Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку во 2 классе

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Скачать материал

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные

                                               слова».

Цель:

1.     Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи:

*    Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

*    Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

*    Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

*    Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

 

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

 

Предметные:

-знание об определение корня в однокоренных словах;

-умение применять знания в жизненных ситуациях;

-умение находить общую часть  родственных слов;

 

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели;

-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный  дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.

 

ХОД урока

 

1. Организационный момент   

- Ребята, вы готовы к уроку?

 На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс.

Все получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского язык.

В начале урока выполним упражнение на внимание:

Разминка «Да» или «Нет»:

1.     В алфавите 33 буквы.(да)

2.     В неделе 8 дней.(нет)

3.     Гласный звук образует слог. (да)

4.     В радуге семь цветов.(да)

5.     В слове конь три буквы. (нет)

6.     В слове цветы первый слог ударный. (нет)

 

Минутка чистописания.   СЛАЙД 2

                                                             

 

 с…бака      гор…д      д…ревня      …тец      п…нал      м…дведь

 

- С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм)

- Что записано на доске? (слова)

- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)

- Как убедиться в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

- Есть ли в словах орфограммы, написание которых можно проверить?

   (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной

    согласной на конце.)

 

Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной

согласной на конце слова)

 

 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеое    оееоее …

2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?

      (Если их соединить, то получится слово.)

    - Какое это слово? (Корень.)

   

2. Тема, задачи.

- Над чем же мы будем работать сегодня? (сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах).

 

- Давайте вспомним ответы на следующие вопросы:              

 

Вспоминаем, обсуждаем:  СЛАЙД 3

 

- Что такое корень слова?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

 

3. Работа по теме.

Вспоминаем, обсуждаем.

-Что такое корень?

-докажите что слово корень является не однозначным а  многозначным?

 

- Да слово корень – многозначное

                                                   СЛАЙД 4

Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

Скажите что такое корень слова ?

Как по-другому можно сказать о корне слова? (главная часть слова)

Вывод: это главная часть слова.

 

                                        Слайд  5

 

 

 

 

 

-Итак,мы ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова)

 

Роль корня в слове.

Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт. Слайд 6

 

Послушайте стихотворение

«Как растут слова?»                                            

Как-то много лет назад                                    

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

 

-найдите   однокоренные слова, запишите, выделите корень.

Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.

 

 

(Стих на экране, проверка с  появлением слайда)

 


Слайд 7

                                 

 

 

 

 

 

- Ребята, а вы хотите вырастить такое же дерево?

Каждая группа получает свой корень (ход,  лес,  дом, цвет). Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

Проверка. А теперь проверим у кого какие слова получились?

Называют слова и корень )

- Так что же вы сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)

А как пишутся корни в однокоренных словах? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)

Да, верно, а также в корне заключен общий смысл однокоренных слов

 

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов.

                                           Слайд 8

 

 

 

 

 

 

-Вот мы ответили и на второй вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)

Как выделить корень в слове? 

Обсуждаем третий пункт плана. Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).

 

 -Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок..

 

– Запишем эти слова через запятую в тетрадь (один человек работает у доски)

 

- Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют.

Какие это слова? (однокоренные)

-Что можно сказать об этих словах? (Имеют общую часть –корень)

-  Как по-другому можно назвать однокоренные слова? (родственные)

 

В семье слов выделите корень. - Как выделить корень?

 

Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть – корень.     Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вот мы нашли ответ и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и выделить общую часть-корень)

 

4.Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

 

5. Работа по учебнику

1) Выявление однокоренных слов. с.62 упр. 87

( Чтение стихотворения вслух, выявление однокоренных слов. Дети называют слова самостоятельно с послед взаимопроверкой с доски

- Спишите однокоренные слова, обозначьте корень.

 

Давайте проверим взаимопроверка, оценивание друг друга.

 

6. Работа  по карточкам (индивид., разноуровневые задания).Проверка.

 

7. Физминутка.

Релаксация для глаз или гимнастика для глаз.

Котятки устали - руки и голову на парту

Котятки уснули – закрыли  глаза

Котятки проснулись, потянулись и сели прямо

 

8.Тренировочные упражнения.

  «Играем, наблюдаем».

Мы вспомнили и обсудили все вопросы нашего урока.

А теперь давайте поиграем

Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”  

                                                                                 СЛАЙД 14

 

 

 

 

 

 

 

 


Помогите мальчику найти пары родственных слов. Объясните.

Лес – лесник

Река – плот

Дуб - дерево

Соленый - соль

Дом – домашний

Птица - гнездо

Гриб – грибной     (Устно.)

- Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков. (СОЛЬ)

 

Выполните звукобуквенный разбор слова.

                                    Работает ученик у доски с коментированием

          

Соль – 1 слог, 1 гласный, 2 согласных, 4 буквы, 3 звука.

С - [с] – согласный, глухой, твердый.

О - [о]-  гласный, ударный.

Л - [л`]- согласный, звонкий, мягкий.

Ь - ----

 

9.  Итог. Рефлексия.

 -Давайте вспомним, какие проблемные вопросы мы ставили в начале урока?

 

-Удалось ли нам на них ответить?

Найдите правильное определение корня.

                                                      СЛАЙД 16

 

 

 

 

 

 

 

Карлсон думает, что корень  - это главная часть предложения.

Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.

Золушка думает, что корень – это общая часть родственных слов.

Кто из них прав?

-Молодцы! Справились с заданием.

  - и я вам предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе дома, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (раздаю карточки для домашней работы.)

 

 

 

- А теперь подведем итог нашего урока .

 Ребята понравилось ли вам сегодня на уроке? Оцените себя.

(Работа с лесенкой достижений)

Если понравилось – желтый смайлик

Если после урока остались сомнения- зеленый  

Требуется помощь - красный

 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

-Спасибо за работу. Урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Карточки для дополнительной работы

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

 

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

 

 

Домашнее задание

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку во 2 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные

                                               слова».

Цель:

1.     Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи:

    Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

    Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

    Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

    Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 139 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 597
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Разенкова Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Разенкова Марина Викторовна
    Разенкова Марина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1447
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1179 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 576 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 442 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов