Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные

слова».

Цель:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне слова и однокоренных словах.

Задачи:

  • Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

  • Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

  • Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.


Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


Предметные:

-знание об определение корня в однокоренных словах;

-умение применять знания в жизненных ситуациях;

-умение находить общую часть родственных слов;


Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели;

-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.











Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.


ХОД урока


1. Организационный момент

- Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс.

Все получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского язык.

В начале урока выполним упражнение на внимание:

Разминка «Да» или «Нет»:

  1. В алфавите 33 буквы.(да)

  2. В неделе 8 дней.(нет)

  3. Гласный звук образует слог. (да)

  4. В радуге семь цветов.(да)

  5. В слове конь три буквы. (нет)

  6. В слове цветы первый слог ударный. (нет)


Минутка чистописания. СЛАЙД 2

hello_html_60826afc.png


с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь


- С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм)

- Что записано на доске? (слова)

- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)

- Как убедиться в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

- Есть ли в словах орфограммы, написание которых можно проверить?

(В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной

согласной на конце.)


Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной

согласной на конце слова)


1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеое    оееоее …

2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?

(Если их соединить, то получится слово.)

- Какое это слово? (Корень.)

2. Тема, задачи.

- Над чем же мы будем работать сегодня? (сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах).


- Давайте вспомним ответы на следующие вопросы:


Вhello_html_7942520c.pngспоминаем, обсуждаем: СЛАЙД 3


- Что такое корень слова?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?


3. Работа по теме.

Вспоминаем, обсуждаем.

-Что такое корень?

-докажите что слово корень является не однозначным а многозначным?


- Да слово корень – многозначное

СЛАЙД 4

Иhello_html_md44b1ca.pngтак, корень – это подземная часть растения, внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

Скажите что такое корень слова ?

Как по-другому можно сказать о корне слова? (главная часть слова)

Вhello_html_570a1d5d.pngывод: это главная часть слова.


Слайд 5






-Итак,мы ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова)


Роль корня в слове.

Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Слайд 6


Послушайте стихотворение

«Как растут слова?»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.


-найдите однокоренные слова, запишите, выделите корень.

Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.



(Стих на экране, проверка с появлением слайда)

hello_html_m1068b4e6.png

Слайд 7






- Ребята, а вы хотите вырастить такое же дерево?

Каждая группа получает свой корень (ход, лес, дом, цвет). Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

Проверка. А теперь проверим у кого какие слова получились?

Называют слова и корень )

- Так что же вы сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)

А как пишутся корни в однокоренных словах? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)

Да, верно, а также в корне заключен общий смысл однокоренных слов


Вhello_html_eb9fdc8.pngывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов.

Слайд 8









-Вот мы ответили и на второй вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)

Как выделить корень в слове?

Обсуждаем третий пункт плана. Слайд 9

hello_html_m3a329abd.png










- Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).


-Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок..


Запишем эти слова через запятую в тетрадь (один человек работает у доски)


- Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют.

Какие это слова? (однокоренные)

-Что можно сказать об этих словах? (Имеют общую часть –корень)

- Как по-другому можно назвать однокоренные слова? (родственные)


В семье слов выделите корень. - Как выделить корень?


Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть – корень. Слайд 10

hello_html_m2ac55f5d.png










Вот мы нашли ответ и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и выделить общую часть-корень)


4.Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!


5. Работа по учебнику

1) Выявление однокоренных слов. с.62 упр. 87

( Чтение стихотворения вслух, выявление однокоренных слов. Дети называют слова самостоятельно с послед взаимопроверкой с доски

- Спишите однокоренные слова, обозначьте корень.


Давайте проверим взаимопроверка, оценивание друг друга.


6. Работа по карточкам (индивид., разноуровневые задания).Проверка.


7. Физминутка.

Релаксация для глаз или гимнастика для глаз.

Котятки устали - руки и голову на парту

Котятки уснули – закрыли глаза

Котятки проснулись, потянулись и сели прямо

8.Тренировочные упражнения.

«Играем, наблюдаем».

Мы вспомнили и обсудили все вопросы нашего урока.

А теперь давайте поиграем

Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”

СЛАЙД 14

hello_html_m3794bbef.png








Помогите мальчику найти пары родственных слов. Объясните.

Лес – лесник

Река – плот

Дуб - дерево

Соленый - соль

Дом – домашний

Птица - гнездо

Гриб – грибной (Устно.)

- Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков. (СОЛЬ)


Выполните звукобуквенный разбор слова.

Работает ученик у доски с коментированием

Соль – 1 слог, 1 гласный, 2 согласных, 4 буквы, 3 звука.

С - [с] – согласный, глухой, твердый.

О - [о]- гласный, ударный.

Л - [л`]- согласный, звонкий, мягкий.

Ь - ----


9. Итог. Рефлексия.

-Давайте вспомним, какие проблемные вопросы мы ставили в начале урока?


-Удалось ли нам на них ответить?

Найдите правильное определение корня.

hello_html_7eedfe09.pngСЛАЙД 16








Карлсон думает, что корень - это главная часть предложения.

Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.

Золушка думает, что корень – это общая часть родственных слов.

Кто из них прав?

-Молодцы! Справились с заданием.

- и я вам предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе дома, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (раздаю карточки для домашней работы.)




- А теперь подведем итог нашего урока .

Ребята понравилось ли вам сегодня на уроке? Оцените себя.

(Работа с лесенкой достижений)

Если понравилось – желтый смайлик

Если после урока остались сомнения- зеленый

Требуется помощь - красный


Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


-Спасибо за работу. Урок закончен.





































Карточки для дополнительной работы


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.


Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.


Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.



Домашнее задание

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.





hello_html_m4d466bb7.png

12



Конспект урока по русскому языку во 2 классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные

                                               слова».

Цель:

1.     Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи:

    Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

    Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

    Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

    Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

 

 

Автор Разенкова Марина Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1071
Номер материала 38528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓