Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку "Одежда мыслей (Подготовка к части 3 ОГЭ)" (9 класс)

Конспект урока по русскому языку "Одежда мыслей (Подготовка к части 3 ОГЭ)" (9 класс)

Тема урока: «Одежда мыслей

(Подготовка к ГИА-9. С2: С1К2 — наличие примеров-аргументов)»


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Вид урока: урок развития речи

Методы: репродуктивный, исследовательский

Приёмы: беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, работа по карточкам

Оборудование: презентация, карточки, памятка «Лексические и грамматические явления», таблица


Цель: 1. обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме (примеры-аргументы);

2. формирование исследовательских навыков; активизация самостоятельной деятельности; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

3. воспитание интереса к предмету; воспитание учащихся гражданами своей малой родины


Задачи:

  • Предметные (познавательные): понимать проблему, выдвигать   гипотезы (формулировка тезиса)  и обоснование; устанавливать  причинно-следственные связи, строить логическую цепь – рассуждения, доказательства; уметь проводить анализ, выбирать критерии   для сравнения, классификации  объектов; уметь находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;  уметь рассказывать о типичном значении языкового явления, находить примеры лексических и грамматических явлений в тексте, объяснять , как проявляется типовое значение этих явлений в конкретном тексте; уметь делать вывод, соблюдать требования логичности и связности,  уметь строить сочинение – рассуждение в соответствие с требованиями композиции.

  • Коммуникативные: понимать поставленный вопрос; уметь отвечать на поставленный вопрос; уметь выбирать языковые средства в соответствии  с ситуацией; оценивать убедительности собственного рассуждения; уметь полно и ясно выражать свои мысли; владеть монологической письменной речью

  • Личностные: учить выражать свое отношение к поставленной проблеме; понимать значимость приобретенных знаний и умений; учиться использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • Регулятивные: понимать то, что доказываешь; понимать, к какому выводу необходимо прийти; понимать алгоритм работы; уметь организовать текст; уметь корректировать написанное; контролировать правильность выполнения задания; уметь удерживать собственную мысль.

Структура урока:

1. Этап мотивации (1,5 мин)

2. Этап актуализации (5 мин)

- орфографическая эстафета

- синтаксический разбор предложения

- фонетическая минутка

3. Этап локализации затруднений (2 мин)

4. Этап целеполагания (1 мин)

5. Этап реализации целей урока (17 мин)

- чтение текста

- беседа

ФИЗМИНУТКА (30 сек)

- тренировочные тесты в формате ГИА (А и Б)

- работа с памятками

- самостоятельная работа уч-ся

6. Этап самостоятельной работы с проверкой(10 мин)

- заполнение таблицы

- конструирование предложений

7. Объяснение домашнего задания(30 сек)

8. Этап рефлексии(2 мин)

9. Выставление оценок (30 сек)



Конспект урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации

1, 5 мин

-Здравствуйте, садитесь! Рада вас видеть и мне очень приятно сегодня провести у вас урок русского языка. Зовут меня Мирослава Борисовна.


(ВИДЕОЗАПИСЬ)


-Вы просмотрели фрагмент лекции российского лингвиста, публициста, академика РАН Д. С. Лихачёва.


-О чём этот видеофрагмент?


-Культура человека начинается с культуры речи.


-Что такое, по-вашему, культура речи?



Откройте тетради, запишите дату и тему урока – «Одежда мыслей».


- Так что же за одежда мыслей? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?


- И вы правы. «Самая большая ценность народа — его язык, на котором он говорит, пишет, думает». И эти слова, которые сегодня будут нашим эпиграфом, принадлежат Лихачёву.

- Согласны ли вы с утверждением Лихачёва?

- Почему язык — самая большая ценность?





- Совершенно верно. Без языка нет народа. Поэтому мы, жители Калмыкии, калмыцкий народ, несём двойную ответственность, т.к у нас, кроме русского языка, есть и родной калмыцкий язык. И сохранить наш родной язык, а значит, и народ — это в наших с вами силах.


- У вас на столах лежат высказывания ученых, писателей, поэтов о языке. Давайте зачитаем их.


- В этом учебном году нам с вами предстоит сдача экзаменов. РЯ — предмет обязательный. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к ГИА. Подробно мы будем говорить о 3 части экзаменационной работы – сочинении-рассуждении С2. И именно высказывание С. И. Ожегова, взятое из Открытого Банка заданий, станет основой нашего урока.

- Какой смысл вложен в это высказывание?













О культуре





Умение грамотно излагать свои мысли, говорить вежливо




«Одежда мыслей — это наш язык, наша речь»







Да, согласны


Потому что все наши мысли, чувства выражаются через язык. Благодаря языку сохраняется культура народа.









Зачитывают карточки



2. Этап актуализации

7 мин



- Для начала давайте мы с вами повторим материал прошлых тем и начнём с орфографии. Проведём орфографическую эстафету (1 мин) по теме «Чередующиеся гласные в корне слова».

НА ВРЕМЯ

Каждому ряду я даю одинаковые карточки со словами, где пропущена гласная в корне (излАгать, предполОжить, гОризонт, кАсаться, прикОсновение, вырАщивать, зОренька, угАр, сгОрел, расстЕлить, расстИлать). Ваша задача — вписать букву в одном слове и передать соседу. Выигрывает тот ряд, кто раньше всех закончит.

(Правильный вариант написания — на слайде)

- Хорошо. Скажите, все ли слова мы можем объяснить, пользуясь правилом «Чередующиеся гласные в корне слова»? Какое слово лишнее?


- Для выполнения следующих заданий, нам необходимо будет записать в тетрадь предложение, взятое в качестве эпиграфа.


а) Пунктуационный разбор – 3 у доски

(3 мин).




б) (2 мин) давайте вспомним, какие способы подчинительной связи существуют в РЯ? Выпишите из этого предложения словосочетания с различными видами связи


в) фонетическая минутка

(1 мин).

- В каком слове букв больше, чем звуков?

- Звуков больше, чем букв?



Проводят «орфографическую эстафету»




















Записывают предложение в тетрадь



3 учащихся— у доски.

Класс работает в своих тетрадях.



Согласование, управление, примыкание

Самая большая ценность — согл., на котором пишет — упр., его язык — прим.


«ценность»


«самая, его, язык»


3. Этап локализации затруднений

2 мин


- Итак, мы с вами повторили орфографию, фонетику, синтаксис. Теперь перейдём к основной цели нашего урока — сочинению-рассуждению С2.


- У вас на столах лежат таблицы, которые вы должны будете заполнять по ходу нашей работы. Тезисом сочинения послужит высказывание С. И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е самое подходящее для данного случая)»

- Давайте вспомним структуру такого сочинения (алгоритм на слайде)

- Какая часть сочинения вызывает у вас наибольшую трудность?

- Оценивание этой части следует по критерию С1К2

















Отвечают на вопрос



Отвечают на вопрос

Аргументация

4. Этап целеполагания

(1 мин)

- Исходя из того, что вызывает у вас затруднения, сможете ли вы определить то, чему вы должны научиться сегодня на уроке?.

Научиться находить аргументы в тексте, объяснять их роль

5. Этап реализации целей урока

(15,5 мин)

- Текстом, с которым вы будете работать для аргументации высказывания, послужит отрывок из романа калмыцкого писателя Антона Амур-Санана «Мудрёшкин сын»

(Чтение текста учителем(наизусть))


- Произведение автобиографично, роман-хроника, история и традиции калмыцкого народа


- Тема и основная мысль?





- Стиль и тип речи?


- Для того чтобы приступить к заполнению ваших таблиц, необходимо вспомнить то, что мы повторили в начале урока и выполните следующие задания: а1, а3, а4, а5; в2, в5, в7.




Работа с памятками

- В качестве аргументов вы должны привести 2 примера, верно указав их роль в тексте. Эти аргументы могут быть иллюстрирующими как лексические явления, так и грамматические. Также можете взять одно лексическое, одно грамматическое.

- У вас на столах лежат памятки, которые помогут вам систематизировать ваши знания о лексич. и грамматич. явлениях. Давайте попробуем прокомментировать. ПОДСКАЗКИ

Самостоятельная работа

Давайте теперь поработаем в парах. Я вам раздаю карточки с заданиями. Вы, пользуясь памятками, эти задания выполняете.

Слушают











Тема: описание степи, осн.мысль: показать, насколько прекрасна степь весной, как природа влияет на душу человека

Худ., описание


Выполняют устно задания, комментируют


















Комментируют


Работают с карточками

6. Этап самостоятельной работы с проверкой

(10 мин)

- Итак, вы справились с этим заданием. Теперь перейдем к тексту Амур-Санана и вашим таблицам

- Вам сейчас нужно будет заполнить, опираясь на предложенный текст.(используйте подсказки)


- А теперь попробуйте сконструировать предложения так, как от вас требуется







Заполняют таблицу





Конструируют предложения


Читают получившиеся предложения. Обсуждают.

7. Объяснение домашнего задания

1) Написать сочинение-рассуждение на основе материала, собранного в классе

2) Выписать из произведения в таблицу еще примеры, объяснить их роль



8. Этап рефлексии

Прием незаконченного предложения.

  • Сегодня на уроке я....

  • Научился...

  • Было интересно..

  • Было трудно...

  • Мои ощущения...

  • Больше всего понравились задания...


Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало

9. Выставление оценок







(1)Я вышел в степь. (2) После долгого зимнего ненастья солнце грело с особенной, нежной лаской. (3) Голубой купол неба широко раскинулся над степью, звонки и радостны были трели жаворонков. (4) Кругом – зеленая, молодая травка и цветы, цветы… (5) Как хороши первые степные цветы! (6) Можно было подумать, что земля, как любящая мать, хочет утешить бедного, чумазого калмычонка в его горькой доле и вместо игрушек рассыпала передо мной множество цветов. (7) Я невольно почувствовал эту ласку; во мне проснулась сыновняя нежность: я лег на землю и распластал руки. (8) Мне хотелось обнять всю степь. (9) В этот миг я забыл все свои горести, забыл отцовские побои, голод – все забыл и чувствовал только, что я весь полон любви к этой милой, родной земле.(10) Вдыхая пряный аромат степных трав, лежал, припав к земле, и казалось мне, что высокие стебли травы тихо шептали какие-то неведомые тайны. (11) Я любовался, наблюдая, как сквозь свежую прозрачную зелень краснели и желтели лепестки тюльпанов и светло – голубые петушки ирисов смешивались с пунцовыми и золотистыми цветами. (12) Вокруг разливалось мелодичное стрекотанье бесчисленных кузнечиков, а высоко в небе переливчато звенели жаворонки. (13) Мысли мои неслись быстро и мелькали в такт стрекотанью кузнечиков. (14) Обвеянный лаской природы, я с легкой грустью переживал свои первые детские впечатления.


А1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему автору так нравится находиться в степи?»

  1. (5) Как хороши первые степные цветы!

  2. (6) Можно было подумать, что земля, как любящая мать, хочет утешить бедного, чумазого калмычонка в его горькой доле и вместо игрушек рассыпала передо мной множество цветов.

  3. (9) В этот миг я забыл все свои горести, забыл отцовские побои, голод – все забыл и чувствовал только, что я весь полон любви к этой милой, родной земле.

  4. .(10) Вдыхая пряный аромат степных трав, лежал, припав к земле, и казалось мне, что высокие стебли травы тихо шептали какие-то неведомые тайны.


А3. В каком предложении средством выразительности является метафора.

  1. (8) Мне хотелось обнять всю степь.

  2. (11) Я любовался, наблюдая, как сквозь свежую прозрачную зелень краснели и желтели лепестки тюльпанов и светло – голубые петушки ирисов смешивались с пунцовыми и золотистыми цветами.

  3. (3) Голубой купол неба широко раскинулся над степью, звонки и радостны были трели жаворонков.

  4. (7) Я невольно почувствовал эту ласку; во мне проснулась сыновняя нежность: я лег на землю и распластал руки.


А4. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение

1) В слове ЗВЕНЕЛИ все согласные звуки звонкие

2) В слове РАДОСТНЫ буква Т обозначает непроизносимый согласный звук

3) В слове ТЮЛЬПАНОВ мягкость согласного Л на письме обозначена буквой Ь

4) В слове ПЕРВЫЕ количество букв и звуков совпадает


А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) почувствовал

2) обнять

3) горести

4) обвеянный


В2. Замените словосочетание «степные цветы», построенное на связи согласование, синонимичным, построенным на связи управление.


В5. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вдыхая пряный аромат степных трав(1), лежал(2), припав к земле(3), и казалось мне(4), что высокие стебли травы тихо шептали какие-то неведомые тайны.


В7. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Можно было подумать(1), что земля(2), как любящая мать(2), хочет утешить бедного(3), чумазого калмычонка в его горькой доле и вместо игрушек рассыпала передо мной множество цветов.


Конспект урока по русскому языку "Одежда мыслей (Подготовка к части 3 ОГЭ)" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Вид урока: урок развития речи

Методы: репродуктивный, исследовательский

Приёмы: беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, работа по карточкам

Оборудование: презентация, карточки, памятка «Лексические и грамматические явления», таблица

 

Цель: 1. обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме (примеры-аргументы);

2. формирование исследовательских навыков; активизация самостоятельной деятельности; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

3. воспитание интереса к предмету; воспитание учащихся гражданами своей малой родины

 

Задачи:

ü      Предметные (познавательные): понимать проблему, выдвигать   гипотезы (формулировка тезиса)  и обоснование; устанавливать  причинно-следственные связи, строить логическую цепь – рассуждения, доказательства; уметь проводить анализ, выбирать критерии   для сравнения, классификации  объектов; уметь находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;  уметь рассказывать о типичном значении языкового явления, находить примеры лексических и грамматических явлений в тексте, объяснять , как проявляется типовое значение этих явлений в конкретном тексте; уметь делать вывод, соблюдать требования логичности и связности,  уметь строить сочинение – рассуждение в соответствие с требованиями композиции.

ü      Коммуникативные: понимать поставленный вопрос; уметь отвечать на поставленный вопрос; уметь выбирать языковые средства в соответствии  с ситуацией; оценивать убедительности собственного рассуждения; уметь полно и ясно выражать свои мысли; владеть монологической письменной речью

ü      Личностные: учить выражать свое отношение к поставленной проблеме; понимать значимость приобретенных знаний и умений; учиться использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

ü      Регулятивные: понимать то, что доказываешь; понимать, к какому выводу необходимо прийти; понимать алгоритм работы; уметь организовать текст; уметь корректировать написанное; контролировать правильность выполнения задания; уметь удерживать собственную мысль.

Структура урока:

1. Этап мотивации (1,5 мин)

2. Этап актуализации (5 мин)

- орфографическая эстафета

- синтаксический разбор предложения

- фонетическая минутка

3. Этап локализации затруднений (2 мин)

4. Этап целеполагания (1 мин)

5. Этап реализации целей урока (17 мин)

- чтение текста

- беседа

ФИЗМИНУТКА (30 сек)

- тренировочные тесты в формате ГИА (А и Б)

- работа с памятками

- самостоятельная работа уч-ся

6. Этап самостоятельной работы с проверкой(10 мин)

- заполнение таблицы

- конструирование предложений

7. Объяснение домашнего задания(30 сек)

8. Этап рефлексии(2 мин)

 

9. Выставление оценок (30 сек)

Автор Дакинова Мирослава Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 730
Номер материала 39332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓