Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку " Несклоняемые имена существительные" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Несклоняемые имена существительные" ( 4 класс)


МБОУ СОШ № 95

Г Архангельска

Учитель начальных классов: Атаян Ирина Анатольевна

Предмет: русский язык

Класс 4

Тема « Несклоняемые имена существительные»


Цель: создать условия для формирования представлений у школьников о несклоняемых именах существительных и правильному их употреблению в речи.


Задачи:

  1. познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

  2. учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

  3. развивать орфографическую зоркость;  

  4. развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;
    обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

  5. развивать интерес к уроку русского языка; учить детей слушать друг друга; развивать умение работать в коллективе, самостоятельно.










Ход урока


Этапы

Задания

УУД

1.Орг момент и мотивация


 Учите русский годы к ряду…

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда, в нем самом…

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.



2.Словарная работа

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

  1. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)

  3. Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)

  4. Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

  5. Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)

  6. Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)

  7. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)

  8. Разговор, обмен мнениями (беседа)

 

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.


Познавательно-логические умения(сравнивать, обобщать, делать выводы)

3. Обобщение знаний об имени существительном.


-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Что мы знаем о имени существительном:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:   Что мы знаем:

1 Какую часть речи мы называем именем существительным?              

2. Какого рода бывают имена существительные?

3 Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

4. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

 5. Дайте определение ,что такое имя существительное?

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)



4. Постановка учебной проблемы.


Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?



5. Поиск решения проблемы. Формулирование темы урока

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                   слайд №2.        


                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

       

   (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто?

( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные).

Как вы думаете ,чему сегодня мы должны научиться на уроке русского языка? ( Находить в тексте несклоняемые имена существительные и отличать их от склоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи)


Познавательно –логические (умения наблюдать, сравнивать, делать выводы)

6. Закрепление полученных знаний

Работа с учебником:

Упражнение: стр 129 №167

Прочитайте слова. Какого они рода?

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, желе ,какао, молоко и тд


-На какие 2 группы их можно разделить?

- Как можно назвать каждую группу? (склоняемый и несклоняемые)

-Запишите их по столбикам

-Какой вывод можете сделать ( несклоняемые существительные это слова мр и ср р оканчивающиеся на о , е,и,у,ю)

-Выделите окончания существительных, у какого столбика вы можете сделать, а у какого нет?) ( У несклоняемых существительных нет окончаний)

Упражнение: стр 130 № 168

Списать словосочетания и дописать окончания

По широк…шоссе, в шумн.. кафе, в нов.. метро, на стар.. пианино, обжегся горяч какао. и тд.



Задание


Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

-  Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).  Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

Учитель вместе с детьми разбирает значение слов)

Учебно-познавательные
















Коммуникативные

( умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные)



7.Самостоятельная работа

- Эти предложения написал человек, который ничего не знал о несклоняемых именах существительных.

- Подумайте и сформулируйте задание к этому упражнению.

(Найти и исправить ошибки.)

- Правильно. Запишите предложения без ошибок. У исправленных слов определить падеж.

- Работаем самостоятельно.

Родители вернулись из кина поздно вечером.

По радиву звучали весёлые песни.

Брат ушел гулять без пальта и шапки.


8. Итог урока


Что мы знали и что мы узнали сегодня на уроке по русскому языку по разделу « Имя существительное»? Какая темя сегодняшнего урока?

Какие существительные называются несклоняемыми?

Как их отличить от склоняемых имен существительных?

Как правильно употреблять их в нашей речи?

-  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.



9. Рефлексия

-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

-Чему научились?

Учащиеся отвечают по схеме:

-Я узнал(а)…

-Мне было трудно…

-Я научилась…



10.Домашнее задание

Из словаря в конце учебника найти и выписать несклоняемые имена существительные.




Конспект урока по русскому языку " Несклоняемые имена существительные" ( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: создать условия для формирования представлений у школьников о несклоняемых именах существительных и правильному их употреблению в речи.

 

Задачи:

1.   познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

2.   учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

3.   развивать орфографическую зоркость;  

4.   развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;
обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

5.   развивать интерес к уроку русского языка; учить детей слушать друг друга; развивать умение работать в коллективе, самостоятельно.

Автор Атаян Ирина Анатольевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 944
Номер материала 11995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓