Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)

Тема урока: Корень слова.


Цели урока:

1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень.

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.

Оборудование: Таблица «Корень слова», презентация, мультимедиапроектор, карточки для каждого ученика.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

У. - Добрый день! У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас? Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Садитесь. Для того, чтобы узнать какое настроение у вас, я попрошу поднять карточку с таким цветом какое у вас сегодня настроение. Я очень надеюсь, что к концу урока у ребят, которые подняли карточки с холодными цветами, будут карточки с цветами яркими. Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.


  1. Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.

У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (слайд).


Ковёр, Рига, тупик, друзья, ветер, ванна.


(Буквы, обозначающие орфограммы, появляются на слайде: О, Р, К, Ь, Е, Н).

У. - Ребята, наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на наше слово напал злой Вирус. Злой Вирус успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока.

Д. - Здесь зашифровано слово корень.

У. - Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

Д. - Корень есть у дерева, у зуба.

У. - Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?

Д. - Корень есть в словах, значит тема урока: «Корень слова».

Тема урока записана на доске: Корень слова.

У. - Что такое корень слова?

Д. - Корень – это общая часть родственных слов.

У. - А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока. (слайд)


Уточнить представление ….

Выяснить роль … .

Отрабатывать умение … .


  1. Чистописание.

У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил. Наверно, это опять….ВИРУС. И на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил? hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Д. Злой вирус повредил букву К.

У. Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку.

Определите закономерность написания букв и элементов.

Ка / ККб // ККв /// (на доске)

Д. Увеличивается количество заглавных букв К, к ним добавляется каждый раз строчная буква по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий.

У. Что вы знаете об этом звуке?

Д. Согласный парный, глухой, в словах может быть твердым или мягким.

У. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

  1. Работа по теме урока.

У. - Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?

Д. - Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д.

У. - Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?

Д. - В толковом словаре Ожегова С. И. , Даля В. В.

У. - Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в семьи.

Как называются слова, которые входят в одну семью?

Д. - Однокоренные.

У. - Какие слова называются однокоренными?
Д. - Слова, которые имеют общий корень и общее значение.

У. - Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.

Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус. (слайд)

- Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.


hello_html_m27716f4f.gif

ничество

hello_html_m688ea4b3.gifhello_html_m7ebf5e6a.gif

hello_html_m2a7690f7.gifпере … ок … ой

hello_html_53ec157d.gifhello_html_m7ebf5e6a.gif

hello_html_114ce551.gifовичок … истая (местность)

hello_html_717bd51b.gif?

овик … ничий

hello_html_m69d88442.gifhello_html_m688ea4b3.gif

ок … ник


Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова.

Д. - Мы пришли в лес. (слайд)

У.- Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).

Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На слайде схема:

КОРЕНЬ

hello_html_m7bceaefa.gifhello_html_m769b67f4.gifhello_html_40b78600.gif

Главная часть Передаёт основное .

слова. значение слова.


  1. Физкультминутка.

- И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит.

Давайте немного поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Я буду называть пары слов. Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не однокоренные, вставайте друг к другу спинами.


  1. Продолжение работы по теме урока.

У. - Продолжим путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад. (слайд)

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.


-САД-


У. - Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья?

Д. - Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает?

Д. - Злой Вирус съел все листочки – слова.

У.- Подберите однокоренные слова с корнем - САД - и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.

Д. - Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … .

У. - Как называются все эти слова?

Д. - Однокоренные.

У. - Какие слова называются однокоренными?

Д. - Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение.

У. - Что ещё можно сказать о корне?

Д. - Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов

В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов.

КОРЕНЬ

hello_html_m7bceaefa.gifhello_html_m769b67f4.gifhello_html_40b78600.gif

Главная часть Передаёт основное Общая часть

слова. значение слова. однокоренных слов.


Задание: спишите слова, распределив их по группам. На какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы.

( Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)


  1. Работа с учебником.

У. - Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.

В какой –то семье однокоренных слов много, в какой-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает?

Д. - Он изучает части слова, образование новых слов.

У. - Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.

Стр. 58, упражнение 123(1).

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

У. - Почему чайник так назвали?

Д. - В нём заваривают чай.

У. - Почему чай так назвали?

Д. - Его делают из листиков чайного дерева.

У. - Какое задание можно выполнить с этим текстом?

Д. - Можно выписать однокоренные слова и выделить в них корень.

У. – Выполните упражнение.


VIII. Гимнастика для глаз.


IX. Закрепление. Самостоятельная работа.

У. - Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.

1.Что такое корень слова? (см. таблицу);

2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).

У. - Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.

На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.

Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.

1 вариант: Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Храбрый, смелый и смельчак.

2 вариант: Моряки, морской, моржи.

Корень, коренной, коржи.

Холод, холмик, холодок.

Горка, горный, городок.

Школа, школьник, ученик.


X. Творческая работа.

- Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами.

- Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.


XI.Итог урока. Выставление оценок.

- Как называется тема нашего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что мы сегодня повторили?

- Какое задание показалось самым трудным?

- Какое самым интересным?

- Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?

Рефлексия.

- Спасибо вам за урок. Хочу пожелать вам, ребята, и нашим гостям крепкого здоровья. Поднимите, пожалуйста карточку с тем цветом, какое настроение у вас сейчас.

XII.Домашнее задание.

упражнении 129.






























Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутсяодинаково; корень – общая часть  однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень.

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы.

 

3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.   

Автор Марьина Татьяна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1246
Номер материала 34881
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓