Тема урока: Корень слова.
Цели урока:
1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся
одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное
значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять
корень.
2. Развивать орфографическую зоркость, устную и
письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение
к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить
заботиться о своём здоровье.
Оборудование: Таблица «Корень слова», презентация, мультимедиапроектор,
карточки для каждого ученика.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
У. - Добрый день! У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас?
Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Садитесь. Для того, чтобы
узнать какое настроение у вас, я попрошу поднять карточку с таким цветом какое
у вас сегодня настроение. Я очень надеюсь, что к концу урока у ребят, которые
подняли карточки с холодными цветами, будут карточки с цветами яркими. Сегодня
мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то
новое, обобщим то, что уже знаем.
II.
Мобилизующий этап.
Определение темы и цели урока.
У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим,
кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (слайд).
Ковёр, Рига,
тупик, друзья, ветер, ванна.
(Буквы, обозначающие
орфограммы, появляются на слайде: О, Р, К, Ь, Е, Н).
У. - Ребята, наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и
опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых
болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на наше слово напал злой Вирус. Злой
Вирус успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего
урока.
Д. - Здесь зашифровано слово корень.
У. - Где в природе, в
нашей жизни мы можем встретиться с корнем?
Д. - Корень есть у
дерева, у зуба.
У. - Без здорового
корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже
встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока?
Д. - Корень есть в
словах, значит тема урока: «Корень слова».
Тема урока записана на
доске: Корень слова.
У. - Что такое корень
слова?
Д. - Корень – это
общая часть родственных слов.
У. - А кто попробует
сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель
нашего урока. (слайд)
Уточнить
представление ….
Выяснить роль … .
Отрабатывать
умение … .
III.
Чистописание.
У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Я
подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил. Наверно, это
опять….ВИРУС. И на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил?
Д. Злой вирус
повредил букву К.
У. Давайте её
вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку.
Определите
закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв
/// (на доске)
Д. Увеличивается
количество заглавных букв К, к ним добавляется каждый раз строчная буква
по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий.
У. Что вы знаете об
этом звуке?
Д. Согласный парный,
глухой, в словах может быть твердым или мягким.
У. Пропишите буквы и
элементы букв, соблюдая закономерность.
IV.
Работа по теме
урока.
У. - Сегодня мы
отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?
Д. - Слово – это единица
языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний,
действий и т. д.
У. - Где можно найти
значение слова слово и любого другого слова?
Д. - В толковом словаре
Ожегова С. И. , Даля В. В.
У. - Вчера мы начали
говорить о том, что слова объединяются в семьи.
Как называются слова,
которые входят в одну семью?
Д. - Однокоренные.
У. - Какие слова
называются однокоренными?
Д. - Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
У. - Итак, мы готовы
к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.
Посмотрите, куда мы
пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус. (слайд)
- Ребята, понятно
какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах
- корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
… ничество
пере … ок … ой
…овичок … истая
(местность)
?
…овик
… ничий
… ок … ник
Дети подбирают корень
и записывают однокоренные слова.
Д. - Мы пришли в лес.
(слайд)
У.- Был ли понятен
смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).
Какой вывод можно
сделать? Что такое корень? На слайде схема:
КОРЕНЬ
Главная
часть Передаёт основное .
слова.
значение слова.
V.
Физкультминутка.
- И здесь мы
победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать
человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и
вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать
прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете
гриппом. Прививка вас защитит.
Давайте немного
поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Я буду называть пары слов.
Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не
однокоренные, вставайте друг к другу спинами.
VI.
Продолжение работы
по теме урока.
У. - Продолжим
путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад. (слайд)
Как – то много лет
назад
Посадили странный
сад.
Не был сад фруктовым
–
Был он только словом.
Это слово – слово
корень,
Разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло
–
Стало много новых
слов.
-САД-
У. - Вот это дерево. Какую
пользу приносят деревья?
Д. - Выделяют кислород,
поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень.
Чего же не хватает?
Д. - Злой Вирус съел
все листочки – слова.
У.- Подберите однокоренные
слова с корнем - САД - и тогда наше дерево будет здоровым и красивым.
Д. - Садовник,
садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … .
У. - Как называются
все эти слова?
Д. - Однокоренные.
У. - Какие слова
называются однокоренными?
Д. - Слова, у которых
одинаковый корень и одинаковое значение.
У. - Что ещё можно
сказать о корне?
Д. - Корень – главная
часть слова, общая часть всех однокоренных слов
В схему КОРЕНЬ
добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов.
КОРЕНЬ
Главная
часть Передаёт основное Общая часть
слова.
значение слова. однокоренных слов.
Задание: спишите слова, распределив их по группам. На
какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По
частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы.
( Под схемой КОРЕНЬ
появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным
частям речи.)
VII.
Работа с учебником.
У. - Путешествуя по
саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова.
В какой –то семье однокоренных слов много, в какой-то поменьше. В
русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование».
Почему он так называется? Что он изучает?
Д. - Он изучает части
слова, образование новых слов.
У. - Сейчас и мы
попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова -
предметы.
Стр. 58,
упражнение 123(1).
Чай из листиков
нарезан,
Снятых с чайного
куста.
Человеку чай полезен
–
Чайник в доме
неспроста.
У. - Почему чайник
так назвали?
Д. - В нём заваривают
чай.
У. - Почему чай так
назвали?
Д. - Его делают из
листиков чайного дерева.
У. - Какое задание
можно выполнить с этим текстом?
Д. - Можно выписать
однокоренные слова и выделить в них корень.
У. – Выполните
упражнение.
VIII.
Гимнастика для глаз.
IX.
Закрепление. Самостоятельная работа.
У. - Давайте обобщим
всё, что узнали на уроке.
1.Что такое
корень слова? (см. таблицу);
2. Как найти в
слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. - Теперь вы готовы
к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.
На столе у вас
карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова.
Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные
слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка,
беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось,
лоскут, лосёнок.
Храбрый,
смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки,
морской, моржи.
Корень,
коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа,
школьник, ученик.
X.
Творческая работа.
- Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня
злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к
концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как
бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз.
Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте
сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и,
конечно же, с зимними забавами.
- Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам
нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым
одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут
лепить … , строить крепости.
XI.Итог урока. Выставление оценок.
- Как называется тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что мы сегодня повторили?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Какое самым интересным?
- Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?
Рефлексия.
- Спасибо вам за урок. Хочу пожелать вам, ребята, и нашим гостям
крепкого здоровья. Поднимите, пожалуйста карточку с тем цветом, какое
настроение у вас сейчас.
XII.Домашнее задание.
упражнении
129.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.