Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы А-О в корне ГАР-ГОР"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы А-О в корне ГАР-ГОР"

МБС(К) ОУ «С(К)ОШ V вида»








Конспект урока по теме:

«Буквы А – О в корне ГАР- ГОР»

(6 класс)




Выполнила учитель

русского языка и литературы

I квалификац. категории

Клестова Надежда Ивановна



г. Березники 2014 год

Данный урок изучения нового материала предназначен для обучающихся 6 класса по учебнику Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М., Просвещение, 2011. Данный урок из раздела «Словообразование и орфография. Культура речи» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На уроке формируется навык правописания А – О в корне –гор-гар; обучающиеся учатся овладению способом действия при выборе А – О в корне –гор-гар; учатся формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению (работа с алгоритмом).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический

Формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная;

Цель урока:

Познакомить с правилом написания гласных о и а в корне гор-гар; уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

1. Повторить написание гласных в корнях с чередованием.

2. Учить написанию нового корня с чередованием гор-гар.


  1. Коррекционно-развивающие:

1. Работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании правила и рифмовки.

2. Развивать монологическую и диалогическую речь при работе с правилом, алгоритмом.

3. Учить проверять правильность собственных действий при работе с алгоритмом, при выполнении упражнений.


  1. Воспитательные:

1. Прививать интерес к предмету.

2. Воспитывать умение работать в парах, в команде.

Предполагаемый результат: овладение способом действия при выборе букв о-а в словах с корнем -гор- - -гар-.

Оборудование:

  • сигнальные карточки;

  • карточки для индивидуальных заданий;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Формирование новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов), выставление оценок за урок.

  8. Информация о домашнем задании.













Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний





















3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

р..стение зар..сли

предл..гать отл..жить

к..саться к..снуться

- Самопроверка.

- Какие орфографические правила вы вспомнили, выполняя это задание?

- Раст, рос, лаг, лож, кас, кос – что это за корни? Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.)

Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)

Итак, что это за корни?

Проблемная задача

Наблюдение

сгоревший угарный

загорать огарок

горит загар

- Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.

- Сформулируйте тему урока.

(Буквы о-а в корне гор-гар)


- Какие цели мы перед собой поставим?

Закончите предложения.

1) Познакомиться с правописанием ________ и научиться применять это ________ .

2) Находить слова с такими корнями в ___________ .









Записывают слова и отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самопроверку.

Высказывают предположения.













Формулируют тему, цель урока.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала; оценка);

познавательные

(поиск и выделение необходимой информации);

Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации)



УУД: познавательные; регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Формированиение новых знаний.
















Первичное закрепление знаний.































5.Физминутка





6. Закрепление изученного материала




































Мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и вспомнили, что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.


Вернемся к нашим словам:

сгоревший угарный

загорать огарок

горит загар

- Зависит ли написание гласной в корне от последующей согласной, как в корне раст-рос?(нет, в корне всегда пишется р)

- Зависит ли написание гласной в корне от суффикса, как в корнях лаг-лож, кас-кос? (нет, суффиксы разные)

От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор? (другое условие)

Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков. В словах какого столбика вы без труда вставите буквы? Почему?

- Сделайте вывод.

Ученики формулируют правило, затем читают правило по учебнику (стр. 64), сравнивают свою формулировку с формулировкой учебника.

Правило:

В корне с чередованием гор-гар в безударном положении пишется О.


  • Запомни!



-Гар- или -гор-?-

Себя спрошу.

Без ударенья -

О пишу.

(хоровое проговаривание)

Исключения из этого правила: специальные и диалектные слова

(безударная позиция, но пишем а):

Пригарь – привкус гари в пригоревшей пище.

Выгарки – остатки от сгорания, перетопки чего-то.

Изгарь – что-либо горелое.

Запись правила, примеров, слов-исключений в опорный конспект.







  1. Работа в парах.

Составьте инструкцию (алгоритм) написания букв о-а в словах с корнем гор-гар.

Проверка и обсуждение работы. Чтение составленного алгоритма.

Инструкция:

  1. Выдели корень гор-гар.

  2. Поставь ударение.

  3. Без ударения пиши букву О.

  4. Исключения: пригарь, выгарки, изгарь.

  1. Работа у доски.

Объясните правописание гласных, используя алгоритм.

На доске написаны слова:

Нагар, пригореть, угар, загореть, разгораться, перегореть.

Вывод: повторение правила

  1. Слуховой диктант. Работа с сигнальными карточками.

Если в слове будем писать букву О, поднимаем зеленую карточку, если в слове будем писать букву А – красную.

Прогореть, загар, обгореть, сгореть, пригарь, выгорать.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму.

  • Разг..релся между Любой и Верой спор.

  • Полуобг..релый кузнец со своей добычей полез вниз. (А. Пушкин)

  • Груды углей без пламени ярко г..рели в темноте ночи, и около них бродили пог..релые жители Кистеневки. (А. Пушкин)

Вывод: повторение правила

  1. Индивидуальное задание (работа по карточкам)

При выполнении индивидуального задания учащимся предоставляется право выбора уровня сложности заданий: на «3», «4», «5»



Вывод: повторение правила








Отвечают на вопросы.










Выдвигают гипотезы и их обосновывают.

Самостоятельно формулируют правило.

Работа с учебником, чтение правила, анализ примеров.

Хоровое проговаривание правила.

Хоровое проговаривание рифмовки.

Заучивание рифмовки.











Записывают правило, примеры, слова-исключения в опорный конспект


Физкульт-минутка

Повторяют движения.


Составление алгоритма (инструкции)

«Буквы А – О в корнях КАС–КОС»


Фронтальная работа, отрабатывание алгоритма.

Проговаривание правила.









Работа с сигнальными карточками.




Самостоятельная работа.




Взаимопроверка.





Индивидуальное задание по выбору уровня сложности





Проговаривание правила.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании правила и рифмовки




Принцип деятельности, вариативности, творчества.

УУД:

познавательные (создание алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений);

регулятивные (работа по составлению плана и последовательности действий, коррекция)

коммуникативные(планирование сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мыслив соответствии с задачами коммуникации, развитие монологической и диалогической

речи)









Принцип деятельности, вариативности.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания; развивать внимание

7. Рефлексия деятельности.






Сегодня на уроке я узнал(а)…

выяснил(а)…

понял(а)…

  я научился (научилась)…

Выставление оценок.

Коллективная работа, ответы детей, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.


Домашнее задание: (по выбору)

1. Выбрать из литературных произведений 5 предложений на изученную тему.

2. Составить самостоятельно 5 предложений с корнями гор-гар.

3. Составить словарный диктант с чередующимися гласными гор-гар (до 10 слов).

Запись учащимися задания в дневники.













Примечание.


«3»

1. Выпишите слова с корнем гор-гар, графически выделите орфограмму.

1) В карете пахло какой-то гнилью и сг..ревшей щетиной.

2) На огромной высоте заг..релось розовым светом одинокое облачко. 

3) Заходящее солнце дог..рало  на западе.

4) У моей мамы красивый заг..р.

5) Пахнет рыбой и г..релой травой.

2. Составьте предложение с прямой речью, употребив одно из слов с чередованием гласных в корне.


«4»

  1. Образуйте глаголы совершенного и несовершенного вида с корнем гор-гар. Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

    Приставки

    Совершенный вид

    Несовершенный вид

    С



    До



    За



    При



  2. Образуйте не менее 4-х имен существительных с корнем гор-гар. Обозначьте условия выбора данной орфограммы. С одним таким существительным составьте предложение с однородными членами.

«5»


1. Составьте и запишите предложения, не изменяя порядка слов. Графически выделите орфограмму.

1) На, огромной, высота, заг..реться, розовый, свет, одинокий, облако.

2) У, мой, мама, красивый, заг..р.

3) Заходящий, солнце, дог..рать, на, запад.

4) На, г..релый, место, птица, гнездо, не, вить.

5) «Дать, ты, я, хлебный, корка, и, ог..рочек, свеча».

2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных” (до 10 слов). Графически обозначьте орфограммы.








Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы А-О в корне ГАР-ГОР"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок изучения нового материала предназначен для обучающихся 6 класса по учебнику Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М., Просвещение, 2011. Данный урок из раздела «Словообразование и орфография. Культура речи» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

На уроке формируется навык правописания А – О в корне –гор-гар; обучающиеся учатся овладению способом действия при выборе А – О в корне –гор-гар; учатся формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению (работа с алгоритмом). 

Автор Клестова Надежда Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3028
Номер материала 2622
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓