Урок
русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных
согласованных определений"
Цели урока:
- повторение и закрепление
сведений об обособленных членах предложениях, формирование умений:
- находить в предложении
обособленные члены, употреблять их в речевой ситуации;
- правильно ставить знаки
препинания при обособлении;
- совершенствовать умение
учащихся редактировать текст;
- выразительно читать
предложения с обособленными определениями.
Дидактические
и технические средства:
Компьютер.
Презентация.
Ход
урока
1.
Сообщение учителя о целях урока.
На сегодняшнем уроке мы повторим
условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и
понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи.
2.
Повторение правил обособления согласованных определений.
(Правила даны на
компьютере.)
Ребята должны к
каждому правилу зачитать пример.
Слайд.
3. Творческая
работа
(Демонстрируется портрет
И.Айвазовского)
И.К. Айвазовский, известный
русский художник, родился 17 июля 1817 года. Из окон небольшого домика были
видны синие просторы моря, бурного и сурового, спокойного и ласкового. Окончив
Академию художеств в Петербурге, юноша стал маринистом - художником,
изображающим морские пейзажи. Беззаветно преданный родному городу, Айвазовский
покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Художник стремился
запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы по исключительной памяти,
ничего не выдумывая.
Редактирование текста:
вставить подходящие по смыслу обособленные члены предложения. (На экран
проецируется картина Айвазовского “9 вал” и текст для редактирования).
Айвазовский был
поистине певцом моря. На его картине “9 вал” изображено раннее утро после бури.
Первые лучи солнца освещают море. Вода как бы светится изнутри. Громадная волна
вот-вот обрушится на группу людей. Море кипит, стихия неумолима… Картина
вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со
стихией.
Для учащихся, которые испытывают
затруднения, предлагаются слова для справок: еще бушующее, кажущаяся
прозрачной, девятый вал, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная
ярким солнечным светом.
- Слайд.
Исправьте ошибки в употреблении причастий.
Отвезённый голубь даже на большое
расстояние безошибочно находит дорогу домой.
Квартал – ограниченная часть города
четырьмя пересекающимися улицами, а также площадями.
Карнавал – сопровождаемый весенний
праздник уличными шествиями, маскарадами.
(Записать
второе предложение.)
- Слайд.
Спишите, расставьте знаки препинания. Найдите "лишнее предложение".
Человек « глотающий
книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна.
Только книга может
научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и
безобразие.
Книга – это друг
верный бескорыстный наиболее сведущий.
Во время проверки
учащиеся объясняют смысл каждого выражения.
6.
Запись предложений у доски под диктовку.
В это время трем
учащимся даются карточки для работы на месте.
Стояла прекрасная
зима, с плотным скрипучим снегом и розовым инеем.
Найти синоним к слову
прекрасная (красивая, прелестная, обворожительная)
Равнодушные от
усталости, они не замечали красоты, окружающей их.
Найти синоним к слову
равнодушные (безразличные)
Утомленные прогулкой,
дети быстро уснули.
7.
Слайд. Корректируя знаки препинания, превратите эти "нескладушки" в
правильные предложения.
Соперники,
упорно борющиеся друг с другом, на ринге оказались родными братьями.
Дом,
выстроенный в целях благоустройства микрорайона, на пустыре уже принимает
первых жильцов.
8.
Слайд.
Проверка
задания. Объясните постановку знаков препинания.
На вершине гор лежали густые облака, не позволявшие
различать их верхние очертания.
Неожиданно застучали крупные капли дождя, заставившие
нас искать убежище.
Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся
что-либо узнать.
9.
Слайд.
Проверка
задания. Объясните постановку знаков препинания.
На берегу лесного озера, поросшего камышом, растут
дубы.
Солнце село, и на небе замерли легкие облака, розовые
от заката.
10.
Подведение итогов урока.
11.
Домашнее задание.
Повторить
правило.
Выполнить
тест.
Выписать
в тетрадь 5 предложений с обособленными определениями.
ТЕСТ
вариант 1.
1. Найдите
соответствия:
1)
приложение, стоящее после определяемого слова;
2)
определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3)
распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после
определяемого слова;
4) два
нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;
5)
приложение, относящееся к личному местоимению.
- а)
Настало утро, серенькое, тёплое.
- б)
Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в)
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г)
Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д)
Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.
2. В каких
предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину
обособления (знаки препинания не расставлены):
1)
стоит после определяемого слова;
2)
имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) относится
к личному местоимению.
- а)
Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- б)
Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом
самолёта.
- в)
Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.
3. Расставьте
знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:
1)
Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с
необыкновенной силой.
2) Это
был наш сосед студент.
3)
Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.
4)
Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не
замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.
6)
Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.
7)
Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.
4. Отметьте
предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И
снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2)
Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3)
Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4)
Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.
5) Мы
охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6)
Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.