Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные
слова».
Цель:
1. Организовать деятельность учащихся по
обобщению и систематизации знаний о корне слова и однокоренных словах.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение
находить корень в словах через подбор родственных слов.
Развивающая:
способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и
орфографической зоркости.
Коррекционная: учить различать однокоренные
слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей,
учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
Воспитательная: воспитывать уважительное
отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Прогнозируемые
результаты:
Личностные:
-ценностное
отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;
-ценностное
отношение к умению удерживать учебную задачу;
-осознание
учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Предметные:
-знание об
определение корня в однокоренных словах;
-умение
применять знания в жизненных ситуациях;
-умение
находить общую часть родственных слов;
Метапредметные:
-умение
принимать и сохранять цель урока;
-умение
находить способы решения поставленной цели;
-умение планировать,контролировать
и оценивать свои действия;
-умение слушать
собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;
-умение
провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор,
экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический
материал, доска, смайлики, лесенка достижений.
ХОД урока
1. Организационный
момент
- Ребята, вы готовы к
уроку?
На вас надеюсь я,
друзья.
Мы хороший, дружный
класс.
Все получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы
урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и
закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского язык.
В начале урока
выполним упражнение на внимание:
Разминка «Да» или
«Нет»:
1.
В алфавите 33 буквы.(да)
2.
В неделе 8 дней.(нет)
3.
Гласный звук образует
слог. (да)
4.
В радуге семь цветов.(да)
5.
В слове конь три
буквы. (нет)
6.
В слове цветы
первый слог ударный. (нет)
Минутка
чистописания.
СЛАЙД 2
с…бака
гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь
- С какой целью
выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных
слов, других орфограмм)
- Что записано на
доске? (слова)
- Что общего у этих
слов? (Все они имена существительные).
- На какие группы
можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые.)
- Запишите слова,
подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)
- Как убедиться в
том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по
словарю.)
- Есть ли в словах
орфограммы, написание которых можно проверить?
(В словах город
и медведь есть орфограмма: написание парной
согласной на
конце.)
Вывод: - Что повторили? (правописание словарных
слов и парной
согласной на конце
слова)
1)
– Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеое оееоее …
2) - Как вы думаете,
почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?
(Если их
соединить, то получится слово.)
- Какое это
слово? (Корень.)
2.
Тема, задачи.
- Над чем же мы будем
работать сегодня? (сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и
однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах).
- Давайте вспомним
ответы на следующие вопросы:
Вспоминаем, обсуждаем: СЛАЙД 3
- Что такое корень
слова?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень
в слове?
3.
Работа по теме.
Вспоминаем,
обсуждаем.
-Что такое
корень?
-докажите что слово
корень является не однозначным а многозначным?
- Да слово корень –
многозначное
СЛАЙД 4
Итак,
корень – это подземная часть растения, внутренняя, находящаяся в теле, часть
зуба.
Что общего в
значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)
Скажите что такое
корень слова ?
Как по-другому можно
сказать о корне слова? (главная часть слова)
Вывод:
это главная часть слова.
Слайд 5
-Итак,мы
ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова)
Роль корня в слове.
Вернёмся к нашему
плану и обсудим его второй пункт. Слайд 6
Послушайте
стихотворение
«Как растут слова?»
Как-то много лет
назад
Посадили странный
сад.
Не был сад фруктовым
–
был он только словом.
Это слово,
слово-корень,
Разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло
–
Стало много новых
слов.
Вот из сада вам
рассада,
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
Выросло
необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была
общая часть та, которую человек посадил сначала.
-найдите однокоренные
слова, запишите, выделите корень.
Сад, посадка,
садовник, садик, рассада, пересадить, садовый.
(Стих на экране, проверка с появлением слайда)
Слайд 7
- Ребята, а вы хотите
вырастить такое же дерево?
Каждая группа
получает свой корень (ход, лес, дом, цвет). Подобрать однокоренные
слова, выделить корень.
Проверка. А теперь
проверим у кого какие слова получились?
Называют слова и
корень )
- Так что же вы
сделали, чтобы правильно выделить корень? (подбирали однокоренные слова)
А как пишутся корни в
однокоренных словах? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся
одинаково)
Да, верно, а также в
корне заключен общий смысл однокоренных слов
Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных
слов.
Слайд 8
-Вот мы ответили и на второй
вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)
Как выделить корень в слове?
Обсуждаем третий
пункт плана. Слайд 9
- Посмотрите на
фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).
-Вы знаете, раз уж
мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать
ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него была
тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок..
– Запишем эти слова
через запятую в тетрадь (один человек работает у доски)
- Вот мы и получили две семьи: в одной живут
звери, а в другой – слова, которые их называют.
Какие это слова? (однокоренные)
-Что можно сказать об
этих словах? (Имеют общую часть –корень)
- Как по-другому
можно назвать однокоренные слова? (родственные)
В семье слов выделите
корень. - Как выделить корень?
Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить
у них одинаковую часть – корень. Слайд 10
Вот мы нашли ответ
и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и
выделить общую часть-корень)
4.Физкультминутка.
Мы
ногами топ-топ,
Мы
руками хлоп-хлоп!
Мы
глазами миг-миг,
Мы
плечами чик-чик!
Раз
– сюда, два – туда,
Повернись
вокруг себя.
Раз
– присели, два – привстали.
Руки
кверху все подняли.
Раз
– два, раз – два,
Заниматься
нам пора!
5. Работа
по учебнику
1)
Выявление однокоренных слов. с.62 упр. 87
(
Чтение стихотворения вслух, выявление однокоренных слов. Дети называют слова
самостоятельно с послед взаимопроверкой с доски
-
Спишите однокоренные слова, обозначьте корень.
Давайте
проверим взаимопроверка, оценивание друг друга.
6.
Работа по карточкам (индивид., разноуровневые задания).Проверка.
7. Физминутка.
Релаксация для
глаз или гимнастика для глаз.
Котятки устали - руки
и голову на парту
Котятки уснули – закрыли
глаза
Котятки проснулись,
потянулись и сели прямо
8.Тренировочные
упражнения.
«Играем, наблюдаем».
Мы вспомнили и
обсудили все вопросы нашего урока.
А теперь давайте
поиграем
Игра
“Помоги мальчику найти пары родственных слов”
СЛАЙД 14
Помогите мальчику найти
пары родственных слов. Объясните.
Лес – лесник
Река – плот
Дуб - дерево
Соленый - соль
Дом – домашний
Птица - гнездо
Гриб – грибной
(Устно.)
- Найдите среди слов слово, в котором букв больше,
чем звуков. (СОЛЬ)
Выполните
звукобуквенный разбор слова.
Работает ученик у доски с коментированием
Соль – 1 слог, 1
гласный, 2 согласных, 4 буквы, 3 звука.
С - [с] – согласный,
глухой, твердый.
О - [о]- гласный,
ударный.
Л - [л`]- согласный, звонкий, мягкий.
Ь - ----
9.
Итог.
Рефлексия.
-Давайте вспомним, какие
проблемные вопросы мы ставили в начале урока?
-Удалось ли нам на
них ответить?
Найдите правильное
определение корня.
СЛАЙД 16
Карлсон думает, что корень
- это главная часть предложения.
Буратино думает, что
корень – это общая часть всех слов.
Золушка думает, что
корень – это общая часть родственных слов.
Кто из них прав?
-Молодцы! Справились
с заданием.
- и я вам предлагаю попробовать свои силы в
самостоятельной работе дома, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (раздаю
карточки для домашней работы.)
- А теперь подведем
итог нашего урока .
Ребята понравилось
ли вам сегодня на уроке? Оцените себя.
(Работа с лесенкой достижений)
Если понравилось –
желтый смайлик
Если после урока
остались сомнения- зеленый
Требуется помощь -
красный
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
-Спасибо за работу.
Урок закончен.
Карточки для дополнительной работы
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Моряк,
заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Болеть,
больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Моряк,
заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Болеть,
больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Моряк,
заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Болеть,
больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Моряк,
заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Болеть,
больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Моряк,
заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.
|
Разделите слова на
две группы.
Выделите корень в
однокоренных словах.
Болеть,
больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
|
Домашнее задание
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Составьте предложения
из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит,
поляна, могучий, на, дуб.
Дубок,
с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На,
осенью, землю, листья, дубовые, падают.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.