Левчук Лидия
Николаевна
Учитель русского
языка и литературы высшей категории, первого уровня
ГКУ «Средняя школа
№2», г Атбасар, Акмолинской обл.
Тема: «Разбор
словосочетания»
Цели:
Образовательные:
-
ученики повторят и
обобщат знания о словосочетании;
-
закрепят понятия словосочетание,
главное и зависимое слово;
-
закрепят знания по видам
связи слов в словосочетаниях, их структуре;
-
изучат порядок
синтаксического разбора словосочетания;
Воспитательные:
-
формировать навыки
контроля и самоконтроля.
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
2.
Тема урока.
Постановка целей.
Предварительная
оценка знаний по теме «Словосочетание». « Осмыслите тему урока и поставьте себе
отметку, на которую вы рассчитываете получить за урок по теме».
3. Что нужно знать, чтобы справится с темой
урока?
3. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
Терминологический
диктант.
а) Два или несколько
самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
После проверки: Это как: «несколько», «почему - самостоятоятельных»,
«грамматически»?
б) Из каких слов
состоит словосочетание? ( из главного и зависимого)
в) Подчинительная
связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы
зависимого слова? (согласование)
г) Подчинительная
связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова?
(примыкание) Поясните - «неизменяемые»?
д) Образец, по
которому строится словосочетание? ( схема)
е) Раздел науки о
языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний? (синтаксис)
Проверка,
выставление себе отметок. (после каждого вида работы)
3.Повторение и
обобщение изученного.
1. Коллективная
работа. (текст на карточках получает каждый учащийся)
Тихо спустился
сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие
звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над
застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание: выписать из первых двух предложений
словосочетания.
? Какие
теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
-знать определение
словосочетания,
-что не является
словосочетанием.
? Чтобы выделить
словосочетание, нужно?.. ( найти грамматическую основу предложения, она не
является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания).
Выписанные
словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.
? Определить способ
связи и тип сл/сч по выражению главного слова.
2. Индивидуальные
задания: Какие выражения не являются словосочетанием и должны быть
оформлены как предложение? ? Дайте им характеристику.
3. Задание:
определить способ подчинительной связи в словосочетаниях.
Какие теоретические
знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи
между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)
4. Самостоятельная
работа.
Словосочетание, как и
слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как
зависимое слово уточняет смысл главного.
Задание: составьте словосочетания со значением
«предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на
который оно направлено». Используйте изученные словарные слова : истинный,
подлинный, талантливый, гениальный, , преданность, поразительно, замечательно.
3.
Составление
порядка синтаксического разбора словосочетания. Работа в парах. Аукцион на
лучшую схему.
1. Найти главное и зависимое слово
2. Указать, какими частями речи они выражены
3. Определить способ синтаксической связи
4. Определить вид сл\сч по главному слову
5. Указать грамматическое значение ( предмет и признак, действие и
предмет…)
4.
Закрепление темы.
1. Запись
предложения. Многие герои литературных произведений увековечены в
скульптуре.
? О каких героях
знаете вы?
Устно: Сколько сл\сч
в П? Какого способа связи нет? Почему? Какого способа 2?
2. Выписать одно
сл/сч и разобрать.
3.Дополнительное
задание для сильных учеников. Определить способ связи. Быстрый бег – С;
выглядеть устало –П; выглядеть усталым – У; Читать книгу –У.
урок интересен
-…;
5. Рефлексия.
- С чем познакомились
сегодня на уроке?
- Как вы думаете,
достиг ли урок поставленных целей?
Просмотрите отметки, которые вы выставили,
определитесь с окончательной оценкой. Прокомментируйте её.
5.
Домашнее задание.
Самоопределение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.