Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока ПНШ 3 класс "Склонение имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных""

Технологическая карта урока ПНШ 3 класс "Склонение имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных""


МБОУ «Оконешниковская средняя школа»


Технологическая карта урока


1. Тема урока: Склонения имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных.

2. УМК «Перспективная начальная школа»

3. Предмет: русский язык

4. Класс: 3

5. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

6. Представление о результатах:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой частной задачи;

Метапредметные: Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью

учителя; составить алгоритм проверки безударных падежных

окончаний имён существительных и пользоваться им.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль по образцу; вырабатывать критерии

оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; договариваться

и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Предметные: Формировать умение правильно писать безударные окончания имён существительных.


Учитель: Афонина Светлана Алексеевна



Этап урока

Цель

Управляющая

деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Результат

1.

Самоопре-

деление

к деятель-

ности.

Включение

учащихся в

учебную

деятель-

ность

- Урок русского языка. Я рада вас всех видеть. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам

радость общения друг с другом.

- Что бы вы хотели получить от

урока?

СЛАЙД 1.

ЦВЕТОПИСЬ НАСТРОЕНИЯ

Положительные

Отрицательные

радость

скука

гордость, успех

колебания

спокойствие

тревога

удовлетворение

неудовлетворение

- Давайте определим с каким

настроением вы пришли на урок.

Какие эмоции вы испытываете

в начале урока.

- Украсим «Дерево чувств»

осенними листьями.


















Выбирают осенний лист с

соответствующим словом: радость,

спокойствие, скука, тревога.








Р.

Организация

рабочего

места


Л.

Самоопреде

ление


К.

Настрой

на урок


Готов-

ность

ученика

к уроку

2.

Актуализа

ция

знаний и

мотивация




















































3.

Постанов-

ка

учебной

задачи.

































Воспроиз-

вести ЗУН,

доступные

для

построения

нового

способа

действия.

Активизи-

ровать мыс-

лительные

процессы













































Выявить

причину

затруднения.

Поставить

цель урока

Проверка домашней работы.

- Прочитайте слова, вставьте буквы:

рож.., врач.., цеп.., вещ.., матч..,сет..

-Что в них общего?

-Что такое имя существительное?




-На какие группы можно разделить

слова?


-Что такое склонение?









Игра « Верите ли вы? »

-Отвечайте на вопросы «да», «нет»

1. В русском языке шесть падежей?

2. Начальная форма существительного –это слово

в ед.числе и винительном падеже?

3. В русском языке три типа склонения?

4. Существительные женского рода

с мягким знаком на конце

относятся к 3-му склонению?


- Теперь вы задайте вопрос классу.


-О какой части речи будем

говорить на уроке?


Словарная работа.

СЛАЙД 2.

солома ( ? ) муравей

огонь ( ? ) родник

пшено ( ? ) куница

дом ( ? ) рога

-Составьте слова с непроверяемыми

написаниями

-Откройте тетради, запишите число.

-Запишите эти слова в форме

родительного падежа, выделите

окончания.

-Назовите окончания имён

существительных.

-Почему у этих существительных

разные окончания, если падеж

одинаковый? От чего зависит

написание окончания?


Постановка проблемы.

СЛАЙД 3.

На вершин.. высокой ел.. сидит

белка.

-Запишите предложение.

Если не знаете, какую букву

писать, пропустите,

оставьте место для её написания.

-Где возникли затруднения?

-Почему возникла трудность?


- Определите тему урока.



СЛАЙД 4.

Склонение имён существительных.

Правописание безударных

падежных окончаний имён существительных.

-Сформулируйте цели урока,

опираясь на тему урока.

-Используйте для этого опорные

Слова:

Познакомимся

Будем учиться

Научимся



Физкультминутка

- Я вам буду диктовать слова

1-го, 2-го и 3-го склонения.

Хлопайте в ладоши, если слово1склП

если 2 скл. – прыгайте,

если слово 3скл. – приседайте.

Класс, февраль, молодёжь, книга,

рассказ,ночь,пустяк, закладка,дядя















-Это имена существительные.

- Имя существительное – это часть

речи, которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы кто? что?


- Женского и мужского рода,

2-го и 3-го склонения.


-Это изменение существительного

по падежам и числам. В русском

языке различаются три разных типа

склонений существительных.

1скл. – сущ. ж.р и м.р., -а,-я в нач.ф.

2скл. – сущ.ср.р., -о,-е, также м.р.

3скл.- сущ. ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме.




-Да.



-Нет.


-Да.



- Да.


Дети формулируют и задают

вопросы по теме.


- Об имени существительном.






Произносят слова с ударением,

называя непроверяемые

безударные гласные.

-Соловей, огород, пшеница, дорога




Соловья, огорода, пшеницы,дороги


-я, -а, -ы, -и.



-Окончание зависит не только

от падежа, но и от склонения.











-В окончаниях существительных.

-В этих словах безударные

окончания.

-Склонения имён существительных.

Безударные окончания имён существительных.






-Познакомимся с правописанием

безударных окончаний имён

существительных.

-Научимся правильно писать

безударные окончания сущ – ых.




К.

Постановка

вопросов



























































П.

Формули-

ровка

проблемы









Р.

Целеполага-

ние





















Умение

определять

род и

склонение

существи-

тельных,

правильно

писать

словарные

слова






















































Осознание

Проблемы






























4.

«Откры-

тие»

детьми

нового

знания.

Построение

учащимися

нового

способа

решения

учебной

задачи

и формиро-

вание

способности

к её

выполнению

-Откройте учебник на стр. 116.

-Рассмотрите упражнения

107, № 108, № 109.

-Сравните задания упражнений,

чем похожи задания?


-Чем различаются?




-Просклоняйте письменно в ед.ч.

сущ-ые 1склонения из упр.107

-Выделите окончания во всех

словах, поставьте ударение.





-Что вы заметили?



-В каких словах написание окон-

чаний не вызвало затруднений?

- Почему?


-В каких словах появились

сомнения в написании окончаний?


-Различаются ли у существительных

одного типа склонения

и в одном падеже ударные и

безударные окончания?


- Сформулируйте правило.





-Давайте проверим свои выводы

и

прочитаем правило

на стр. 116 учебника


-Сравните выводы.



-Как же определить, какое

безударное окончание

необходимо писать?




-Какие слова 1скл. могут быть

помощниками для написания

безударного окончания?


Составим алгоритм.

-В какой последовательности мы будем действовать, чтобы

правильно написать безударное

падежное окончание?


СЛАЙД 5.

Проверка безударных падежных

окончаний имён существительных


Работа в парах.

Продолжим работу с упр. 108 и 109

-Договоритесь в парах, с какими

упражнениями будете работать.

После работы взаимоповерка и

взаимооценка по шкале.


-Соблюдайте правила работы в паре


-Кто готов, просигнализируйте.



-Назовите слова-помощники

существительных 2-го склонения.

-Назовите слова-помощники

существительных 3-го склонения.













- Нужно просклонять, изменить по

падежам имена существительные.


- В упр. 107-сущ-ые 1-го склонения,

в упр. 108 -сущ-ые 2-го склонения,

в упр. 109- сущ-ые 3-го склонения.


С комментированием у доски:

И.п. скала, земля, дедушка, дядя

Р.п. скалы, земли, дедушки, дяди

Д.п. скале, земле, дедушке, дяде

В.п. скалу, землю, дедушку, дядю

Т.п. скалой,землёй, дедушкой,дядей

П.п. о скале, о земле, о дедушке,

о дяде

- Что окончания слов одного и того

же склонения могут быть

ударными и безударными.


- СКАЛА, ЗЕМЛЯ

-В этих словах ударное окончание,

и мы его ясно слышим.

- ДЕДУШКА, ДЯДЯ

-Сомнения появились, в этих

словах безударные окончания.

- Нет.





-У существительных одного типа

склонения и одного падежа

ударные и безударные окончания

пишутся одинаково.


Дети читают.




-Если сравнить выводы, то можно

сказать, что они одинаковы. Мы

тоже сделали такой же вывод.


Высказывают предположения и

приходят к выводу, что

безударные окончания одного типа

склонения проверяются ударными

окончаниями этого же типа

склонения.



-СКАЛА, ЗЕМЛЯ



1.Ставлю существительное

в начальную форму.

2.Определяю склонение.

3.Подбираю слово-помощник.

4.Пишу окончание, как у слова-

помощника.












Руки «домиком».




-СТЕКЛО, СТОЛ, РУЛЬ


-СТЕПЬ










П.

Формирова-

ние умения

осуществлять

сравнение

и выделять

общее и

различное


Р.

подведение

под

правило



















































Л.

учёт

позиции

собеседника


К.

находить

общее

решение в совместной

деятельнос-

ти


Р.

коррекция,

оценка
















Умение

делать

вывод


























5.

Первич-

ное

закрепле-

ние

Закрепление

нового

знания.

Усвоение

нового

способа

действий.

- Давайте применим новое знание

и отработаем алгоритм написания

безударных окончаний.

СЛАЙД 6.

Мечтать о лет.., жить в деревн..,

поехать на мор.., между дел..,

из жизн.., по Волг.., к лошад..






-Прочитайте диалог Миши и

Анишит Йокоповны на с.117.


-От чего зависит окончание

существительного?


-Вернёмся к предложению и

проверим безударные окончания

слов.

-Сможем ли мы теперь правильно

написать слова :

на вершин(е,и) , ел(е,и) ?








С комментированием записывают.

1-ый ученик:

Лето- 2скл., о стекле – о лете, -е

Пишу: мечтать о лете

2-ой ученик:

Деревня-1скл., в земле-в деревне,-е

Пишу: жить в деревне

и т. д.





- От склонения и падежа.





На вершин(е,и)

  1. Н.ф. вершина

  2. 1-е склонение

  3. на скале, на вершине

  4. пишу окончание –е

ел(е,и), н.ф. ель, 3скл.,степи, ели.








Р.

применяют

новое

правило


К.

Используют

речь для

регуляции

своего

действия


Усвоение

нового

правила

6.

Самостоя-

тельная

работа с

самопро-

веркой

по

образцу

Применение

нового

знания,

индиви-

дуальная

рефлексия

достижения

цели,

создание

ситуации

успеха

СЛАЙД 7.

По алле?, около речк?, на поезд?,

от радост?, без помощ?, с яблон?






СЛАЙД 8.

-Проверьте свою работу и оцените

по шкале самооценки.




Работают самостоятельно.








Оценивают правильность

выполнения.



Р.

осуществля-

ют

контроль

по

результату



Самостоя-

тельное

оперирова

ние

новым

знанием



Самопро-верка по

эталону

7.

Включе-

ние в

систему

знаний,

повторе-

ние









8.

Рефлексия

деятель-

ности

Повторение

и

закрепление

изученного,

включение

нового

в систему

знаний








Подвести

итог

урока,

рефлексию

деятельнос-

ти всего

класса

Работа в ТПО. (Тетрадь на

печатной основе)

С. 77, упражнения 84 и 85


-Будете работать в парах.

-Договоритесь, какие упражнения

будете выполнять.



-Проверьте друг друга и

оцените по шкале.


-Проверка работы.



Д/з: У. с.116 Правило,

ТПО с.76-77 упр.83


-Что вы узнали на уроке?






-Как проверить безударные окончания существительных?


-Достигли ли цели урока?

-Оцените свою работу на уроке

в дневнике.


-И в конце урока заполните

«Дерево чувств».


-Сравните своё настроение

В начале и в конце урока.


-На память я дарю вам ключики

Со словами – помощниками.

С их помощью вы сможете

Открыть дверь в безударные

Окончания имён существительных.

Спасибо за урок.














Взаимопроверка, оценивание



Одна пара рассказывает, как они

Работали





-Безударные окончания существительных одного типа

склонения пишутся так же,

как окончания, стоящие

под ударением.


-Безударные окончания существительных проверяй

по ударным.



Закрашивают кружочек.





Описывают свои эмоции:

Я чувствую…потому что…мне…

(скучно / не скучно)

Был активным…

Полностью выполнил задание…




П.

смысловое

чтение

заданий к

упражнению


Р.

Планирова-

ние

учебного

сотрудни-

чества

К.

Работа

в парах

Выполне-

ние

заданий

на

включе-

ние

нового

знания

в

систему

знаний






Соотноше-

ние урока

с

результа-

том

деятель-

ности



Анализ

каждого

ученика

результата

собствен-

ной

деятель-

ности












































Технологическая карта урока ПНШ 3 класс "Склонение имён существительных. Правописание безударных окончаний имён существительных""
  • Начальные классы
Описание:

                              Технологическая карта урока

1. Тема урока:  Склонение имён существительных. Правописание  безударных окончаний имён существительных.   

2. УМК «Перспективная начальная школа»

3. Предмет: русский язык

4. Класс: 3

5. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий


6. Представление о результатах:

ЛИЧНОСТНЫЕ:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и пользоваться им;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осуществлять самоконтроль по образцу; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:использовать речь для регуляции своего действия; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:  Формировать умение правильно писать безударные окончания имён существительных. 

Учитель:  Афонина  Светлана  Алексеевна


 

Автор Афонина Светлана Алексеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3408
Номер материала 20249
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓