Тема
урока: Диалектные слова. 6 класс
Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с особенностями диалектной речи, обогащение лексики;
Развивающие:
формирование умения находить в художественном тексте диалектные слова;
Воспитывающие:
привить уважение к русскому языку, любви к родине;
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный, 2) исследовательский, 3) частично-поисковый.
План
урока.
1.
Организационный
момент.
2.
Повторение
изученного.
-Устный опрос:
а)Что изучает лексика?
б)Какие слова называются однозначными? Пример.
в)Какие слова называются многозначными? Пример.
г)Как называются слова, известные всему народу? Пример.
д)Что такое профессионализмы? Пример.
-Тест на повторение. ( Взаимопроверка. Ответы на доске)
Тест по теме «Лексика».
1.Что изучает лексика?
а)слово
б)звуки речи
в)части слова
г)части речи
2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:
а)многозначными
б)двузначными
в)однозначными
3.Слова, противоположные по лексическому значению, это
а)синонимы
б)антонимы
в)омонимы
4.Укажите необщеупотребительное слово
а)говорить
б)земля
в)яруга
г)птицы
5.какое словосочетание содержит слово в переносном значении
а)чёрный кофе
б)сгорать от любопытства
в)слушать радио
г)говорящий попугай
6.В каком словосочетании есть профессионализмы
а)лисий след
б)кухонный нож
в)корабельный кок
г)морская вода
( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)в; 5)б; 6)в )
3.Новый материал.
-Чтение диалога страница 63.
Почему мальчик не понял бабушку? Как вы думаете, как эти
слова называются? (незнакомые, старые, необщеупотребительные)
Слово учителя: Люди живут в разных географических условиях:
одни- в горах, другие- в пустыне, третьи-в лесной местности. Это наложило
отпечаток на их жизнь, язык. Многие люди всю жизнь не покидали своего места
жительства, пользовались словами, которые были понятны только им.
Есть слова общеупотребительные, которые понятны всем, а есть
местные, их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются
местными, или диалектными.
*Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Диалектные
слова)
*Что же такое диалектные слова? (читаем правило страница 64,
заучиваем и рассказываем)
4.Закрепление.
а) Один человек у доски.
На доске прикреплены слова: огурец, тыква, цыбуля , картошка,
кавун, буряк. Нужно убрать общеупотребительные, оставив диалектные, объяснить
значение оставшихся слов, составить с ними предложения.
б)Работа по цепочке.
На доске записаны пары слов. Нужно распределить их в 2
столбика: общеупотребительные и диалектные)
*нехай-пусть
*ощипывать-скубать
*цедылок-дуршлаг
*чи-или
*горище-чердак
*лестница-дробына
*кочет-петух
*утирка-полотенце
*кровь-юшка
*сопатка-нос
5.Физическая минутка.
Слово учителя:
У Виктора Астафьева в повести «Последний поклон» есть такие
строчки: «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем,
селезнем, зерлом, стрелкой, струной и ещё как-то, не вспомню. Но слова-это всё
какие-одно другого звучнее».
*Как вы думаете, для чего нужны диалектные слова в русском
языке? (они обогащают речь, делают язык ярким, образным, самобытным, точным)
*Всегда ли легко определить лексическое значение диалектного
слова? (нет)
*Что нужно делать в таком случае? (обратиться к словарю)
* В словаре рядом с диалектным словом стоит пометка обл.
*Найдите в толковом словаре диалектные слова, выпишите их с
лексическим значением.
1 ряд – на букву В (вестимо-конечно, разумеется)
2 ряд – на букву К (колча-смёрзшийся ком земли)
3 ряд – на букву М (мочажина-заболоченное топкое место;
болотце без кочек)
Учитель:
Автором «Толкового словаря великорусского языка» является
Владимир Иванович Даль (портрет на доске)
*Работа с предложением: Даль всю жизнь соб..рал и сост..влял
свой словарь.
*Списать, вставить буквы, выделить грамматическую основу.
в)Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
«5»-списать текст №3, вставить пропущенные орфограммы,
объяснить ихграфически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их;
«4»-списать текст №1, вставить пропущенные орфограммы, найти
диалектные слова- синонимы, выписать их;
«3»-списать текст №2, вставить пропущенные орфограммы, найти
диалектные слова- синонимы, выписать их;
Текст №1.
С..дел рыбак в..сёлый
На б..регу р..ки,
А перед ним по ветру
К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)
Текст №2.
Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают
дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон
в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»)
Текст №3.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)
г)чтение стихотворения (№118)
*Почему поэт так назвал своё стихотворение?
Словарная работа
Обиход-привычный, установившийся уклад жизни
Жизнь шла обычным обиходом.
д)Рефлексия.
*Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
*Что нового узнали?
*Чему научились?
е)Итог урока.
Учитель:
Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются в речи
очень старых или неграмотных людей. Наша задача-сохранить их для потомков. Я
хочу зачитать вам слова Мельниченко: «потерять диалектные слова-это значит
потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот
почему наш долг, наша святая обязанность-сохранить эти неоценимые сокровища
живой народной речи».
Задание на дом.
§24, №117. (задание на перспективу: спросить у бабушек и
записать диалектные слова и их лексическое значение)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.