Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку "Слово и его формы" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Слово и его формы" 3 класс

Тема урока: Слово и его формы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная: способствовать формированию навыка распознавать родственные слова и формы одного слова;

  2. воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы;

  3. развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.

Оборудование: учебник русского языка Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., тетрадь-задачник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., карточки со словарными словами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1. Орг. момент

Подготовка к уроку. Приветствие учащихся.

  • Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, сегодня день недели пятница, двенадцатое октября, первый урок русский язык.

  • Я на уроке ….











  • Молодцы! Я тоже готова к работе с вами! Садитесь!

Приветствие учителя.





Продолжают высказывание (хором)

Я на уроке русского языка, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе!

2. Актуализация знаний

  • Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на позапрошлом уроке, потому что на прошлом уроке мы с вами писали изложение.





  • Да, верно, на прошлом уроке, мы с вами проходили тему: «Части речи все важны! Части речи все нужны!»

  • Мы с вами убедились, что действительно все части речи необходимы, и играют важную роль в нашем языке, в нашей жизни.

  • Какие части речи вы знаете?








  • На какие группы подразделяют части речи?

  • Правильно, молодцы!

  • А как вы различаете одну часть речи от другой? Как определяете какая часть речи перед вами?









  • Правильно, молодцы, ребята!



Отвечают дети


Мы проходили: Части речи все важны! Части речи все нужны!








Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, союзы, предлоги.

Самостоятельные и служебные



Мы задаем вопрос к слову, или отличаем по значению, мы знаем, что, например, глагол обозначает действие, имя существительное – предмет.

3. чистописание

  • А сейчас, открываем тетрадки, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня у нас двенадцатое октября. Поработаем для начала со словарными словами, я буду вам называть слово, вы его записываете в тетрадь, а затем, я вам показываю карточки и вы, проверяете написание. Не забывайте работать графически!

  • Итак, начинаем, яблоко (рис.и написание слова вывешивается на доску), горох (рис.и написание слова вывешивается на доску), лягушка (рис.и написание слова вывешивается на доску), попугай (рис.и написание слова вывешивается на доску), огурец (рис.и написание слова вывешивается на доску), подсолнух (рис.и написание слова вывешивается на доску).

  • Молодцы, ребята! Надеюсь, вы справились с заданием без ошибок.

  • Мы можем смело отправляться навстречу новым знаниям.

Открывают тетради, записывают число, классная работа







Записывают слова в тетрадь, работают графически, проверяют написание слов с карточками, вывешенными на доске

4.Работа над темой

  • Приступаем, к нашей сегодняшней теме урока, открываем тетради-задачники на странице 47, упр.147. прочитайте слова, данные в столбиках, итак, первый столбик, Руслан, читай, второй столбик, Юля, и третий столбик, Альберт.

  • Как вы думаете, какие слова даны в первом столбике?

  • Правильно, однокоренные, а во втором и третьем столбике тоже однокоренные?

  • Да, правильно.

  • Молодцы, ребята! Это однокоренные слова, давайте разберем их по составу. Разберите все слова по составу в тетради-задачнике, карандашом.

  • А теперь посмотрите, чем отличаются данные слова, например, первый столбик?

  • Правильно, окончаниями.

  • Вот, ребята, вы знаете, что это слова однокоренные, отличаются окончаниями, про такие слова еще можно сказать что это формы одного и того же слова.

  • Сегодня у нас с вами тема урока какая? кто догадался? По сказанным выше словам?

  • Правильно, сегодня тема: Слово и его формы.

  • А теперь, открываем учебники на странице 49, там дано правило, его нам прочитает, громко и четко, Арсений.

  • Давайте вернемся к упражнению 147 в тетради-задачнике, первая строчка слова, прочитай нам, Карина: дом, большой, красить.

  • Это слова в какой форме? Из прочитанного выше правила.

  • Правильно - это начальные формы слов.

  • Как вы думаете, почему начальную форму так назвали? Сева





  • Правильно, молодец!

  • Ее так назвали, потому что именно от данных слов, меняя окончания, образуются новые формы слов.

  • А сейчас, находим упражнение 149 в учебнике на стр.50. там даны слова в два столбика. Необходимо определить в каком столбике даны формы одного слова, а в каком – родственные слова?

  • Итак, первый столбик прочитает нам, Никита, второй столбик, Лейла.

  • Как вы думаете, что дано в первом столбике?



  • Правильно, в первом столбике даны формы одного слова, а во втором столбике – родственные слова.

  • Выписываем слова в тетрадь и разбираем слова по составу, с первым словом у доски работает, Настя.





  • Остальные слова самостоятельно, затем проверим проговаривая устно.

  • Итак, проверим.




  • Какая часть объединяет родственные слова и формы слова в одну семью?

  • Правильно, это корень.

Физкультминутка

  • А сейчас, чтобы немного отдохнуть, мы проведем физкультминутку.

  • Для этого давайте вспомним, какие части речи вы знаете?

  • Правильно, глагол, имя существительное, имя числительное, местоимение, имя прилагательное.

  • Сейчас, я вам буду говорить слова, если это будут имена существительные вы хлопаете, если имена прилагательные - топаете, глаголы - приседаете, местоимения – качаете головой, а если другие части речи просто стоите. Итак, начнем.

  • Лиса, сидит, дверь, кривой, к вам, летит, окно, зеленое, красное, стол, вы, ученик, я.

  • Молодцы!

  • Давайте прочитаем правило на стр.51.

  • Когда у слов различны основы или какие-то их части – это чаще всего разные слова. Когда различны окончания – это формы одного слова.

  • Теперь найдите упражнение 152, на странице 51 в учебнике.

  • Задание: запишите слова каждой группы в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова. Выполните разбор слов по составу.

  • Итак, какие слова вы запишите в первый столбик?

  • Алиса







  • Правильно, молодец, Алиса.

  • А во второй столбик, Никита?





  • Да, все верно.

  • Итак, значит вы в первый столбик записываете слова: дорога, дорожная, придорожная, подорожник, дорожка, дороженька, а во второй столбик: дорога, дороги, на дороге, у дороги, над дорогой

  • Работаем.



  • Слово придорожная у доски работает, Арсений, с комментированием.

  • Ребята, проверяем, правильно разобрал по составу слово Арсений?


  • Да, молодец, Арсений, все верно!

  • Следующие слова: снег, снегопад, снежный, снеговик, снежки, под снегом, из-под снега, снегурочка.

  • Какие слова в какой столбик запишите?

  • Данила





  • Да, все верно, молодец!

  • Во второй столбик? Сара




  • Умничка, верно! Работаем.

  • Интересное слово, снегопад у доски работает, Индира Аюпова.

  • Индира, какое это слово?

  • Да,молодец.



Открывают тетради-задачники, читают слова данные в столбиках


Однокоренные



Да




Разбирают слова по составу.



Данные слова отличаются окончаниями








Формы одного слова




Открывают учебники, следят, читают правило.



Читают слова



Начальная форма слов




Потому что именно от эти слова изменяют и образуют новые формы слов














В первом столбике даны формы одного слова, а во втором – родственные слова.




У доски работает Настя, проговаривая вслух.

Остальные работают самостоятельно в тетрадях.



Проверка разбора слов по составу вслух с комментированием.






Выполняют физкультминутку


















Читают правило







Слушают задание







В первый столбик мы запишем: дорога, дорожная, придорожная, подорожник, дорожка, дороженька.


Во второй столбик мы запишем: дорога, дороги, на дороге, у дороги, над дорогой








Записывают в тетрадь, разбирают слова по составу.





Дети оценивают работу одноклассника







В первый столбик мы запишем: снег, снегопад, снежный, снеговик, снежки, снегурочка


Во второй столбик мы запишем: снег, под снегом, из-под снега.




Сложное

5. итог урока

  • Итак, ребята, чем мы сегодня с вами занимались?





  • Приведите, примеры форм одного слова.

  • Алиса



  • Альберт



  • Руслан

  • Молодцы!

  • Оценки сегодня за работу такие: …..

Мы разбирали слова по составу, научились отличать где родственные слова, а где формы одного слова.



Кошка, у кошки, кошек, около кошки

Машины, на машине, под машиной

Танки, танков, у танка

6.домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание на понедельник: К.сл.р. I-III, т.з. стр.48, упр.157, упражнение выполняете в тетрадь.


Записывают в дневники





Конспект урока по русскому языку "Слово и его формы" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Слово и его формы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1)     образовательная: способствовать формированию навыка распознавать родственные слова и формы одного слова;

2)     воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы;

3)     развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.

 

Оборудование: учебник  русского языка Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., тетрадь-задачник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., карточки со словарными словами. 

Автор Саттарова Айгуль Фаимовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1405
Номер материала 27873
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓