Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку по теме "Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи" (7 класс)

Тема: «Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи»

Цели:

  1. Формирование умения различать наречия и омонимичные формы

  2. Формирование орфографических умений написания наречий, используя изученные на уроке правила

  3. Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся



Ход урока

1.Проверка домашнего задания

2.Обратите внимание на запись на доске и попытайтесь сформулировать проблему, над которой мы будем сегодня работать:

Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

Проблема –тема нашего урока.

на доске записаны слова: впервые – в первые; сначала – с начала)

- Какое слово в паре написано правильно? важно сначала определить принадлежность к части речи.

Цели урока: Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

Задача: составить инструкцию “Приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ”.

Работа в группах: используя информационный текст, перечислите приемы разграничения омонимичных форм.

Общие приемы

  1. Задать вопрос. Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) зло Наречие - смеяться (как?) зло

  2. Определить, что обозначает. Предмет, признак предмета, признак действия

  3. Каким членом предложения является. Дополнением, сказуемым, обстоятельством.

4. Определить, как изменяется слово. Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам. Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется.

Упр. 202(устно)

Немного –частичку,кусочек; теплый воздух-плотно; комфортабельно- удобно, на старте-сначала, на успех-наугад

Какой следующий прием можно сформулировать?

Частные приемы

5.Подобрать синоним. Синонимическая замена

Обратите внимание на правописание синонимичных форм в 5- 6 предложениях.

Какой следующий прием можно сформулировать?

.6.Возможность употребления определения . В самом начале пути, На случайную удачу

7.Поставить словосочетание в начальную форму. У существительного в начальной форме нет предлога. вначале подумай в начале (чего?) пути - начало пути

8. Наличие пояснительных слов. В начале (чего?) пути, вначале разбирался

9.Место ударения: прийти вовремя – во время урока

Работа с предложениями, записанными на доске. Используя частные приемы, определите часть речи

(На)силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрались до места назначения. В(дали) мелькнул парус. В(дали) голубой виднелись горы. Во(время) отпуска он хорошо отдохнул и во(время) вернулся домой.





Физкультминутка. ( Во время выполнения посчитайте, сколько использовано наречий )

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



Лингвистическая разминка.

- Перед вами текст (Учитель читает, название миниатюры «Где живет Совесть?» закрыто прямоугольником).

Где живет Совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Как поступает человек, если у него нет совести?

Какова основная мысль? по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

- Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

- Обратите внимание на обилие наречий. Подчеркните их.(19) Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи . Придумайте с ними словосочетания, запишите их.


Обратите внимание на лист самооценки. Что вызвало наибольшее затруднение?


Дом. задание п.12, упр. 203


Лист самооценки


Знаю:

Да (+)

Допускаю ошибки ( + )

Нет (-)

1.Что обозначает наречие




2. Морфологические признаки наречия




3. Синтаксическая роль наречия




4.Общие приемы разграничений наречия от созвучных словоформ




5.Частные приемы разграничений наречия от созвучных словоформ




Умею:




1.Находить наречия в тексте




2.Определять, от какого слова зависят созвучные словоформы




3.Подбирать синонимы




4.Составлять словосочетания с наречиями и созвучными словоформами





Конспект урока по русскому языку по теме "Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Одна из самых проблемых тем русского правописания — правописание наречий. Прежде чем приступить к изучению правописания наречий, следует научиться

 

1) узнавать наречия в тексте;

2) различать наречия и омонимичные части речи, которые произносятся одинаково, но пишутся чаще по-разному, а иногда одинаково.

Представленный урок - урок открытия новых знаний, в ходе которого учащиеся  должны обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ.

Рефлексия осуществляется в ходе всего урока по мере заполнения "Листа самооценки"

 

Автор Шушакова Людмила Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3163
Номер материала 27310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓