Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"(3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"(3 класс)

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Учитель начальных классов: Синицкая Нина Анатольевна.

Шалдайская СОШ.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель урока: закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.

2.Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой

Оборудование: Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А., Русский язык (учебник для 3 класса «Атамұра» 2014); резиновый мяч, презентация.

Ход урока

  1. Орг.момент.

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок

Откройте тетради, запишите число, классная работа. ( слайд № 2)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

  1. Каллиграфическая минутка.

Проведем минутку чистописания.

Сегодня будем отрабатывать каллиграфическое написание буквы «З». (Слайд № 3)

Расскажите все, что вы знаете об этой букве.

З"– согласная, парная, звонкая, на письме может обозначать два звука [З], [ З"]

З З зз ЗЗ зз

( дети прописывают строчку).

  1. Словарная работа.

Посмотрите внимательно на доску . Кто изображен на картинке? ( слайд № 4)

Президент.

-Как зовут нашего президента?

( Дети прописывают строчку слово президент ).

  1. Актуализация знаний.

  1. Повторение по теме имя существительное.

Ребята мы с вами закончили изучать раздел « имя существительное». ( слайд № 5)

Посмотрите на доску. На доске мы видим дерево. Это дерево не простое, это дерево «имя существительное». Скажите вы хорошо усвоили тему имя существительное?

Скажите какие плоды бывают на деревьях? Чтобы проверить ваши знания мы должны наполнить его плодами. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать яблочки, которыми вы будете заполнять дерево. Чем больше будет правильных ответов, тем больше будет плодов на дереве, а плоды это ваши знания.

( Дети отвечают на вопросы, наклеивают яблочки на дерево)

Family Tree BackgroundИнтересности в дневнике PrettyShark



1)Что такое имя существительное?

-Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

  1. Сколько падежей в русском языке?

-шесть

  1. Что общего между словами: конь, зонт, арбуз, стол, телефон.

- мужской род.

4) Главный член предложения, чаще всего выраженный существительным.

-подлежащее.

5) Падеж, который не употребляется без предлогов.

-предложный.

6) Существительные делятся на три группы по типу ...

-склонения

7) В каком падеже существительные отвечают на вопросы кому? чему?

-дательный

8) Существительные, называющие людей, животных и другие живые существа.

-одушевленные.

9) У существительных оно может быть единственное или множественное.

-число.

10) С этим падежом употребляются предлоги над, под, перед.

-творительный.

11) Есть имена существительные собственные, а есть ...

-нарицательные

12) Приведите примеры имен неодушевленных имен существительных.

-дом, лес, поле и др.

Посмотрите сколько плодов на нашем дереве имя существительное, плоды это ваши знания.

Молодцы! Хорошо поработали.

2) Выход на новую тему.

1.Посмотрите, что у меня в руке?

- мяч.

-Какой он?

- Зеленый, красивый, резиновый, круглый, яркий.

- Какой частью речи являются слова, при помощи которых мы описали предмет?

-Имя прилагательное.

-Кто догадался какая тема урока ?

-Имя прилагательное.

-Вспомните, что мы называем именем прилагательным?

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Какую роль они играют в нашей речи?

Имена прилагательные делают речь красочной, интересной, выразительной, образной, яркой

-Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили во 2 классе.

2. Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
-Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

-Не является стихотворением, нет рифмы.

-А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:


«Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую».


-А этот текст является стихотворением?

-Является, есть рифма.

-Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?

( ученикам раздаются тексты)

-В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный

-Почему второй текст получился выразительный, яркий?

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

-Назовите имена прилагательные из первого текста.

- В нем нет имен прилагательных

-Какой текст приятнее слушать? Почему?

- Второй. Он более образней, яркий, выразительный.

-Какая часть речи «украсила» стихотворение?

-Имя прилагательное.

-Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

3) Наблюдение за именем прилагательным (слайд № 4)

На слайде слова:

Новенький настроение

Хорошие смородина

Черная костюм

Голосистые соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания .

(Ответы: новенький костюм, хорошие настроение, черная смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)

  1. Игра. Отгадай кто это?

--А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.



Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь (слайд № 5)

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса (слайд № 6)

Серый, хищный, жадный. Волк (слайд № 7)

Белый, пушистый. Снег (слайд № 8)

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко (слайд № 9)


  1. Работа по учебнику.

  1. стр.110. Упр.294.Прочитай стихотворение А.Фета. Какое время года описано? При помощи каких прилагательных поэт нарисовал яркую, красочную картину? Выпиши имена прилагательные. Задай к ним вопросы.

Физкультминутка.

  1. Стр.110.упр.295.Образуй от имен существительных имена прилагательные. Запиши к ним вопросы. С прилагательными, образованными от выделенных слов, составь запиши предложения.



  1. Самостоятельная работа.



Тест. Имя прилагательное

1.Что такое имя прилагательное?

А) Слово; б) Часть предложения; в) часть речи.

2.    Выберите правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета.

3.    Подчеркните имена прилагательные.

Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.

4.    Поставьте вопрос имени прилагательному.

Лес(_____________) зеленый; Поляна (_____________) солнечная;

Сосны (___________) высокие;

5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.

Книга – книжный                                                   веселье - ______________

Рыба - ______________                                          мясо - ______________

6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли..

А) 4 б) 3 в) 2 г) 1

  1. Итог урока.

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

  1. Оценивание.

Оценки за урок с комментирование.

Оценивание урока детьми.

  1. Домашние задание. ( слайд № 10)

Стр.110. упр.296. Опиши свой класс, используя имена прилагательные. Задай к прилагательным вопросы.

  1. Рефлексия.

- Кому понравился урок?

- Были ли задания, которые у вас вызвали трудность?

- С каким настроением вы сейчас уйдёте с урока?

- Выразите своё отношение, к уроку используя прилагательные…

Спасибо за урок!





Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Учитель начальных классов: Синицкая Нина Анатольевна.

Шалдайская СОШ.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель урока: закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.

2.Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой

Оборудование: Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А., Русский язык (учебник для 3 класса «Атамұра» 2014);  резиновый мяч, презентация.

                                                   Ход урока

       I.            Орг.момент.

Ровно встали,

Тихо сели,

      Головами повертели,

      Сладко – сладко потянулись,

      И друг другу улыбнулись.

      Рот закрыли на замок,

Начинается урок

Откройте тетради, запишите число, классная работа. ( слайд № 2)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

    II.            Каллиграфическая минутка.

Проведем минутку чистописания.

Сегодня будем отрабатывать каллиграфическое написание буквы «З». (Слайд № 3)

Расскажите все, что вы знаете об этой букве.

З"– согласная, парная, звонкая, на письме может обозначать два звука [З], [ З"]

З З зз ЗЗ зз

( дети прописывают строчку).

 III.            Словарная работа.

Посмотрите внимательно на доску . Кто  изображен на картинке? ( слайд № 4)

Президент.

-Как зовут нашего президента?

( Дети прописывают строчку слово президент ).

 IV.            Актуализация знаний.

1)      Повторение по теме имя существительное.

             Ребята мы с вами закончили изучать  раздел « имя существительное». ( слайд № 5)

Посмотрите на доску. На доске мы видим дерево. Это дерево не простое, это дерево «имя существительное». Скажите вы хорошо усвоили тему имя существительное?

Скажите какие плоды бывают на деревьях? Чтобы проверить ваши знания мы должны наполнить его плодами. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать яблочки, которыми вы будете заполнять дерево. Чем больше будет правильных ответов, тем больше будет плодов на дереве, а плоды это ваши знания.

( Дети отвечают на вопросы, наклеивают яблочки на дерево)

 

  

 

1)Что такое имя существительное?

     -Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2)      Сколько падежей в русском языке?

-шесть

3)      Что общего между словами: конь, зонт, арбуз, стол, телефон.

- мужской род.

4) Главный член предложения, чаще всего выраженный существительным.

-подлежащее.

5) Падеж, который не употребляется без предлогов.

-предложный.

6) Существительные делятся на три группы по типу ...

-склонения

7) В каком падеже существительные отвечают на вопросы кому? чему?

-дательный

8) Существительные, называющие людей, животных и другие живые существа.

-одушевленные.

9) У существительных оно может быть единственное или множественное.

-число.

10) С этим падежом употребляются предлоги   над,  под,  перед.

-творительный.

11) Есть имена существительные собственные, а есть  ...

-нарицательные

12) Приведите примеры имен неодушевленных имен существительных.

-дом, лес, поле и др.

   

Посмотрите сколько плодов на нашем дереве имя существительное, плоды это ваши знания.

Молодцы! Хорошо поработали.

2) Выход на новую тему.

1.Посмотрите, что у меня в руке?

- мяч.

-Какой он?

- Зеленый, красивый, резиновый, круглый, яркий.

- Какой частью речи являются слова, при помощи которых мы описали предмет?

-Имя прилагательное.

-Кто догадался какая тема урока ?

-Имя прилагательное.

-Вспомните, что мы называем именем прилагательным?

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Какую роль они играют в нашей речи?

Имена прилагательные делают речь красочной, интересной, выразительной, образной, яркой

-Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили во 2 классе.

2. Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
-Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

-Не является стихотворением, нет рифмы.

-А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:


«Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую».


-А этот текст является стихотворением?

-Является, есть рифма.

-Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?

( ученикам раздаются тексты)

-В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный

-Почему второй текст получился выразительный, яркий?

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

-Назовите имена прилагательные из первого текста.

- В нем нет имен прилагательных

-Какой текст приятнее слушать? Почему?

- Второй. Он более образней, яркий, выразительный.

-Какая часть речи «украсила» стихотворение?

-Имя прилагательное.

-Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

3) Наблюдение за именем  прилагательным  (слайд № 4)

На слайде слова:

Новенький                         настроение 

Хорошие                            смородина

Черная                                 костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания .

  (Ответы:  новенький костюм, хорошие  настроение, черная смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы:  подходит по смыслу;  имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?  (Ответ:  с именем существительным)

    V.            Игра. Отгадай кто это?

--А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

 

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь (слайд № 5)

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса (слайд № 6)

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк (слайд № 7)

Белый, пушистый.                                                             Снег (слайд № 8)

Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко (слайд № 9)

 

 VI.            Работа по учебнику.

1)      стр.110. Упр.294.Прочитай стихотворение А.Фета. Какое время года описано? При помощи каких прилагательных поэт нарисовал яркую, красочную картину? Выпиши имена прилагательные. Задай к ним вопросы. 

Физкультминутка.

2)      Стр.110.упр.295.Образуй от имен существительных имена прилагательные. Запиши к ним вопросы. С прилагательными, образованными от выделенных слов, составь запиши предложения.

 

VII.            Самостоятельная работа.

 

Тест. Имя прилагательное         

1.Что такое имя прилагательное?

А) Слово; б) Часть предложения; в) часть речи.

2.    Выберите правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;    б) признак предмета;   в) действие предмета.

3.    Подчеркните имена прилагательные.

Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.

4.    Поставьте вопрос имени прилагательному.

Лес(_____________) зеленый;     Поляна (_____________) солнечная;

Сосны (___________) высокие;

5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.

Книга – книжный                                                   веселье - ______________

             Рыба - ______________                                          мясо - ______________

6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

    Вот уж снег последний в поле тает,

    Тёплый пар восходит от земли,

    И кувшинчик синий расцветает,

    И зовут друг друга журавли..

А) 4           б) 3         в) 2          г) 1

VIII.            Итог урока.

-  Что мы делали сегодня  на уроке?

-Что нового вы узнали?

 IX.            Оценивание.

Оценки за урок с комментирование.

Оценивание урока детьми.

    X.            Домашние задание. ( слайд  № 10)

              Стр.110. упр.296. Опиши свой класс, используя имена прилагательные. Задай к    прилагательным вопросы.

 XI.            Рефлексия.

- Кому понравился урок?

- Были ли задания, которые у вас вызвали трудность?

     - С каким настроением вы сейчас уйдёте с урока?

          - Выразите своё отношение, к уроку используя прилагательные…

 

Спасибо за урок!

Автор Синицкая Нина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2082
Номер материала 26754
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓