Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку, приложения к уроку на тему

Конспект урока по русскому языку, приложения к уроку на тему

Скачать материал

К О Н С П Е К Т   У Р О К А

РУССКОГО   ЯЗЫКА  В 7 КЛАССЕ

 

ТЕМА. Деепричастие как особая форма глагола. Урок-блок. Общее значение, признаки, деепричастный оборот.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учеников видеть деепричастие и отличать его от других частей речи, используя при этом понимание общего значения, признаков глагола и наречия в нём, суффиксов, постановку вопроса;

способствовать отработке навыков грамотного употребления в речи учеников деепричастия с зависимыми словами;

способствовать расширению кругозора детей, формированию у них интереса к поэтическим произведениям, наблюдению за использованием формы деепричастия в других языках (украинский, английский).

ОБОРУДОВАНИЕ: распечатки из пособия Т.Я. Фроловой/Русский язык 7 класс. Мы пишем без ошибок. Симферополь, 2012., с. 47, с. 48-49./ карточки-задания «Лодорский водопад» + полный перевод с английского Марка Полыковского + английский текст Роберта Саути (см. Приложение).

На доске написано: название урока «Деепричастие как особая форма глагола», справа – что делаЯ? что сделаВ?/ что делать? что сделать?/ слева – подлежащее (підмет) _____________  сказуемое (присудок) _________________

                                      __________________

 

ПЛАН  И  ХОД  УРОКА

1. Организация урока. Актуализация знаний.

            Учитель: нас окружают предметы, имена существительные, которые находятся в движении, т.е. имеют при себе глаголы. Мы уже выучили всё про глагол, а сегодня проведём наблюдение по теме урока (пропишите её в тетрадь) и узнаем новое о глаголе, его особой форме. 

Выберем любой предмет, который находится в классе…./ выбрали слово ручка, уточнили, что это имя существительное, записали его на доске/.  Каким членом предложения будет это существительное в именительном падеже? /подчёркивают подлежащее/

Подберите и запишите как можно больше глаголов к этому существительному, какие действия совершает ручка.

Попробуйте среди записанных глаголов выделить одно главное действие у предмета  /прописали ручка пишет./  Каким членом предложения будет этот глагол? /подчёркивают сказуемое/. 

Теперь остальные глаголы поставьте в такую форму, чтобы они обозначали добавочное действие / в процессе обсуждения вспоминают сведения из украинского, родного, языка, используют в качестве подсказки вопросы деепричастия, записанные заранее на доске; учитель может сразу обратить внимание детей на суффиксы деепричастий, выделенные в этих вопросах/

Ручка пишет, шурша по бумаге.

____ ______  _._._._._._._._._._.

        

Поставьте вопрос и попробуйте определить, каким членом предложения есть деепричастие. /учитель указывает на деепричастный оборот и пунктуацию при нём/.

            Сколько же действий может быть у одного предмета??? Сколько главных действий? /одно/ А добавочных действий??? /много, зависит от мастерства пишущего/.

Наша задача – видеть, образовывать правильно,  употреблять грамотно в речи деепричастия. Использование деепричастий есть одним из показателей богатой речи.

2. Работа над темой урока.

А) Классический пример:

            Задание: рассмотрите фотографию (приложение 1)  Лодорского водопада, обратите внимание на форму стихотворения (на что похожа форма текста?), прочитайте полушёпотом.

Читаем вслух. /попытка учеников, если не получается сразу выразительно, читает учитель/.

Найдите подлежащее; глагол, обозначающий главное действие, сказуемое; слова, обозначающие добавочное действие; сколько деепричастий в тексте (48).

/учитель обращает внимание на форму стихотворения, фигурное стихотворение, (приложение 2, 3) что напоминает форма в отрывке, в английском тексте, в русском полном переводе; дети с интересом сравниваю внешний вид стихотворений с потоками воды, спадающими со скалы/.

Предлагаю к следующему уроку подготовить выразительное чтение русского текста в полном переводе, а также выделить деепричастия, их суффиксы.

Индивидуальные задания для тех, кто желает прочитать стихотворение на языке оригинала, особенно отрывок, какой при переводе даёт  нам деепричастия.

Б) Обобщение теоретических сведений:

            Задание: пользуясь карточкой-схемой (приложение 4) из пособия, с. 47 упражнение 139, дайте ответы на вопросы о деепричастии или попробуйте сразу рассказать о деепричастии как особой форме глагола.

  • Что обозначает деепричастие?
  • Признаки каких частей речи есть в деепричастии?
  • Как образуются деепричастия?
  • Что называем деепричастным оборотом?
  • Каким членом предложения является деепричастие или деепричастный оборот?

/ собеседование с учениками, прослушивание выступлений учеников, взаимооценка выступлений/.

В) Домашнее задание: великий русский писатель А.П.Чехов в одном из своих произведений написал такое предложение  «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа». Правильно ли написано предложение? Обдумайте дома и объясните свои выводы. + подготовка выразительного чтения текстов на русском и английском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1  

 (466x426, 88Kb)
Кипя, 
Шипя, 
Журча, 
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед, убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!                                                                Роберт Саути

Приложение 2

Лодорский водопад. Роберт Саути

Марк Полыковский

              "Как ищут простора
                Воды Лодора?" –
             Попросил рассказать
             Меня сын как-то раз
               И рифмой связать
              Немудрёный рассказ,
               Тут дочь подошла,
               А за нею другая –
                 Ему потакая,
            Они, вслед за братом,
              Мечтают услышать,
              Как воды в Лодоре
               Свергаются вниз
              В безумном напоре –
             Раскат за раскатом
              Самим себе вторя.
             Шквал звуков и рёв
          Я воспел в рифмах вскоре,
            Не оставив вниманьем
              Эти их пожеланья –
             Они знают: для них
              Я пишу этот стих -
             Поэтический Лауреат.
            Там среди склонов гор
             Гладь холодных озёр;
             Там меж гор родники,
             Там журчат ручейки –
            Кто быстрее и спорее?! –
            То скрываясь в буграх,
              То петляя во мхах
              И звеня там и тут,
             Пока вдруг не уснут
             В малюсеньком озере.
              От сна пробуждаясь,
               Поток, изливаясь,
               Бежит, баловник,
            Сквозь мхи и тростник,
                Луга и поляны
               И через бурьяны –
              Под солнцем, в тени,
              Волнуясь средь скал,
              Забыв, когда спал, -
                И ночи, и дни,
                  В суматохе
                 И переполохе.
              Здесь грозен и ярок,
               Там тих или жалок;
               В брызгах и пене,
               Волненье и гневе –
               Со стонущим рёвом
                В беге суровом,
                  Волею мучим,
               Срывается с кручи
              И рвёт в своей мощи
              Всё в мелкие клочья,
                В гневе и ярости,
                Не ведая жалости
            Ни к гротам, ни к скалам,
              В броске небывалом –
                 Скача, угасая,
               Стелясь, набухая,
              Вздуваясь и ширясь,
               Стекая, пузырясь,
              Срываясь, бросаясь,
              Светясь, извиваясь,
              Клубясь, завихряясь,
               Звеня, изливаясь,
             Сплетаясь, вращаясь –
               Себе вечно вторя
              В безумном повторе!
                Вселяя смятенье,
              Как битва, сраженье,
               Поражая и изумляя,
           Оглушая в могучем мажоре.
                Дрожа, и кружа,
                Спеша и шурша,
                Шипя, и скрипя,
               И летя, и свистя,
               И гремя, и шумя,
              Катясь, и вертясь,
              И ярясь, и борясь,
                Бушуя, бунтуя,
                Воркуя, ликуя,
                И ноя, и воя,
                И роя, и кроя,
               Озаряя, мелькая, 
               Сверкая, вскипая,
               И спеша, и круша,
              И мчась, и кружась,
              Сливаясь, вздымаясь,
           Скручиваясь, вспучиваясь,
           И собираясь, и истончаясь,
           И убеляясь, и искривляясь,
           Пробиваясь, и расстилаясь,
              И дробясь, и резвясь,
               Волнуясь, беснуясь,
               Бросаясь, срываясь,
                И урча, и журча,
                И ворча, и рыча,
              И струясь, и смеясь,
             Скользя, егозя и разя,
             Играя, болтая, пленяя,
           Вздымая, лаская, мелькая,
           Пикируя, солируя, лавируя,
         Стремясь, и несясь, и вертясь,
        Срываясь, сливаясь, встречаясь, 
       Взрываясь, наполняясь, растекаясь,
      Расщепляясь, простираясь, убыстряясь,
    Струясь, и несясь, и клубясь, и резвясь,
  Оглушая, и разлучая, и разбивая, и нарастая,
 И отступая, и блуждая, и нарастая, и рассекая,
Разливаясь, изгибаясь, переплетаясь, расстилаясь,
  Ослабевая, и обвивая, и взмывая, и размывая,
   И корчась, и морщась, топорщась, ерошась,
    И швыряя, и стеная, И курясь, и искрясь,
     И хлопая, и шлёпая, и капая, и крапая,
      Ошеломляя, озаряя, сметая, и угасая,
      И бурля, и кругля, и беля, и хмеля,
        Гарцуя, танцуя, лупцуя, глянцуя -
             В бесконечном паденье,
             Непрерывном смешенье,
         В шуме, и рёве, и мощном напоре –
         Так падают воды в могучем Лодоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3


               The Cataract of Lodore

                   Robert Southey

                "How does the Water
               Come down at Lodore?"
               My little boy ask'd me
                Thus, once on a time;
              And moreover he task'd me
                To tell him in rhyme.
                  Anon at the word
           There came first one daughter
               And then came another,
                To second and third
           The request of their brother
             And to hear how the water
               Comes down at Lodore
             With its rush and its roar,
                  As many a time
              They had seen it before.
              So I told them in rhyme,
             For of rhymes I had store:
              And 'twas in my vocation
               For their recreation
               That so should I sing
               Because I was Laureate
               To them and the King.
             From its sources which well
              In the Tarn on the fell;
                 From its fountains
                 In the mountains,
              Its rills and its gills;
           Through moss and through brake,
               It runs and it creeps
             For awhile till it sleeps
              In its own little Lake.
              And thence at departing,
              Awakening and starting,
             It runs through the reeds
               And away it proceeds,
             Through meadow and glade,
               In sun and in shade,
           And through the wood-shelter,
             Among crags in its flurry,
                  Helter-skelter,
                   Hurry-scurry.
              Here it comes sparkling,
             And there it lies darkling;
              Now smoking and frothing
              Its tumult and wrath in,
              Till in this rapid race
                On which it is bent,
               It reaches the place
               Of its steep descent.
                The Cataract strong
                Then plunges along,
                Striking and raging
                As if a war waging
           Its caverns and rocks among:
                Rising and leaping,
               Sinking and creeping,
               Swelling and sweeping,
              Showering and springing,
                Flying and flinging,
                Writhing and ringing,
                Eddying and whisking,
                Spouting and frisking,
                Turning and twisting,
                 Around and around
                With endless rebound!
                Smiting and fighting,
                A sight to delight in;
               Confounding, astounding,
   Dizzying and deafening the ear with its sound.
               Collecting, projecting,
               Receding and speeding,
              And shocking and rocking,
              And darting and parting,
             And threading and spreading,
              And whizzing and hissing,
              And dripping and skipping,
              And hitting and splitting,
               And shining and twining,
              And rattling and battling,
               And shaking and quaking,
               And pouring and roaring,
               And waving and raving,
              And tossing and crossing,
               And flowing and going,
              And running and stunning,
              And foaming and roaming,
              And dinning and spinning,
              And dropping and hopping,
              And working and jerking,
            And guggling and struggling,
              And heaving and cleaving,
              And moaning and groaning;
           And glittering and frittering,
           And gathering and feathering,
           And whitening and brightening,
            And quivering and shivering,
            And hurrying and scurrying,
          And thundering and floundering,
         Dividing and gliding and sliding,
      And falling and brawling and sprawling,
        And diving and riving and striving,
    And sprinkling and twinkling and wrinkling,
      And sounding and bounding and rounding,
      And bubbling and troubling and doubling,
      And grumbling and rumbling and tumbling,
    And clattering and battering and shattering;
  Retreating and beating and meeting and sheeting,
  Delaying and straying and playing and spraying,
  Advancing and prancing and glancing and dancing,
   Recoiling, turmoiling and toiling and boiling,
And gleaming and streaming and steaming and beaming,
 And rushing and flushing and brushing and gushing,
 And flapping and rapping and clapping and slapping,
 And curling and whirling and purling and twirling,
 And thumping and plumping and bumping and jumping,
And dashing and flashing and splashing and clashing;
    And so never ending, but always descending,
 Sounds and motions for ever and ever are blending,
  All at once and all o'er, with a mighty uproar,
    And this way the water comes down at Lodore

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс                                           Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е

 

Упражнение 140.

1) В каждой паре предложений укажите слова, обозначающие действие. В каком предложении каждой пары одно действие основное, второе – добавочное.

            Наталья напевала и убирала комнату. – Наталья, напевая, убирала комнату.

            Щенок повизгивал и сосредоточенно грыз ботинок хозяина. – Щенок, повизгивая, сосредоточенно грыз ботинок хозяина.

2) Используя материалы схемы, составьте определение:

            Деепричастие – это особая форма глагола, которая….

 

Упражнение 141. Третий лишний

В каждой группе укажите лишнее слово. Выпишите только деепричастия.

            Увидя, увидел, увидев.

            Оз...ряя, оз..рив, оз..ривший.

            К..снувшись, к..саясь, прик..снулся.

            Ст..рая, ст..рев, выт..р.

            Зам..рев, зам..рая, зам..рший.

 

Упражнение 145.

1) Из стихотворения «Лодорский водопад» выпишите 10 деепричастий несовершенного вида (н.в.). запишите к ним пару совершенного вида (с.в.).

2) Выделите суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида. С помощью какого вопроса можно определить совершенный вид деепричастия, с помощью какого – несовершенный7

Образец: кипя – закипев; сливаясь – слившись.

 

 

Упражнение 146. Словообразовательная работа

1) От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида. Запишите, выделите суффиксы.

            Размышлять – размышляя, встречать, убирать, принимать, улыбаться, смеяться, радоваться, надеяться, верить.

 

2) От данных глаголов образуйте деепричастия совершенного вида. Запишите их, выделите суффиксы.

            Встретить – встретив, улыбнуться – улыбнувшись, замереть, остановить, закипеть, прилететь, приблизиться, проститься, встретиться, коснуться.

 

ОПРЕДЕЛИ  ПРАВИЛО!!! Рассмотрите примеры, обратите внимание на выделенные буквы. Объясните, как проверить гласную букву перед суффиксом –в, - вши.

Основа начальной формы + -в, - вши = деепричастие совершенного вида;

Увидеть – увидев;

Растаять – растаяв.

Упражнение 149.

1) С данными деепричастиями составьте словосочетания деепричастие + существительное. Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Замет..в ошибку, почу..в, прикле..в, зате..в, понаде..вшись, раска..вшись.

 

Д./задание: правильно ли построено предложение, можно ли так говорить.

           

            Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку, приложения к уроку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Первый урок по теме. Урок-блок, в процессе которого ученики сразу овладевают основными понятиями о деепричастии.

Изучение материала построено как исследование языкового материала с одновременным повторением и углублением изученного о глаголе.

С целью формирования у учеников целостного представления о языковых явлениях исследование производится от понятия предмета (существительное, подлежащее в предложении), который имеет в себе действие (глагол, сказуемое в предложении). Предмет может одновременно совершать несколько действий, из которых можно выделять главное и добавочное.

Интерес представляет использование фотографии Лодорского водопада, стихотворения "Лодорский водопад" Роберта Саути на языке оригинала и в переводе Марка Полыковского. 

Подобрана система упражнений, в приложении есть тексты стихотворений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 008 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 856
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 748
    • DOCX 419 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берест Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берест Людмила Викторовна
    Берест Людмила Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2518
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе