Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему





Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Базовый учебник: Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.:Просвещение, 2007.

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы обозначают один и два звука, умение различать позиции, в которых они обозначают один и два звука.

Задачи урока: - познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;

- научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;

- закрепить полученные знания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Необходимое оборудование: карточки с заданиями, презентация, учебник.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Самоопределение в деятельности. Организационный момент.

Устная синтаксическая минутка.

- Послушайте предложение, назовите грамматические основы.

На улице идет снег, а мы изучаем фонетику.

- Сколько грамматических основ?

- Назовите их.

- Какое это предложение по наличию грамматических основ?

Повторение по теме фонетика:

- Что такое фонетика?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Сколько гласных букв в алфавите?

- Сколько гласных звуков речи?

- Почему? Какие буквы гласные не обозначают звуков?

- Какую роль они выполняют?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.



Учащиеся устно выделяют грамматическую основу в предложении.



Называют грамматическую основу.



Делают вывод о том, что это предложение сложное.



Учащиеся вспоминают материал предыдущих уроков по фонетике.









Учащиеся формулируют тему урока : «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».


Личностные:

самоопределение, мотивация учебной деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствие с задачей, способность аргументировать и адекватно использовать речевые средства.



Познавательные: логические

2.

Постановка учебной задачи.

На доске слова, записанные в 4 столбика:

  1. Мера, полет, клюв, мясо.

  2. Ехать, ёлка, юг, ясный.

  3. Боец, приём, каюта, стоят.

  4. Отъезд, съемка, вьюга, обезьяна.

- Кто может ответить на вопрос о роли букв Е,Ё,Ю,Я.

- Опираясь на тему урока учитель предлагает сформулировать цель и учебные задачи, составить план урока.

Слова – подсказки:

Цель: ознакомление…

Задачи: 1. Познакомиться…

2. Научиться различать…

3. Закрепить…


Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Цель урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы обозначают один и два звука, умение различать позиции, в которых они обозначают один и два звука.

Задачи урока: - познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;

- научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;

- закрепить полученные знания.


Личностные: самоопределение, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание.



Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной задачи.

3.

Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока.

Продолжаем работу со словами в столбиках.

Таблица 1. «Роль букв Е,Ё,Ю,Я».

-Запишите звуки, которые обозначены буквами Е, Ё, Ю,Я.

Совместное заполнение таблицы с помощью опорных слов.

- Что общего заметили? В Чем различие?





- Сколько столбиков в таблице? Как их назовем?

- А на сколько групп можно разделить второй столбик? Почему?











- Давайте дополним таблицу примерами.

-Проверим, совпадают ли ваши выводы с выводами в учебнике? ( стр. 127)






Работа в паре. Учащиеся записывают рядом с каждым словом звуки, которые обозначены буквами Е,Ё,Ю,Я.



Учащиеся делают вывод о том, что буквы Е,Ё,Ю,Я в первом столбике стоят после согласных и обозначают один звук; во2,3,4 столбиках буквы обозначают два звука.



Учащиеся приходят к выводу о том, что буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, если:

  1. Стоят в начале слова,

  2. Стоят после гласной,

  3. Стоят после разделительного Ъ или Ь знака.

  4. Приводят примеры.

Учащиеся сами подбирают примеры.

Учащиеся формулируют правило-алгоритм.

Личностные: саморефлексия, самокоррекция.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, вступать в диалог, умение полно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, формулировка учебной задачи на определённом этапе деятельности


4.

Первичное закрепление.

Распределительный диктант. Работа в группе.

-Распределите слова в два столбика, напишите количество букв и звуков в каждом слове:

1. буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук,

2. буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.

Карточка 2.

Обсуждение. Подведение итогов парной работы.

Учащиеся работают по алгоритму, формулируют все «за» и «против», проговаривают правило, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют все ли понятно.

Учащиеся планируют работу в группе: определяют цели, функции каждого участника и способы взаимодействия.





Учащиеся называют правильный ответ и доказывают свою точку зрения, при этом четко произносят звуки, которые обозначены буквами Е,Ё,Ю,Я, называют количество букв и звуков.

Личностные: саморефлексия, самокоррекция.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, вступать в диалог, умение полно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, формулировка учебной задачи на определённом этапе деятельности



Физминутка.


Встаньте те, кто согласен с тем, что что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука – поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.

Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента, пояс, вера.

Учащиеся на слух определяют сколько звуков обозначают буквы Е,Ё,Ю,Я.


5.

Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом. Прочитать текст. Найти предложение, выражающее главную мысль текста.

Волна, волна – все звуки влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова. Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаге вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

А. А.Прокопьев.

Задание:1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук,

2 группа – два звука. Расположите слова в алфавитном порядке.

С помощью каких звуков поэт создает впечатление перекатывающихся волн? (звукопись).


Учащиеся планируют работу в группе: определяют цели, функции каждого участника и способы взаимодействия.

















Самооценка и коллективная оценка.






Познавательные:

поиск, анализ и сравнение на основе нового знания

Личностные: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях и коррекция ошибок

Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном, промежуточная оценка

6.

Рефлексия.

Учитель возвращает учащихся к задачам урока.

-Проанализируйте, все ли задачи урока мы выполнили.

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь картой:

 

 ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



Учащиеся подводят итоги урока и делают вывод, что урок цели достиг.

Ставят перспективные задачи на следующий урок.







Самооценка и коллективная оценка.



Личностные: самооценка деятельности на уроке по освоению нового материала

Регулятивные:

выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить.



7.

Домашнее задание.

На выбор учащихся:

  1. Упр. 305 , стр. 127

  2. Упр. 306, стр. 127

  3. Составить текст – задание с выбором ответов по теме урока.



Регулятивные: планирование, целеполагание, прогнозирование.





Синквейн.

Учитель предлагает учащимся составить синквейн.

Учитель предлагает свой вариант:

Звук.

Гласный, согласный.

Стоит, обозначает, выполняет.

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

Фонетика.











Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русскому языку в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". Цель урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы обозначают один и два звука, умение различать позиции, в которых они обозначают один и два звука. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Необходимое оборудование: карточки с заданиями, презентация, учебник.

Конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствие с ФГОС основного общего образования. В конспекте прописаны универсальные учебные действия, которые развиваются у учащихся на каждом этапе урока.

 

Автор Силинская Анна Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1879
Номер материала 23340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓