Конспект
урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Учимся
писать суффиксы -ик-, -ек-"
(Блок
“Правописание”)
Цель урока: формировать
у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -
Задачи урока:
- организовать
наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;
- открыть вместе с детьми способ проверки
суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения;
учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию
орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения
работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и
взаимопомощи.
Тип урока:
проблемный урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник
“Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем
грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик-,
-ек”, мультфильм «В стране невыученных уроков», телевизор, DVD,
карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с
изображением животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
У. Улыбнемся
друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
2. Минутка чистописания.
У. –
Что вы узнали в узорах?
Д. – Суффиксы
–онок– , -ёнок-.
Игра с суффиксами
У. –
Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а…
Д. – Котёнок.
У. –
Не медведь, а …
Д. – Медвежонок
У. –
Не волк, а ..
Д. – Волчонок.
У. –
Каким способом образованы новые слова?
Д. – Новые
слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
У. –
Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффиксы
–онок– , -ёнок-..
У. –
На что он указывает?
Д. –На
названия детенышей..
У. –
Пропишите слова. Выделите суффикс.
Проверка -назвать
суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..
3.Повторение пройденного. Брейн-ринг.
(Параллельно дифференцированная работа на доске. Слова
с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок. –ёнок.
Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок. 2 человека разбирают карточки со
словами в столбик с соответствующим суффиксом)
- Суффикс – это маленькое слово.
- Суффикс – это часть слова, которая
стоит за корнем
- Суффикс служит для связи слов в
предложении.
- Суффикс служит для образования новых
слов.
- Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
выделить в слове окончание, корень, суффикс
- Чтобы найти в слове корень, надо
изменить форму слова.
- Чтобы выделить в слове окончание, для
этого нужно изменить форму слова.
- Чтобы выделить в слове корень, для
этого необходимо подобрать родственные слова.
- Суффикс не имеет значение.
- Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют
уменьшительно-ласкательное значение.
- После мягких согласных, кроме [ч'],
пишется суффикс – ёнок–
- После твердых согласных и [ч'],
пишется суффикс – онок–
Проверка дифференцированной работы.
Повторение алгоритма написания суффиксов –онок– , -ёнок-.
4. Сообщение темы урока. Постановка
проблемы урока
Давайте с вами заглянем в мультфильм,
снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
– Какая проблема встала перед Витей
Перестукиным?
( Витя
не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).
( Витя
не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–). РИСУНОК
-Произнесите эти слова. Как звучат
суффиксы?
Поставьте ударение в эти слова и скажите,
ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное»место и его
написание надо проверять.
– Определите тему нашего урока.( – Мы
знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–). ТЕМА
– Чем же мы будем заниматься? Какова
цель урока? ЦЕЛЬ
(Цель: Должны
научиться писать суффиксы –ик и –ек._
IV. Знакомство с новым материалом.
Открытие детьми нового знания.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти
разными путями.
Путь 1: взять
готовое правило.
Путь 2: самим
изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
( Лучше попробовать самим выявить правило.
Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то
понимаешь его и применяешь на письме)
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд
слов.
На доске: в
один ряд прикреплены карточки со словами:
Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к,
арбузика,бантика, горошка, кармашка.
– На какие две группы можно разделить
эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)
- Разделите слова на два столбика: есть,
нет
Дети по одному выходят к доске и
располагают карточки в два столбика.
На доске:
есть
нет
|
|
кузнеч...к
сыноч...к
мяч...к
ореш...к
|
кузнечики
сыночки
мячики
орешки
|
-Как
выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого
проанализируйте слова второго столбика.
- Что интересного вы заметили?
(Если
при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и
надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы
слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
- Подтвердить
наше научное открытие поможет мультфильм «В стране невыученных уроков».
Посмотрим фрагмент мультфильма как Виктор Перестукин при помощи «ключика»
открыл «замочек».
- Это
было единственное правило, которое знал Витя. Витя произносил неизвестное для
нас понятие – склонение, с которым мы познакомимся в 3 классе. Будем считать,
что это изменение слов.-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек
– (нет) замочка; ключик –
(нет) ключика.
Кстати, книга о приключениях мальчика
Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в
нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень
поучительна.
- Прочитайте рубрику
«Обрати внимание» в учебнике на странице 115 и сравните
с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?
Пока мы будем делать физминутку, найдите в
тексте слово на данное правило.
Физминутка.
С Вини-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
-Какое слово? (птенчик-птенчика)
VIII. Закрепление нового материала.
1. «Свернём»
правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий. С.116. АЛГОРИТМ
Алгоритм
правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.
1. [ ик ] -?
2.Изменюю форму слова (нет, много)
3. Если [и ] - ик
Если [- ] – ек
2. Решение детьми типовых заданий.
- Чтобы закрепить полученные знания,
потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение
2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
VI. Закрепление нового материала.
Оперативный контроль.
Самостоятельная работа
Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)
Упражнение 1 (по вариантам) –
I вариант – первый столбик
II вариант – второй столбик.
VII. Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Мы достигли цели урока – научились
писать суффиксы –ик и –ек?
- Отразите свои успехи в листе самооценки.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы
остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным
цветом.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и
лучше – желтые.
А уж если совсем напрасно было потрачено
время на уроке, то – черный.
Лист самооценки
|
|
|
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы
–ик-, -ек-.
|
|
Использовал правило, чтобы не ошибиться
в написании слов
|
|
Внимательно слушал учителя,
одноклассников
|
|
Активно работал на уроке и правильно
отвечал на вопросы
|
|
VIII. Домашнее задание:
учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по
вариантам)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.