Тема: «Путешествие по
стране Русский язык».
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с
изученным в 5 классе.
Задачи:
а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики,
синтаксиса;
б) развивать логическое и образное мышление учащихся;
в) воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки-задания, карточки-указатели, карточки-вопросы,
схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради, карта путешествий.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя
II.Игра
ЗВУКОГРАД
Задания:
1.
Сколько звуков [ш] в
предложении:
Не тот хорош, кто
лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?
2.
Сколько звуков [ц] в
предложении:
Наша ученица Куницына
собирается отправиться в Братск?
3.
Метаграммы – это загадки,
в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети
записывают слово матаграмма в свои тетради.)
1) Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль, моль.)
2) С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.
(Карта, парта.)
3) Хоть и мала я , но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
НО [к] на [ц] перемени –
Я по болоту зашагаю.
(Капля, цапля.)
4) С [б] мучительной бываю,
С [м] одежду пожираю.
С [р] актеру я нужна,
С [с] для повара важна.
(Боль, моль, роль, соль.)
4.
Логогриф – от греческих
слов логос «слово» и грифос «загадка». Это загадка, в которой задуманное слово сможет
иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков
(букв). (Дети записывают в тетрадях слово логогриф.)
1) Готов вас напоить водой,
Но [э] прибавите в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, в зале.
(Кран, экран.)
2) Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша, юноша.)
ЛЕКСИКОГРАД
Задания:
1.
На доске записаны слова,
которые нужно запомнить:
метаграмма, кроссворд,
логогриф, ребус,
антонимы, криптограмма.
Синонимы,
(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и что
они означают.)
2.
Кроссворд. Запишите
синонимы к словам:
торопиться – (спешить),
учить – (изучать),
бежать – (нестись),
осилить – (одолеть),
известие – (новость),
удивить – (изумить),
фантазировать – (мечтать).
На доске получается следующая запись:
С
|
П
|
Е
|
Ш
|
И
|
Т
|
Ь
|
И
|
З
|
У
|
Ч
|
А
|
Т
|
Ь
|
Н
|
Е
|
С
|
Т
|
И
|
С
|
Ь
|
О
|
Д
|
О
|
Л
|
Е
|
Т
|
Ь
|
Н
|
О
|
В
|
О
|
С
|
Т
|
Ь
|
И
|
З
|
У
|
М
|
И
|
Т
|
Ь
|
М
|
Е
|
Ч
|
Т
|
А
|
Т
|
Ь
|
3.
Антонимы.
1) Я – антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ……….
(Прохлада.)
2) Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ………
(Зима.)
3) Я – антоним к слову смех,
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это….
(Плач.)
4) Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…….
(Тишина.)
ЧАСТЕРЕЧЕНСК
Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями (
дается одна минута для размышления):
1.
Дать определение имени
существительного.
2.
Дать определение
местоимения.
3.
Дать определение предлога.
4.
Дать определение союза.
5.
Дать определение глагола.
6.
Дать определение имени
прилагательного.
СИНТАКСИСГРАД
Задания:
1.
Составьте предложения по
схемам:
а) ~ ~ ~ ~ ~ ===== - - - - - - .
- . - . - . -.
б) - . - .
- . - . - ===== ~ ~ ~ ~ ~ - - - - - .
2. расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения,
начертите схему:
а) В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространенное, осложненное однородными обстоятельствами.)
б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу темную зелень сирени
и садовые аллеи.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространенное, осложненное однородными дополнениями.)
3.Устное конструирование предложений с обращениями.
(Учащиеся берут карточки – вопросы.)
а) Обратитесь с просьбой, с приветствием.
( - Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице
43.
- Уважаемые господа! Приветствую вас на сегодняшнем
заседании нашего кружка.)
б) Обратитесь с вопросом, с призывом:
( - Иван Иванович, сколько сейчас времени? Который
час?
- Дорогие ребята! Призываю вас принять участие в
спортивных соревнованиях за честь школы.)
УГАДАЙСК
Задания (карточки «С» и «П» ):
1.
терминологический диктант:
- главные члены предложения;
- служебные части речи;
- часть слова;
- самостоятельная часть речи;
- единица синтаксиса.
С
|
П
|
Сказуемое
Союз
Суффикс
Существительное
Словосочетание
|
Подлежащее
Предлог
Приставка
Прилагательное
Предложение
|
2.
«Волшебный круг».
Сколько слов можно прочитать в этом круге?
Словами
являются и предлоги, и союзы.
(Читать по кругу по часовой стрелке.)
3.
Криптограмма (дети
записывают в тетрадь) – надпись, сделанная одним из способов тайного письма (криптография
«тайнопись»), крипто (греческого происхождения) – «тайный, скрытый».
(Дана пословица: «Кто много читает, тот и много
знает».)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3
|
6
|
3
|
7
|
8
|
2
|
9
|
10
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
3
|
2
|
8
|
4
|
5
|
3
|
6
|
3
|
11
|
5
|
9
|
10
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
1)
1, 5, 8, 6, 9 – лучший
друг человека.
2)
В этом году была холодная
11, 8, 4, 9.
3)
11, 9, 7, 10, 4 ты это
сделал?
4)
Дети слушали сказку «1, 3,
2 в сапогах».
(Книга, зима, зачем, кот.)
4.
Ребус ( от латинского res «вещь») – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией фигур, букв, знаков. (Записать слово в тетради.)
Отгадать пословицу:
(Век живи, век учись.)
III. Подведение
итогов игры и выставление оценок.
IV. Заключительное слово учителя.
- Мир знаний необъятен, и человек не должен
останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать
открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого
вам пути!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.