Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" (6 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сладковского района

Сладковская средняя общеобразовательная школа









Конспект урока по теме «Безличные глаголы»




Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Игнатенко Анна Владимировна






















Сладково


Тема: Безличные глаголы

Цели деятельности учителя: Создание условий для решения учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Задачи:

- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

- развивающие: развивать коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, рефлексивную компетенцию, творческие способности, личностно-смысловое отношение к учебному процессу, развитие речи; развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные:

ЛУУД: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

ПУУД: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

РУУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

КУУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ.

Приёмы: необычное начало, своя опора, немой опрос, опрос-итог, творческое задание.

Ресурсы: учебник, электронный учебник, дидактический материал.

Место урока: урок №38 в разделе «Глагол».

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания (проверка теории)

Стадия вызова.

Задание №1.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?  … (глагол)

2. Какая  группа слов (после имён существительных)  занимает второе место? … (глагол).

3. Как называется начальная форма глагола?  ... (инфинитив).

4. Какого вида бывают глаголы?  … (несовершенного и совершенного)

5. Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? … (переходные).

6. Какие три наклонения есть в русском языке?  … (условное, повелительное, изъявительное).

(Взаимопроверка).

hello_html_41ef57ee.png

Задание №2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, склонение, переходность, спряжение, разряд по значению. Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.

hello_html_m34698525.png

(Самооценка).

hello_html_m20aec5d8.png

ΙΙΙ. Орфографическая минутка.

Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски (пишет маркером), остальные - в тетрадях.

Стро…ли, рассвета…т, слыш…л, увид…т, вечере…т, смерка…тся.

(Строили (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), рассветает (несов.в., Ι спр., наст. вр.), слышал (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), увидит (сов.в, ΙΙ спр., будущ.вр.), вечереет (несов.в., Ι спр., наст. вр.), смеркается (несов.в., Ι спр., наст. вр.)).

Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?"

(Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.)

ΙV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (тема урока, цели урока)

Стадия осмысления.

Введение нового материала (у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).

Учитель: Перед вами текст ("Родимая степь" по Михаилу Александровичу Шолохову).

hello_html_a05ffab.png

Учитель: Предположите, о чём данный текст.

Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.

Учитель: Как, по-вашему, автор относится к степи?

Учащиеся: С любовью, уважениемназывает её "родимая".

Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?

Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.

Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.

Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит:

Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.

Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.

Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?

Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. 

Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Подготовленный ученик.

Историческая справка: в древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось (Мурашова Анжела).

Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - http://www.intelkot.ru/upload/2620.jpg http://www.intelkot.ru/upload/2620.jpg http://www.intelkot.ru/upload/2620.jpg http://www.intelkot.ru/upload/2620.jpg).

Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Учитель: Что означает приставка без-?

Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.

Толковый словарь Ожегова

hello_html_m424fa6a1.png

БЕЗЛИЧНЫЙ, -ая, -ое. В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение (Швецов Дима). 

Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?

Учащиеся: Безличные глаголы. (Запись на доске и в тетрадях).

hello_html_4adf1f89.png


V. Целеполагание.

Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока?

Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.

Учитель: Верно. Вы правы.

hello_html_3c02ac36.png

Учитель: А как можно изобразить безличный глагол? (Как правило, большинство учащихся предлагает овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель: Итак, с работой справились, молодцы. Для вас я подготовила рисунки, далеко их не убираем, они нам ещё потребуются. Как вы думаете, для чего Вам понадобятся знания по изучаемой теме?

VΙ. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Продолжим наши исследования. Разноуровневые задания.

- первый вариант работает по учебнику теории под ред. Бабайцевой (5-9 класс) – стр.127 (составление опорной схемы).

- второй вариант – синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осложнено).

Сопоставительный анализ текстов.


* Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно свежеет.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится! Какой чудесный вечер!

* Вечереет. Я не могу сидеть дома и отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно появляется свежесть.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как я хочу выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко я дышу! Какой чудесный вечер!


- Сравните тексты. Что их объединяет? В чем различие? (разные формы глагола).

- В каком из текстов нельзя установить действующее лицо? Названо ли лицо, которое выполняет его?

- третий вариант – работа с текстом школьного помощника (http://school-assistant.ru/?class=6_russian)

- групповая работа (Первухина К., Первухина А., Цейтлин В., Ларионов А., Лукина В.) – работа с таблицей.

Задание: Внимательно рассмотрите таблицу, в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.

Безличные глаголы

Время

Вид

Несовершенный

Совершенный

настоящее


темнеет

смеркается

-

-

прошедшее


темнело

смеркалось

потемнело

смерклось

будущее

будет темнеть

будет смеркаться

потемнеет

смеркнется

- Внимательно рассмотрев таблицу, попробуйте пересказать её содержание словами. Какую новую информацию из таблицы вы получили?

Учащиеся: Безличные глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего времени (темнеет, смеркается), прошедшего времени (темнело, смеркалось), будущего времени (будет темнеть, будет смеркаться), а безличные глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а только формы прошедшего времени (потемнело, смерклось) и будущего времени (потемнеет, смеркнется).

- Преобразуйте эту таблицу в схему и запишите её на доске, взяв примеры из таблицы.

http://festival.1september.ru/articles/600781/img1.gif

Стадия рефлексии.

- Что узнали о безличных глаголах? (определение, морфологические признаки (категории), синтаксическая роль)

 Выводы: 

hello_html_m10d26cd1.png

   1. Безличные глаголы обозначают… действие без действующего лица.

   2. Безличные глаголы изменяются… по временам (дополняет группа. …имеет вид. В настоящем времени глагол совершенного вида не имеет).

   3. В предложении безличные глаголы выступают в роли… сказуемого, при них нет подлежащего. (1вариант)

   4. Безличные глаголы могут быть образованы… от личных с помощью суффиксов – ся, -сь. (2 вар.)

5. Безличные глаголы могут обозначать:

- явления природы;

- состояние человека;

- желание, возможность, необходимость действия.

6. Безличные глаголы употребляются только:

А) в изъявительном наклонении

* имеют только форму 3-его л. ед. ч. наст. и буд. вр.,

* форму ср. р. ед. ч. прош. вр.

  … Б) в условном наклонении

* в форме ср. р.

В) в н.ф. (3 вариант)

   6. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы. (Итог всей работы)

Учитель: Что нам помогло в углубленном изучении вопроса о безличных глаголах?

Ученики: Разные источники информации

VΙΙ. Физкультминутка.

VΙΙΙ. Первичная проверка понимания изученного. 15 слайд

1. Соотнеси глаголы

hello_html_m6c5665aa.pngПроверка hello_html_m3be6e9d9.png


hello_html_m5f649008.png hello_html_m104a9e88.png


hello_html_58e7d03d.png hello_html_m2ceaa5f2.png

2. Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

(Задание №4).

hello_html_m6bfa996b.png

Учитель: Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением «Подморозило, и воздух стал свежим»). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное.

[ ], и [ ]).

3. Самостоятельная работа.

1. Упр. 308 (н)

2. Задание (№5). Найди предложения с безличными глаголами. Какими членами предложения являются эти глаголы, подчеркни (Безбородов В, Мамонтов Ж, Хатько С, Лыткин А, Калашникова А).
Во дворе метёт. Во дворе метёт метель. Все тропинки занесло. Все тропинки занёс ветер. Ранним утром свежеет. Ранним утром воздух становится свеж. Не спится. Ночные звуки не дают мне спать.

3. Составить 3-4 предложения с безличными глаголами.

(Первухина К., Первухина А., Цейтлин В., Ларионов А., Лукина В.)

XΙ. Обобщение и систематизация.

1. Коллективная работа (устно).

Замени словосочетания одним безличным глаголом.
Образец: Начинается рассвет - светает.
Наступают холода - ......................................, плохо себя чувствую - ..............................., спускаются сумерки - ....................................., начинается рассвет - ..............................., становится тепло - ............................................., белеет вдали - ....................................... .

2. Немой опрос. (Личный – встать, безличный – сесть)

1. Приближался рассвет. 2. Вечерело. 3. Весь день идёт дождь. 4. Как быстро рассвело! 5. Сегодня все хорошо работали! 6. Мне долго не спалось.

X. Информация о домашнем задании.

hello_html_720299b3.png

XΙ. Рефлексия.

hello_html_m442b5267.pnghello_html_248dcba5.png



Оставьте сигнал своего настроения (красный – на уроке работал активно, добился успеха, зелёный – чувствовал себя комфортно, умело пользовался полученными знаниями, голубой – тема не понята работал на «3»)

hello_html_69ebe3fe.png




Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Безличные глаголы

Цели деятельности учителя: Создание условий для решения учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Задачи:

- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

- развивающие: развивать коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, рефлексивную компетенцию, творческие способности, личностно-смысловое отношение к учебному процессу, развитие речи; развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности,  умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные:

ЛУУД: Дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

ПУУД: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

РУУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

 

КУУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Автор Игнатенко Анна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3885
Номер материала 45089
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓