Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Конспект урока по русскому языку "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"


ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА






hello_html_m60b350ea.gif














(6 класс)







Милюкова О.А.




2009 – 2010 уч. год




Цель урока: дать первоначальное представление о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда.


Задачи:

  1. Обучающая: научить определять у имен прилагательных разряды по значению, а также отработать навык нахождения в текстах качественных прилагательных, зная их отличительные признаки.

  2. Развивающая: формировать умение отличать прилагательные от других частей речи, определять основные грамматические признаки имени прилагательного, развивать логическое мышление, расширять словарный запас школьников за счет употребления в речи имен прилагательных, умение работать самостоятельно.

  3. Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, ответственность за выполненную работу.



ХОД УРОКА


  1. ОРГ. МОМЕНТ (Звучит аудиозапись песни «Улыбка»)


- Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка. Урок немного необычный, так как у нас сегодня присутствуют гости. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте поудобнее. Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать единой командой, которая будет называться «Улыбка». Давайте хором прочитаем девиз нашего урока:

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

Ходим мы в родную школу,

Чтобы знания получать.

Надеюсь, что очередной урок для нас с вами пройдет не зря, и вы уйдете с него, получив новые знания для себя.


2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА


- Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным. Вы узнаете для себя что-то совершенно новое из жизни прилагательных. Но об этом чуть позже.


    1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ( учащийся достает вопрос и отвечает на него)

- Сначала мне хотелось бы проверить, как вы повторили материал об имени прилагательном. Вы достаете себе лист с вопросом и сразу же на него отвечаете полным ответом.

- Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные? (по род., числ., падеж.)

- Могут ли имена прилагательные иметь полную и краткую форму? Приведите пример.

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

- Приведите примеры имен прилагательных. Определите род. Как вы это сделали? (или по вопросу, или по окончанию)

- Могут ли имена прилагательные перейти в разряд существительных?


- Итак, что же такое имя прилагательное?


    1. НОВАЯ ТЕМА


- Ребята, посмотрите на эти предметы. Подберите к ним такие прилагательные, чтобы они говорили о том, какой предмет, из чего он сделан и кому принадлежит.


Например: мягкая игрушка

шапка

стул


- Если проанализировать признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению. Их гораздо больше, чем мы с вами привели в примерах. Одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

Сейчас каждый из вас самостоятельно изучит признаки одного из разрядов, а потом познакомит с этой группой прилагательных других учащихся и расскажет, как определить данный разряд прилагательного.


(Учащиеся используют материал учебника п. 39 или материал, подготовленный учителем)


    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


ИГРА «Подарок»


- А сейчас я хочу предложить вам игру «Подарок». Я буду называть предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, дневник – красивый, школьный, Васин.

(Предметы: ручка, карандаш, резинка, линейка, тетрадь. После того, как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.)


ИГРА «Волшебное дерево»


- В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Пришло время собирать урожай. Ваша задача: разложить урожай по корзинкам.

(приготовлены три корзинки с буквами К – качественные, О – относительные, П – притяжательные). Для этого нужно (выходить по одному человеку друг за другом) сорвать плод, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, определить разряд прилагательного по значению и положить в соответствующую корзинку.



-Об относительных и притяжательных прилагательных мы еще будем подробно говорить на следующих уроках. А сегодня мы остановимся на качественных прилагательных.


    1. УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ


- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз – вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что –то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы. А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается.


    1. ПРОДОЛЖЕНИЕ УРОКА


- Итак, о каких прилагательных мы продолжим разговор? Правильно давайте еще раз повторим, что же обозначают качественные имена прилагательные, какие качества предмета называют.

- ВЕЛИЧИНУ

- ЦВЕТ

- ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА

- ВОЗРАСТ

- ВЕС


- Кроме этого, качественные прилагательные имеют полную и краткую формы. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого. (учащиеся читают самостоятельно материал на стр. 188 в учебнике)

- Скажите, как еще можно определить, что прилагательное качественное? (Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное)

- Приведите примеры. (красивый – красив, сладкая – сладка, старый – стар, огромный – огромен)



- Сейчас выполним упражнение № 616 (второе предложение все вместе, дальше самостоятельно)


Спокойная река. – Река спокойна.


Старая баржа. – Баржа стара.


Узкая река. – Река узка.


Унылые берега. – Берега унылы.


Быстрая речка. – Речка быстра.


Широкий простор. – Простор широк.


Глубокая вода. – Вода глубока.


Задумчивые ели. – Ели задумчивы.


Тонкие берёзки. - Березки тонки.


Чёрное зеркало. – Зеркало черно.


- Какие признаки называют качественные прилагательные в данном тексте? (качество предмета, цвет, возраст, величину)


- Следующее упражнение №617 (выборочное письмо)


Красивый – красив, добрый – добр, далекий – далек, близкий – близок, свежий – свеж, просторный – просторен, широкий – широк.


(сразу объясняют, почему не будут выписывать то или иное прилагательное)


- К какому разряду относятся данные имена прилагательные?

- Какова их роль в предложении?


- А сейчас вы будете следопытами. Упр. №618 («Следопыт»)

(Выполняют самостоятельно. Первый вариант – 2-4, второй вариант – 5-6 предложения.)


- Следующее задание «В гостях у пословиц». Упр. №619 предлагает вам продолжить начатую пословицу, вставив краткие имена прилагательные. Но вы не только вставите краткие имена прилагательное, но и определите у них род и число.


Кто аккуратен, тот и приятен. Болтовня и красива, и пестра, да пуста.

Враг боек, да наш народ стоек. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Кто слова не боится, тому и плеть не страшна. Объясните смыл первой и третьей пословицы.

-Скажите, а если бы краткие прилагательные стояли во множественном числе, могли бы вы определить род? (Нет) Почему? (Потому что это непостоянный признак.)

- Упр. №621 Орфографическая задачка «Пиши по правилам»

-Но сначала вы самостоятельно изучите таблицу на стр. 190

- Итак, как пишутся краткие формы прилагательных с основой на шипящий? Хорошо!

- Но вы еще вспомнили правило правописания имен существительных с шипящей на конце. Как пишутся существительные женского рода 3 скл. с шипящей на конце? А как пишутся существительные 1 и 2 скл. м.р. с шипящей на конце? Как пишутся существительные мн. ч. с шипящей на конце? Приведите примеры. ( меч, рощ, дач, калач, плащ, свеч) Молодцы!

- А теперь приступаем к выполнению упражнения. Вы должны образовать краткие формы прилагательных, у полных прилагательных выделить окончание, а у кратких – подчеркнуть шипящую.

- Устная работа. Я называю слово, а вы, если это краткое прилагательное, хлопаете в ладоши.

Колюч, ключ, рощ, крыш, свеж, жгуч, вещь, речь, сушь, горяч, лихач, похож, могуч, груш.

- Как бы вы написали эти прилагательные: с мягким знаком или без него?

8. ИТОГ УРОКА

- Итак, какие новые знания вы получили на уроке? С какими прилагательными познакомились на уроке?

- Что обозначают качественные прилагательные? Какие две формы они имеют? Как пишутся краткие качественные прилагательные с шипящей на конце?

- Что вы можете сказать об относительных и притяжательных прилагательных?

- Подходит к концу урок. Давайте подумаем и составим кластер, т.е. подберем качественные прилагательные, которые, на ваш взгляд, опишут вас на сегодняшнем уроке. (прекрасные, активные, улыбчивые, самостоятельные, внимательные, красивые, аккуратные, доброжелательные, дружные, умные, любознательные)

(ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ ПЕСНИ «Улыбка»)

- Я хочу подарить вам на память «улыбку» с самыми добрыми пожеланиями. Откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе «улыбку» и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость. Урок окончен. До свидания.

Дом. задание. Оценки.




Конспект урока по русскому языку "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"
  • Русский язык и литература
Описание:

ОТКРЫТЫЙУРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА

 

"РазрЯды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(6 класс)

 

 

 

 

 

 

                                                                      Милюкова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: дать первоначальное представление о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда.

 

Задачи:

1)    Обучающая: научить определять у имен прилагательных разряды по значению, а также отработать навык нахождения в текстах качественных  прилагательных, зная их отличительные признаки.

2)    Развивающая: формировать умение отличать прилагательные от других частей речи, определять основные грамматические признаки имени прилагательного, развивать логическое мышление, расширять словарный запас школьников за счет употребления в речи имен прилагательных, умение работать самостоятельно.

3)    Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, ответственность за выполненную работу.

 

 

ХОД УРОКА

 

1.     ОРГ. МОМЕНТ  (Звучит аудиозапись песни «Улыбка»)

 

- Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка. Урок немного необычный, так как у нас сегодня присутствуют гости. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте поудобнее. Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать единой командой, которая будет называться «Улыбка». Давайте хором прочитаем девиз нашего урока:

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

Ходим мы в родную школу,

Чтобы знания получать.

 Надеюсь, что очередной урок для  нас с вами пройдет не зря, и вы уйдете с него, получив новые знания для себя.

 

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

- Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным. Вы узнаете для себя что-то совершенно новое из жизни прилагательных. Но об этом чуть позже.

 

3.     ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ  ( учащийся достает вопрос и отвечает на него)

                                    

- Сначала мне хотелось бы проверить, как вы повторили материал об имени прилагательном. Вы достаете себе лист с вопросом и сразу же на него отвечаете полным ответом.

 

-  Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные? (по род., числ., падеж.)

- Могут ли имена прилагательные иметь полную и краткую форму? Приведите пример.

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

- Приведите примеры имен прилагательных. Определите род. Как вы это сделали? (или по вопросу, или по окончанию)

- Могут ли имена прилагательные перейти в разряд существительных?

 

- Итак, что же такое имя прилагательное?

 

4.     НОВАЯ ТЕМА

 

- Ребята, посмотрите на эти предметы. Подберите к ним такие прилагательные, чтобы они говорили о том, какой предмет, из чего он сделан и кому принадлежит.

 

Например: мягкая игрушка

                   шапка

                   стул

 

-  Если проанализировать признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению. Их гораздо больше, чем мы с вами привели в примерах. Одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

Сейчас каждый из вас самостоятельно изучит признаки одного из разрядов, а потом познакомит с этой группой прилагательных других учащихся и расскажет, как определить данный разряд прилагательного.

 

(Учащиеся используют материал учебника п. 39 или материал, подготовленный учителем)

 

5.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

 

ИГРА «Подарок»

 

- А сейчас я хочу предложить вам игру «Подарок». Я буду называть предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, дневник – красивый, школьный, Васин.

         (Предметы: ручка, карандаш, резинка, линейка, тетрадь. После того, как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.)

 

ИГРА «Волшебное дерево»

 

- В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Пришло время собирать урожай. Ваша задача: разложить урожай по корзинкам.

(приготовлены три корзинки с буквами К – качественные, О – относительные, П – притяжательные). Для этого нужно (выходить по одному человеку друг за другом) сорвать плод, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, определить разряд прилагательного по значению и положить в соответствующую корзинку.

 

 

-Об относительных и притяжательных прилагательных мы еще будем подробно говорить на следующих уроках. А сегодня мы  остановимся на качественных прилагательных.

 

6.     УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 

- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз – вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что –то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы. А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается.

 

7.     ПРОДОЛЖЕНИЕ УРОКА

 

- Итак, о каких прилагательных мы продолжим разговор? Правильно давайте еще раз повторим, что же обозначают качественные имена прилагательные, какие качества предмета называют.

- ВЕЛИЧИНУ

- ЦВЕТ

- ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА

- ВОЗРАСТ

- ВЕС

 

- Кроме этого, качественные прилагательные имеют полную и краткую формы. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого. (учащиеся читают самостоятельно материал на стр. 188 в учебнике)

- Скажите, как еще можно определить, что прилагательное качественное? (Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное)

- Приведите примеры. (красивый – красив, сладкая – сладка, старый – стар, огромный – огромен)

 

 

- Сейчас выполним упражнение № 616  (второе предложение все вместе, дальше самостоятельно)

 

Спокойная река. – Река спокойна.

 

Старая баржа. – Баржа стара.

 

Узкая река. – Река узка.

 

Унылые берега. – Берега унылы.

 

Быстрая речка. – Речка быстра.

 

Широкий простор. – Простор широк.

 

Глубокая вода. – Вода глубока.

 

Задумчивые ели. – Ели задумчивы.

 

Тонкие берёзки. - Березки тонки.

 

Чёрное зеркало. – Зеркало черно.

 

- Какие признаки называют качественные прилагательные в данном тексте?  (качество предмета, цвет, возраст, величину)

 

- Следующее упражнение №617 (выборочное письмо)

 

Красивый – красив, добрый – добр, далекий – далек, близкий – близок, свежий – свеж, просторный – просторен, широкий – широк.    

 

(сразу объясняют, почему не будут выписывать то или иное прилагательное)

 

- К какому разряду относятся данные имена прилагательные?

- Какова их роль в предложении?

 

-  А сейчас вы будете следопытами. Упр. №618 («Следопыт»)

(Выполняют самостоятельно. Первый вариант – 2-4, второй вариант – 5-6 предложения.)

 

-  Следующее задание «В гостях у пословиц». Упр. №619 предлагает вам продолжить начатую пословицу, вставив краткие имена прилагательные. Но вы не только вставите краткие имена прилагательное, но и определите у них род и число.

 

         Кто аккуратен, тот и приятен. Болтовня и красива, и пестра, да пуста.

Враг боек, да наш  народ стоек. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Кто слова не боится, тому и плеть не страшна. Объясните смыл первой и третьей пословицы.

-Скажите, а если бы краткие прилагательные стояли во множественном числе,  могли бы вы определить род? (Нет) Почему? (Потому что это непостоянный признак.)

- Упр. №621 Орфографическая задачка «Пиши по правилам»

-Но сначала вы самостоятельно изучите таблицу на стр. 190

- Итак, как пишутся краткие формы прилагательных с основой на шипящий? Хорошо!

- Но вы еще вспомнили правило правописания имен существительных с шипящей на конце. Как пишутся существительные женского рода 3 скл. с шипящей на конце? А как пишутся существительные 1 и 2 скл. м.р. с шипящей на конце? Как пишутся существительные  мн. ч. с шипящей на конце? Приведите примеры. ( меч, рощ, дач, калач, плащ, свеч) Молодцы!

- А теперь приступаем к выполнению упражнения. Вы должны образовать краткие формы прилагательных, у полных прилагательных выделить окончание, а у кратких – подчеркнуть шипящую.

- Устная работа. Я называю слово, а вы, если это краткое прилагательное, хлопаете в ладоши.

Колюч, ключ, рощ, крыш, свеж, жгуч, вещь, речь, сушь, горяч, лихач, похож, могуч, груш.

- Как бы вы написали эти прилагательные: с мягким знаком или без него?

8.  ИТОГ УРОКА

- Итак, какие новые знания вы получили на уроке? С какими прилагательными познакомились на уроке?

- Что обозначают качественные прилагательные? Какие две формы они имеют? Как пишутся краткие качественные прилагательные с шипящей на конце?

- Что вы можете сказать об относительных и притяжательных прилагательных?

- Подходит к концу урок. Давайте подумаем и составим кластер, т.е. подберем качественные прилагательные, которые, на ваш взгляд, опишут вас на сегодняшнем уроке. (прекрасные, активные, улыбчивые, самостоятельные, внимательные, красивые, аккуратные, доброжелательные, дружные, умные, любознательные)

(ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ ПЕСНИ «Улыбка»)

- Я хочу подарить вам на память «улыбку» с самыми добрыми пожеланиями. Откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе «улыбку» и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость. Урок окончен. До свидания. 

Дом. задание. Оценки.

 

 

 

 

Автор Милюкова Оксана Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1392
Номер материала 30460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓