И за дело вновь возьмёмся.

4. Закрепление.

а)._-Что у меня записано на доске? (Предложение)

-Дайте характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное).

-Запишите предложение, заменяя имя существительное мн. числа именем существительным ед. числа: В лесу были  ночи  звёздные.( В лесу была звёздная ночь).

- Разберите по членам предложения .

- Найдите словосочетания, определите связь .

- Разберите по составу слово ночь

- Устно  сделайте звуко - буквенный анализ слова ночь.

-Почему слово ночь записали с « ь» знаком? ( У существительных ж.р. после шипящих мягкий знак пишется)

б). –На доске записаны слова. Составьте предложения. Слайд 8

Один, откроет, ключ,  только, замок  (Только один ключ откроет замок)

Возглавляет, ноты, все, ключ, этот. ( Все ноты возглавляет этот ключ).

-Нужен, ключ, слесарю, гаечный. (Гаечный ключ нужен слесарю)

- Чем похожи все эти предложения? (ключ)

-А как же вы разобрались , о каком ключе идет речь?(помогли слова)

- Какой еще бывает ключ? (который бьет из-под земли)

-А еще говорят построить дом под ключ? Как понимаете?  Слайд 9

Почему слово ключ написали без ь знака? ( У сущ м.р. после шипящих ь знак не пишется)

в). Вы будете  самостоятельно записывать слова  в тетрадь  в соответствии с правилом. А потом проверите себя. Но подберем все вместе.

-Бывает письменной и устной…речь

-Он бывает на берегу реки или моря… пляж

-Правда лучше, чем…ложь.

-Зимой дрова ест, а летом спит…печь

-Под полом таится, кошку боится…мышь

Синоним слова –Призыв -клич

Синоним слова-Здоровяк-силач

Синоним слова Граница-рубеж

Состоятельный человек-богач

Проверьте себя и оцените

г). Работа в парах.

Найдите ошибки и исправьте:

Плащ, луч, молодёжь, сэндвич,  помощ,  мяч,  стрижь,  грач,  ноч.

-Сколько насчитали ошибок(три)

-В каких словах?

5.Рефлексия.

- Мы с вами хорошо потрудились.

-Вспомните, какую учебную задачу мы перед собой ставили?

-Смогли мы её выполнить?

-Русский язык- это наука, причем сложная, но для вас сегодня она  была ни ночью, ни тьмой.

-Свет знаний освещал вам дорогу.

-На полях нарисуйте соответствующую звезду.

- Желтая  - было интересно и легко на уроке

Розовая  - иногда были трудности

Голубая - не разобрался в теме

-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку:"Правописание мягкого знака на конце имён существительных третьего склонения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по русскому языку (3 класс) по развивающей системе Занкова Л.В.

 

Цели:

 

предметные:

 

-отработать правило написания ь знака у существительных 3 склонения;

 

метапредметные:

 

-способствовать овладению способностью определять, формулировать цель деятельности на уроке;

 

-формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения за языковым материалом;

 

-формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

-учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 

УУД:

 

личностные:

 

-воспитывать внимательность, самостоятельность;

 

-развивать память и мышление (Л);

 

коммуникативные:

 

-формировать умение работать в парых, проявлять толерантность (К);

 

-регулятивные:

 

-формирование умения корректировать дальнейшую деятельность (Р);

 

-познавательные:

 

-формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение(П).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 902 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 379
    • DOCX 24.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурик Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бурик Ирина Петровна
    Бурик Ирина Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1344
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе