1.Орг момент и
мотивация
|
Учите русский
годы к ряду…
С душой, с усердием, с
умом.
Вас ждет великая
награда
И та награда, в нем
самом…
- Итак, начинаем наш
урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид
работы.
|
|
2.Словарная работа
|
-
Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А
начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
1.
Дорога с
рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
2.
Учреждение,
собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
3.
Здание
большой станции на путях сообщения (вокзал)
4.
Специалист
с высшим техническим образованием (инженер)
5.
Занимательный,
любопытный, привлекающий интерес (интересный)
6.
Жилое
помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
7.
Группа
людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
8.
Разговор,
обмен мнениями (беседа)
-
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и
почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие
слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) (
Им.сущ ) Докажите.
|
Познавательно-логические
умения(сравнивать, обобщать, делать выводы)
|
3. Обобщение
знаний об имени существительном.
|
-
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием
«Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо
вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Что мы знаем о имени
существительном:
-
Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий
план:
Что
мы знаем:
1 Какую
часть речи мы называем именем существительным?
2. Какого
рода бывают имена существительные?
3 Как
изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
4. Как
иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
5.
Дайте определение ,что такое имя существительное?
-
Просклоняйте существительные:
1 вариант –
сестра
2 вариант –
окно ( ученик).
-
Выделите окончания.
( У доски
работают 2 человека)
-
Проверим, как вы справились с заданием.
- Что
изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
|
|
5. Поиск
решения проблемы. Формулирование темы урока
|
Давайте
проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В
магазине продаются разные пальто. У пальто меховой
воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне
новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне
было тепло в пальто.
- Что
вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи
оно является?
- Давайте
узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении.
Как будем действовать? Что нужно сделать?
слайд №2.
Памятка.
Чтобы
определить падеж существительного, надо:
1.
Найти
слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него
вопрос.
2.
По
вопросу и предлогу определить падеж.
|
(Появляется запись на доске:
И.п. –
пальто.
Р.п. –
пальто.
Д.п. –
пальто.
В.п. -
пальто.
Т.п.-
пальто.
П.п. – в
пальто.
- Что
вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же
особенность у слова пальто?
( Оно не
склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как
можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
-
Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
Как вы
думаете ,чему сегодня мы должны научиться на уроке русского языка? ( Находить
в тексте несклоняемые имена существительные и отличать их от склоняемых имен
существительных, правильно употреблять их в речи)
|
Познавательно
–логические (умения наблюдать, сравнивать, делать выводы)
|
6. Закрепление
полученных знаний
|
Работа с учебником:
Упражнение: стр 129
№167
Прочитайте слова.
Какого они рода?
Окно, метро,
пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, желе ,какао, молоко и тд
-На какие 2 группы
их можно разделить?
- Как можно назвать
каждую группу? (склоняемый и несклоняемые)
-Запишите их по
столбикам
-Какой вывод можете
сделать ( несклоняемые существительные это слова мр и ср р оканчивающиеся на о
, е,и,у,ю)
-Выделите окончания
существительных, у какого столбика вы можете сделать, а у какого нет?) ( У
несклоняемых существительных нет окончаний)
Упражнение: стр 130
№ 168
Списать
словосочетания и дописать окончания
По широк…шоссе, в
шумн.. кафе, в нов.. метро, на стар.. пианино, обжегся горяч какао. и тд.
Задание
Шоссе,
фламинго, метро, кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри,
кенгуру, пони, шимпанзе.
|
-
Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
-
Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их
значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный
вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти
слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Учитель вместе с детьми
разбирает значение слов)
|
Учебно-познавательные
Коммуникативные
( умение правильно
употреблять в речи несклоняемые имена существительные)
|
8. Итог урока
|
Что мы знали и что
мы узнали сегодня на уроке по русскому языку по разделу « Имя
существительное»? Какая темя сегодняшнего урока?
Какие
существительные называются несклоняемыми?
Как их отличить от
склоняемых имен существительных?
Как правильно
употреблять их в нашей речи?
- А
сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в
падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и
ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни
шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в
гостях, и дома,
Если только не менять
окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и
ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри,
ни кенгуру.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.