МБОУ
«Стрельская ООШ»
Урок
русского языка
во
2 классе
«Роль
имени прилагательного
в
русском языке».
Кольцина О.П..
учитель начальных классов
стаж работы 24 года
1квалификационная категория
с.
Стрелка, 2013 г.
Тема
урока « Роль
имени прилагательного в русском языке».
Тип
урока: Изучение
нового материала по теме « Имена прилагательные»
Цели:
дать
представление о роли имени прилагательного в русском языке.
Задачи:
1.Обучающая - учить детей
правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и
по существенным признакам определять предмет.
2.Развивающая - развивать
критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы,
анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся.
3.Воспитывающая - создать
условия для формирования
познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе
со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
Ход
урока
Стадия вызова.
Вводная часть урока:
I.
Орг. момент
-
Для ребят звенит звонок ,
Начинается
урок.
Время
даром не теряйте,
На
вопросы отвечайте,
Дружно
тему обсуждайте.
Не
пройдёт ваш даром труд,
Знанья
пользу принесут.
-
Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на
уроке?
IІ. Чистописание (выполняется
в рабочей тетради)
- Внимательно
посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать
на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.
к
|
н
|
о
|
р
|
ы
|
ч
|
м
|
и
|
ю
|
й
|
ц
|
в
|
н
|
а
|
п
|
р
|
д
|
б
|
г
|
щ
|
у
|
ы
|
ч
|
т
|
н
|
э
|
я
|
з
|
х
|
ф
|
ъ
|
о
|
д
|
ж
|
н
|
е
|
- Верно, сегодня будем
писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может
обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких
элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради
половинку строки).
Пока
дети пишут, появляется карточка.
-
А
какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с
удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
На
доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.
-
Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной.
(Длинный, осенний, лимонный, лунный)
-
Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с
безударной гласной, подчеркните букву.
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале
« ПЗ»(правильность знаков)
III.
Актуализация опорных знаний.
-
А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой
исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом
словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь –
тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному
изучению».
- А как вы думаете, что мы будем сегодня
исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.
-На
какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет
предметом нашего исследования? ( имя прилагательное)
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".
-
Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для
работы)
З
- что мы знаем про имя прилагательное?
|
Х
– что хотим узнать?
|
Работа в группах, проверка
выполнения задания.
З
- что мы знаем про имя прилагательное
|
Х
– что хотим узнать?
|
Часть
речи.
Связана
с именем существительным.
Отвечает
на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
|
Зачем
используется в речи?
|
VI.
Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.
На
доске появляется тема урока:
|
|
Роль имени прилагательного в русском
языке
|
|
-
Как
вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Прием " Дерево предсказаний
Учитель
просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и
неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли
согласны с этими
идеями?
Стадия осмысления.
Основная часть урока:
IV.
Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам
в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу,
записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые
?
|
Тонкие
?
|
С
какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?
Почему
вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?
Предположите,
что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?
|
Зачем…(
прилагательные нужны в речи) ?
Можно
ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
|
Группы
озвучивают свои вопросы
Задание
1.
Группы
(1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.
1.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)
2.
Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)
Задание для группы (1 и 3):
Хитрая
плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?...
|
|
Задание
для группы (2 и 4)
Мягкие лапки, на
лапках царапки.
|
|
Подготовьте
устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
-
Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите
животное,
используя
только существительные.
-
Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и
прилагательные.
-
Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
-
Чьё описание оказалось более точным?
-
С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать
предмет, назвать его признаки.) На доску помещается карточка:
Задание 2.
-
Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте
пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена
прилагательные.
Образец: голодный как волк.
г...лодный
лиса
неуклюж...й
волк
трусливый
м...две...
к...лючий
за...ц
хитрый
ё...
Проверка
выполнения. Орфографическая работа.
-
Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?
Самопроверка с самооценкой по шкале « П» (
правильность)
-
Какую роль выполняют прилагательные? ( описывают, характеризуют предмет)
-
Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных
вами вопросов?
Физкультминутка
для глаз.
Задание
3. Работа в группах.
Прочитайте
2 текста. Сравните их.
В лесах живут олени. Это животные с рогами.
Охота на оленей запрещена.
|
|
Текст 1.
В больших непроходимых лесах живут
благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми
рогами. Охота на благородных оленей запрещена.
|
|
Текст 2.
-
Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
-
Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль
выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет,
украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?
На
доску помещается карточка:
Задание
4.
Сказка.
Игра "Мозаика"
На ... ... планете жили... ... человечки, у них
были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато очень... характер.
Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика
сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому
что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ...
веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ...
лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А
на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
|
|
-Прочитайте
текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. Какой получается картинка?
Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?
-
Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в
тексте?
Дома детям предлагается закончить сказку,
используя карточку с набором из различных прилагательных.
|
|
(
Прилагательные для мозаики: голубой, клетчатый, умный, квадратный,
фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый,
сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый,
холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный,
носатый, хвостатый, ушастый, звонкий и др).
|
|
Подведение итогов урока.
- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?
-
Какую роль они выполняют в речи?
Обращается внимание на дерево предсказаний.
-
Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?
Заключительная часть урока:
V. Стадия рефлексии.
-
Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним
последнюю колонку.
Групповая
работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"
З
- что мы знаем про имя прилагательное?
|
Х
– что хотим узнать?
|
У
– что мы узнали
|
Заслушиваются
ответы детей.
З
- что мы знаем про имя прилагательное
|
Х
– что хотим узнать?
|
У – что мы узнали
|
Часть
речи.
Связана
с именем существительным.
Отвечает
на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
|
Зачем
используется в речи?
|
Имена
прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки,
украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким,
красочным.
Речь
человека становится яркой. Образной.
|
- А теперь
попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь
отобразить в нём полученные
на уроке знания. (Работа выполняется в парах. Если приём детям незнаком,
следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством
учителя.)
-
Зачитайте свои синквейны.
VI.Домашнее
задание.
Используя
карточку подсказку, закончить сказку.
! Возможный
вариант синквейна.
Имя прилагательное
яркие разнообразные
украшают
описывают уточняют
Без них речь наша пуста!
богатство
Памятка для составления синквейна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.