Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: " Текст.Стили речи.Типы речи."

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: " Текст.Стили речи.Типы речи."


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 9 классе


Учитель: Хамурзаева Аида Рашидовна


Тема урока:

Текст. Стили речи. Типы речи


Цели:

1) формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку,

2) развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

3) систематизировать сведения о признаках текста,теме и основной мысли связного высказывания ,средствах связи частей текста, типа речи; совершенствовать навыки анализа текста.


Задачи:1)формирование навыков комплексного анализа текста,

2)обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

3)совершенствование орфографических и

пунктуационных навыков,

4)формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА



Тип урока: урок закрепления

Вид урока: урок-беседа



Ход урока

1.Беседа


Вопросы классу:

-можно ли назвать текстом данные предложения?

Пришли впервые печенеги на Русскую землю.Точка зрения Белкина сложнее.Павлик не мог сдаться врагу. Афиша уже дала представление о положении действующих лиц в пьесе.


(Нет. Предложение может само по себе служить средством общения, т.е.передавать необходимую информацию, выражать различные чувства. Но это когда информация является простой.

Когда надо передать сложную информацию, мы используем несколько предложений, и предложение становится строительным материалом для создания более сложного речевого произведения-текста).



А эти предложения можно назвать текстом?


А.Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый.

Б.Мы живем на Крайнем Севере.

В.Мы чувствуем его дыхание.

Г.Он находится не очень далеко от нас.

(при условии соблюдения последовательности)

-Выбрать вариант ответа:


1.А 2.Б 3. Г 4. В

Б А В Г

В Г Б А

Г В А Б Правильный ответ-2

Мы живем на Крайнем Севере. Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый. Он находится не очень далеко от нас. Мы чувствуем его дыхание.



-определить средства связи предложений в тексте



Итак, есть смысл,

есть последовательность,

предложения между собой связаны


ВЫВОД

Текстом мы будем называть ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение



Основные признаки текста: связность, единство, целостность, завершенность, выраженность(всегда выражен в устной или письменной форме),ограниченность(имеет четкие границы),упорядоченность, членимость, содержание соотносится с темой


2. Коллективная работа:


а). Разделите текст на простые законченные предложения, укажите в каждом грамматическую основу (работа с доской).


Ветер упал постепенно море очищалось от льда одинокие льдины тихо покачивались волной сбежали последние легкие тени тучек морозное небо заискрилось мириадами блесток море улеглось необъятно и в нем дробились звезды тихо дремлет полярная ночь в темной пучине колебались повисшие яркие звезды с вышины задумчиво льется голубое сияние мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.




Ветер упал. Постепенно море очищалось от льда. Одинокие льдины

Тихо покачивались волной. Сбежали последние легкие тени тучек, морозное небо заискрилось мириадами блесток. Море улеглось необъятно, и в нем дробились звезды. Тихо дремлет полярная ночь. В темной пучине колебались повисшие яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.


б).Беседа:

-тип речи?

-как озаглавить текст?

-составить схемы сложных предложений,

-назовите антонимы к словам:

упал, улеглось, яркие, мертвая,

- найти инверсию,

- какая часть речи необходима в тексте-описании?


3.Слово учителя


О пользе знаков препинания


Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал- так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!


4.Слово учителя

Итак,

текст-высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу ирасположенных в определенной последовательности.


Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.


Текст может состоять и из одного слова.

5.Задание на развитие логики(устно)


Прочитайте предложение. Определите, в каких случаях расчленение предложения на части недопустимо.


1.Мне не больно. Совсем. Нисколько. Не из гордости. В самом деле.

2.Он здесь. Стоит. Как мрамор, у окна.

3.Быть. Счастливым значит. Быть умным.

4.Самое дорогое. В семье тундровика или таежника. Дети.


(3,4- первые части не оформлены как самостоятельные предложения)


-определить средства выразительности в первых предложениях

(парцелляция)


6.Лингвистическая минутка.


-В безбрежном море щепка плавает (ненецкая загадка)

(лодка)


7.Самостоятельная работа(в парах- по карточкам)


Задания типа такого:


соберите «рассыпанные» предложения, подчеркивая основу:


1.Я,тундра, к, любви, тебе, прячу, не.

, 2.Вплоть, тебя, мучения, не мучай,животных, страшные,постигнуть, насекомого,до последнего, могут.


  1. Тундра,

Я к тебе любви не прячу… Л. Лапцуй

2.Не мучай животных вплоть до последнего насекомого- тебя могут постигнуть страшные мучения.)


8.Тренировочные упражнения.

Что не является стилем речи:


а)научный,

б)публицистический,

в)официально-деловой,

г)разговорный,

д)риторический,

ж)стиль художественной литературы.


В каких стилях употребляются слова-синонимы:


-а)устранить возгорание,

б)потушить пожар,

в)победить в битве;


а)дрыхнуть,

б)находиться в объятиях Морфея,

в)находиться в состоянии сна;


а)встреча,

б)стрелка,

в)саммит



(-офиц.- деловой, разгов., публиц.:

-разгов., художест., офиц.-деловой;

-худож.,разгов., разговор., офиц.-делов., публиц.)

- словарная работа


саммит


  • Определите стиль речи. Докажите:


-Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой,

лесотундровой и лесной. Тундра –пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность ,на юге- кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.


(Научный.

Характерно наличие терминов, употребление слов в их прямом назначении, исключена эмоциональная лексика разговорного характера, преобладание глагольных форм н. в. 3 лица, т.д..

Главное назначение научного текста- описать явления, предметы, назвать их и объяснить.)





9..Тренировочные упражнения:



  • Что не является типом речи:


-рассказ,

-рассуждение,

-диалог,

-описание,

-реплика?



  • Дополнить утверждение:


В тексте, кроме описания окружающего мира, доказывается, почему то или иное время года является любимым. Значит, это-------------------------------- с элементами описания.


(рассуждение)


  • Завершить утверждение:


В тексте-повествовании о встрече мальчика с незнакомцем в лесу показаны внешность мальчика и облик

незнакомца, значит, это повествование с элементами--------------------------------

(описание)




10.Занимательная минутка

В чем необычность стихотворения В.Брюсова?


Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.


(Первые буквы -по порядку букв в алфавите)


11.Закрепление


Тест(самостоятельная работа)(каждый правильный ответ- 1 балл)


1.Вписать недостающий стиль речи:

а)научный,

б)стиль художественной литературы,

в)публицистический,

г)-------------------------------,

д)официально-деловой.

2.Указать,что не является типом речи:

а)рассказ,

б)рассуждение,

в)описание,

г)реплика.

3.Дополнить утверждение:

В тексте, кроме описания окружающего мира, доказывается, почему то или иное время года является любимым.Значит, это ----------------------с элементами описания.

4.Как построить сравнительную характеристику героев?

Указать номер правильного ответа на вопрос.


Для сравнительной характеристики выбирают таких литературных героев ,у которых есть общее и различия.

Чтобы сопоставить этих героев-------------------------------

1)сначала пишут о том, чем они различаются, потом о том, что у них общего;

2)сначала пишут о том, что у них общее, потом о различиях.

5.Какие знаки препинания недопустимы в конце завершенного текста?

а) . б) ! в ); г): д)-


6.Чем различаются подробное и выборочное изложение?


Вспомните повесть «Капитанская дочка».Рассмотрите 2 темы изложения:

1)Народный бунт под предводительством Пугачева,

2)Гринев и Пугачев.


Вписать на месте пропусков в комментарии к темам соответствующие номера тем и выбрать правильные ответы на вопросы.


Тема---------широкая, тема--------узкая. Значит, подробное изложение событий будет по теме--------, выборочное изложение по теме--------.

7.Указать предложение с прямым порядком слов:

1.Легкая пыль желтым столбом несется по дороге.

2.Несется по дороге желтым столбом легкая пыль.

8.Что лишнее в перечне признаков предложения?

1.Высказывание о предмете речи.

2.Является единицей общения.

3.Имеет грамматическую основу.

4.Характеризуется интонационной законченностью.

5.Имеет второстепенные члены.

9.Какой знак препинания допустим в начале текста?

1) …

2)!

3)?

4)никакой

10.Исправьте ошибки:

1)Заслуга Антона Пырерка в том, что я составил первые учебные книги на ненецком языке



Ответы к тесту: «5»- 10бал.,


1.разговорный «4»-8бал.,

2.г

3.рассуждение «3»-5бал..

4.2

5.в, г ,д

6.1, 2 , 1 , 2

7.1

8.5

9.1

10. …он составил

11. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовить рассуждение «За что я люблю свой город?»


12.ОБОБЩЕНИЕ.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


!





Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: " Текст.Стили речи.Типы речи."
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроке использованыактивные методы обучения(групповая работа); ИКТ; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучению;преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников;управление и лидерство в обучении. Деление на группы по стилям речи.

Цели урока: формировать понятие о стилях речи; находить причастия в разных стилях речи; развивать устную и письменную связанную речь; формировать навыки стилистического анализа.

На уроке использованы такие приемы как: цифровой диктант,выборочный диктант, индивидуальные задания.

Автор Хамурзаева Аида Рашидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2868
Номер материала 31204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓