Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.

План урока:

1.Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

3. Повторение изученного:

Орфоэпическая разминка

Цифровой диктант

Работа со схемой

4. Экспериментальная работа

6. Исследовательская работа по группам:

7. Комплексный анализ текста.

8. Домашнее задание (дифференцированное)

9. Рефлексия.

10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели урока

Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.


III. Разминка

Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Лингвистическая игра «Согласна – не согласна»

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Выберите правильный вариант, аргументируйте свой ответ.

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Задание 3. Работа с таблицей

Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Расскажите об основных видах подчинения придаточных.

V. Исследовательская работа по группам

Класс делится на 5 групп.

Каждая группа анализирует текст на карточке.

Нужно определить тип и стиль речи, определить вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей.

№1.

Разговорный стиль

На лугу кто-то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

– Кто это? – спросил я.

– Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…

– А какой же он с виду? – спросил я.

– Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).


№2.

Официально-деловой стиль

Директору Управления

информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера. 6 октября 1998 г. Петров


№3.

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

№4.

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)


№5.

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.



VI. Комплексный анализ текста

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

5. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.

6. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите стиль речи.

4. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

5. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

6. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.


VII. Самостоятельная работа (Тестирование. Подготовка к ГИА)


VIII. Закрепительно-тренировочный этап

1. Конструирование предложений

Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни

бывают только летом.


IX. Подведение итогов урока


Х. Задание на дом:

упражнение 207





Самостоятельная работа №1

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.

На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые

т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые покрывались снегом.

Задание 2: расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

с последовательным подчинением__________________________________ ,

с параллельным подчинением _____________________________________ ,

с однородным подчинением _______________________________________ ,

с комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________

2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________

3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________

4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________

5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________


Самостоятельная работа №2

Осложнённое списывание

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и расставьте знаки препинания.

Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

  1. Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда солнце вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л,лл)ометров семь от того села в к..тором мы ноч..вали. 2) Потом я в(с,з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир становится синим. 3) Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в те(р,рр)а(с,сс)ы засажены лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет часть его труда наполняло Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было пр..готовлено к от..езду ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что когда мы д..стигли её то у нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой.




Каточка №1.

Определите тип и стиль речи, вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.


На лугу кто-то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

– Кто это? – спросил я.

– Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…

– А какой же он с виду? – спросил я.

– Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).


Карточка №2.

Определите тип и стиль речи, вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.


Директору Управления

информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера. 6 октября 1998 г. Петров


Карточка №3.

Определите тип и стиль речи, вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).


Карточка №4.

Определите тип и стиль речи, вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.


Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)


Карточка №5.

Определите тип и стиль речи, вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.


«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.


Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие задачи:закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку. 

Автор кутакова ольга Викторовна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1512
Номер материала 7694
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓