Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик-, -ек- " (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик-, -ек- " (2 класс)

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

(Блок “Правописание”)

 

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -

Задачи урока:

организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;

- открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик-, -ек”, мультфильм «В стране невыученных уроков», телевизор, DVD, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! 
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

 

2. Минутка чистописания.

У. – Что вы узнали в узорах?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-.

 

Игра с суффиксами

У. – Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а…

Д. – Котёнок.

У. – Не медведь, а …

Д. – Медвежонок

У. – Не волк, а ..

Д. – Волчонок.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..

У. – На что он указывает?

Д. –На названия детенышей..

У. – Пропишите слова. Выделите суффикс.

Проверка -назвать суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..

 

3.Повторение пройденного. Брейн-ринг. (Параллельно дифференцированная работа на доске. Слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок. –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок. 2 человека разбирают карточки со словами в столбик с соответствующим суффиксом)

 

  1. Суффикс – это маленькое слово.
  2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем
  3. Суффикс служит для связи слов в предложении.
  4. Суффикс служит для образования новых слов.
  5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, суффикс
  6. Чтобы найти в слове корень, надо изменить форму слова.
  7. Чтобы выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
  8. Чтобы выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
  9. Суффикс не имеет значение.
  10. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
  11. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–
  12. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–

Проверка дифференцированной работы. Повторение алгоритма написания суффиксов –онок– , -ёнок-.

4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

Давайте с вами заглянем в мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).

Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–). РИСУНОК

 

-Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?

Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное»место и его написание надо проверять.

 

– Определите тему нашего урока.– Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–). ТЕМА

– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ

(Цель: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек._

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

 

- Каким путем мы пойдем и почему?

( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

 

На доскев один ряд прикреплены карточки со словами:

Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к, арбузика,бантика, горошка, кармашка.

 

– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)

- Разделите слова на два столбика: есть, нет

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

На доске:

есть

нет

 

кузнеч...к

сыноч...к

мяч...к

ореш...к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика.

- Что интересного вы заметили?

(Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм «В стране невыученных уроков». Посмотрим фрагмент мультфильма как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Это было единственное правило, которое знал Витя. Витя произносил неизвестное для нас понятие – склонение, с которым мы познакомимся в 3 классе. Будем считать, что это изменение слов.-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 115 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

Физминутка.

С Вини-Пухом в лес шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам шагается легко.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках убежим.

-Какое слово? (птенчик-птенчика)

VIII. Закрепление нового материала.

1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий. С.116. АЛГОРИТМ

АОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/7/6195/hello_html_m37b5e5f9.gifлгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

1. [ ик ] -?

2.Изменюю форму слова (нет, много)

3. Если [и ] - ик

Если [- ] – ек

2. Решение детьми типовых заданий.

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Самостоятельная работа

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

VII. Итог урока:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

- Отразите свои успехи в листе самооценки.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.

 

Лист самооценки

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/7/6195/hello_html_b8b333f.gif

 

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

 

VIII. Домашнее задание:

учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик-, -ек- " (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -

Задачи урока:

- организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;

- открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик-, -ек”, мультфильм «В стране невыученных уроков», телевизор, DVD, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 168 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 986
    • DOCX 27.4 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абукова Хайбат Денесовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абукова Хайбат Денесовна
    Абукова Хайбат Денесовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15660
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек