ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
Тема: Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён
существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного
числа.
Цель:
1) развивать умение
распознавать падежи имен существительных, развивать умение проверять безударные
окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;
2)развивать логическое
мышление через выполнение тестовых заданий;
3) развивать
коммуникативно-речевые способности.
4)формировать
устойчивое внимание, вырабатывать навыки самостоятельности в учебном
процессе.
5)воспитывать
взаимопомощь, товарищество.
6)познакомить
учащихся с русскими народными традициями и произведениями фольклора.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения: Урок-соревнование «Ярмарка знаний».
Оборудование и
материалы: ноутбук, проектор,
музыкальное сопровождение, картины русских художников, тестовые задания,
карточки с заданиями, классная доска, магнитная доска.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный,
частично-поисковый.
Приёмы: работа в группах, индивидуальная работа,
фронтальная работа, взаимопроверка.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Зарядка для рук(стоя)
Вот помощники мои,
(хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
ОСАНКА
2.Минутка
чистописания.
- Открыли тетради ,записали число.
25 февраля
классная работа.
- МКП: самая любимая
буква .Любит только себя…..
- я Я.
(Образец буквы).Пропишите
в тетради.
3.СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ
РАБОТА
- Сегодня на уроке мы
мысленно побываем на ярмарке. (слайд1,2)
- Что такое ярмарка?
- Ярмарка - большой
торг обычно с увеселениями, веселыми развлечениями. В прошлом ярмарки
располагались в хорошо защищенных местах, на пересечении торговых путей . В
старину на Руси всегда проводили народные ярмарки. Они на Руси были любимым
времяпровождением. Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых,
праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было. Вот здесь продают
пряники, бублики, крендельки. Рядом пыхтят горячие самовары .А там яркие платки,
разноцветные ткани, ленты, бусы. Коробейники и лоточники с шумом продают свой
товар. А рядом веселые скоморохи. В центре ярмарки большая карусель.
Оттуда доносится смех и шутки. Их считали великим праздником, а согласно
народной мудрости: празднику рада любая душа! Люди плясали, пели песни,
хвалились ремеслом, мерялись силой, дарили подарки! Шумит веселая ярмарка.
- Посмотрите
внимательно на это слово.(слайд 3)
В этом слове
как бы две частички, пришедшие к нам из немецкого языка: «яр»- значит год,
«маркт»- торг, базар. Вот и получилось: ежегодный торг, базар.
- Запишите это слово
в тетрадь, повторив три раза.
- Поставьте ударение,
подчеркните орфограмму. Какую орфограмму подчеркнули?(безударный гласный «а» в
корне слова)
- Какой частью речи
является слово ярмарка? Что можете рассказать про существительное?(сущ, неод,
нариц., ж.р., в ед. числе)
- Сколько букв в
слове?(7).Сколько звуков?(8) Почему звуков больше?(«я» в начале слова даёт два
звука).Когда ещё два звука?
- Как понять шумит
ярмарка, если это неодушевлённый предмет? (шум голосов).
- (слайд)
- Предложение: (На) площ…д… гор..да шумит в…сёл… ярм…рка.
- Прочитать
предложение. Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
- Спишите
предложение, вставляя пропущенные буквы. Назовите грамматическую основу.
Подчеркните.(падеж подлеж, число; время сказуемого)
- Что говорится про
ярмарку?(весёлая).
- Что мы можем
рассказать про предложение: (по количеству грамматических основ, по цели
высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения).
Физминутка
ОСАНКА
4Актуализация знаний.
Учитель.
- Сегодня у нас
ярмарка знаний по русскому языку!
- На нашей ярмарке
знаний, в торговых рядах сегодня продаются поистине бесценные товары! Как вы
думаете, за что вы можете их купить?(За хорошие знания по русскому языку).
-В нашей ярмарке знаний участвуют
«Добрые молодцы».
«Красные девицы»
- В нашей ярмарке
участвуют родители. Они – зрители на нашей ярмарке.
- Чтобы на ярмарку попасть, надо посмотреть на
доску.
На доске буквы : е
п ж а д и
- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают?
Чем отличаются буквы и звуки? На какие группы можно разделить эти звуки?
Почему? Назовите согласные. Что можете про них сказать? Назвать их пары? Какой
лишний?(ж)Почему?(всегда твёрдый).Какую орфограмму надо знать ,чтобы правильно
писать сочетание с этой буквой?
- Какое слово можно
составить из всех этих букв?(падежи).
- Сколько падежей мы
знаем?(6)
- Назвать падежи. На
какие вопросы отвечают существительные в: Д.п.,В.п.,П.п.,Т.п.,Р.п.,И.п.
- В каком падеже не
используются предлоги? Как называется форма существительных в И.п.? Каким
членом предложения являются существительные в И.п.?
- Какой падеж всегда
дружит с предлогами?
- Изменение
существительных по падежам….(склонение)
- Сколько типов
склонений знаем?
- Какие
существительные относятся к первому склонению?(примеры).Доказать.
- Какие
существительные относятся ко второму склонению?(примеры).Доказать.
- Какие
существительные относятся к третьему склонению?(примеры).Доказать.
- К какому склонению
относится слово « ярмарка»?(1)
5.Нас встречает ПЕРВЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «СКЛОНЕНИЕ»
- Гостей давно здесь
- поджидали,
Ярмарку без вас не начинали.
-В
первом торговом ряду команды покупают «Склонение».
- Что такое
склонение? (изменение существительных по падежам).
- По одному человеку
работают у доски.
Слова на карточках: пряник, свистулька, каравай, молодёжь, игрушка,
молоко, ватрушка , матрёшка, платок, карусель,
- Как вы думаете
какое задание здесь надо выполнить? (распределить на группы по типу склонения)
- Распределите имена
существительные по группам(каким).Запишите эти группы в тетради.
- Проверка
-Что связывает эти
слова между собой? (Всё это можно увидеть на ярмарке).
Физминутка
ОСАНКА
6.. ВТОРОЙ
ТОРГОВЫЙ РЯД «ПАДЕЖИ».
-Во втором торговом
ряду команды покупают «Падежи».
- Посмотрите
внимательно на задание и скажите, что надо сделать. : (каждому падежу –
подставить его вопросы ) .Записать падежи с вопросами в тетрадь. Просклонять
слово «ярмарка». Какое окончание у сущ. 1ого склон в П.п,.Д.п.,Р.п.,и т.д.
И.п.
о ком? о чём?
Р.п.
кого? что?
Д.п.
кто? что?
В.п.
кого? чего?
Т.п.
кто? что?
П.п. кем?
чем?
- Проверка.
6.ТРЕТИЙ ТОРГОВЫЙ
РЯД САМЫЙ ДЛИННЫЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ
ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Гляди не моргай, рот
не разевай!
Ворон не считай, правильно отвечай!
-В третьем торговом ряду команды покупают товар «Безударные окончания имен существительных
».
-Кто напомнит
алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных?
1.Задаём вопрос
2. Определяем
склонение.
3. Определяем падеж.
4. Определяем
окончание.
Учитель.
-Товар «Безударные
окончания имен существительных» очень дорогой, поэтому он продается по частям.
1) Задание «По
кругу»: у имён существительных вставить пропущенные окончания. Мальчики ,ваш
круг первый. Девочки, ваш второй.(на листочке).Проверка.
2) Задание «Исправь
ошибки»: в тексте найти и исправить ошибки. Каждая команда получает текст и
коллективно выполняет задание.
По дорожки, по тропиночки
идём,
Разудалую мы песенку
паём.
Нынче ярмарка весёлая
у нас,
Приглашаем всех на ярмарка
сейчас!
У дядюшке Якова покупай
товару всякого.
Есть веники для бане,
для Мише и для Ване.
А в этой маленькой
корзинки ленты, кружева, ботинки!
-Проверка.
- Самый дорогой товар
«Безударные окончания имен существительных» купили добрые молодцы и красные
девицы.
7.ЧЕТВЕРТЫЙ
ТОРГОВЫЙ РЯД
Самый сложный ряд. Итоговый
тест. Если его проходим, значит не зря сегодня были на ярмарке.
8.ПЯТЫЙ ТОРГОВЫЙ
РЯД «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА».
-Внимание!
Внимание! Внимание!
Закрывается веселое гуляние!
Все купили, что
хотели!
Без покупки не ушли!
Народ разбегается,
Наша ярмарка
закрывается!
Учитель.
-Последний торговый
ряд «Подведение итогов урока».
-О чём говорили на
уроке?
- Что запомнили?
- Что получилось
лучше всего?
9.ШЕСТОЙ ТОРГОВЫЙ
РЯД «ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.