Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку по теме "Словообразование наречий" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Словообразование наречий" (7 класс)

Урок русского языка в 7 «Б» классе.

Учитель русского языка средней школы № 11 г Орска Фролова И.М.


Тема урока: «Словообразование наречий».

Цели урока:

1. обучающая: познакомить со способами образования наречий;

2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи;

3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.


Хронометраж урока.

  1. Организационный момент.

II. Цели и задачи. 2 минуты

III. Проверка домашнего задания. Актуализация изученного. 5 минут

IV. Закрепление изученного. 20 минут

10 минут Выборочный диктант.

    1. минут Словообразовательный разбор.

8-5 минут Конструирование.

Если времени достаточно: «Четвёртое лишнее»

V. Домашнее задание 2 минуты

VI. Развитие речи. Работа с учебником. 9 минут

VII. Итоги урока 2 минуты


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.


2 минуты II. Цели и задачи.

- Ребята, мы продолжаем работу по словообразованию наречий.

Сегодня наша цель - закрепить навыки словообразовательного анализа наречий.


Словарный диктант. 25-30 слов № 124, 142, 153 

Притвориться рассерженным, симпатичный человек, сокращение территории, благословлять на защиту отечества, преодолеть препятствие, преследовать преступника, раздражать окружающих, приотворить ворота, повелительное наклонение, беспрекословное подчинение, научный конгресс, демократический строй, энциклопедический словарь, монологическая речь.


5 минут III. Проверка домашнего задания. Актуализация изученного.

Упражнение № 160. Вы должны были выписать наречия с корнем БОК из словообразовательного словаря учебника (стр 203), определить, каким способом образовано каждое наречие и каково его лексическое значение.

-Сколько наречий вы выписали? («на пальцах») 5

-Какие?

-Какими способами образованы наречия?

- Сколько наречий образованы приставочным способом? («на пальцах») 2

-Какие?

Вбок <— бок (приставочный)

Набок <— бок (приставочный)

- Сколько наречий образованы суффиксальным способом? («на пальцах») 1

-Какие?

Бочком <— бочок (суффиксальный)

- Сколько наречий образованы приставочно-суффиксальным способом? («на пальцах») 2

-Какие?

Побоку <— бок (приставочно-суффиксальный)

Сбоку <— бок (приставочно-суффиксальный)

Бочком <— бочок (суффиксальный)

Вбок <— бок (приставочный)

Набок <— бок (приставочный)

Побоку <— бок (приставочно-суффиксальный)

Сбоку <— бок (приставочно-суффиксальный)

-Объясните лексическое значение наречий.

Бочком – (уменьш. от боком), плечом вперёд. Идти бочком.

Вбок – в сторону. Смотреть вбок.

На'бок – на сторону, вкривь. Склонить голову набок. Шляпа съехала набок.

По'боку – (прост.) в сторону, прочь. Всё дело побоку.

Сбоку – с боковой стороны чего-нибудь. Встать сбоку.


- Итак, какими способами могут образовываться наречия?

Приставочным

Суффиксальным

Приставочно-суффиксальным

Сложением

- От слов каких частей речи были образованы наречия в домашнем упражнении?

От существительных

-Давайте посмотрим, а ещё от слов каких частей речи могут быть образованы наречия и какими способами.


20 минут IV. Закрепление изученного.

  1. 10 минут Выборочный диктант.

Послушайте текст.

Выпишите из него наречия. У доски – двое, работаем в столбик, каждое слово с большой буквы.

Ох уж это наречие!

Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски,» - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить.

А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что вас видят насквозь.

Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.


ещё

задолго

как

впервые

прямо

ровно

правильно

по-русски

красиво

верно

быстро

аккуратно

на совесть

по-товарищески

по-мужски

ежечасно

непросто


2 половина текста

как

всмятку

насквозь

безудержно

вскачь

приятно

горизонтально

тихо-тихо

видимо-невидимо

отныне

по-новому

весело

необыкновенно

по-прежнему

кое-как


Проверяем. Сколько наречий вы выписали? («на пальцах»)

Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому:

Определите разряды наречий по значению.

Безудержно – образа действия

Вскачь - образа действия

Приятно - образа действия

Горизонтально - образа действия

тихо-тихо - образа действия

видимо-невидимо – меры и степени

отныне - времени

по-новому - образа действия


  1. 5-7 минут Словообразовательный разбор.

Выполним словообразовательный разбор этих наречий (двое у доски):

Безудержно ← безудержный (суффиксальный)

Вскачь ← скакать (к//ч) (приставочный)

Приятно ← приятный (суффиксальный)

Горизонтально ← горизонтальный (суффиксальный)

Тихо-тихо ← тихо + тихо (сложение)

Видимо-невидимо ← видимо + невидимо (сложение)

Отныне ← ныне (приставочный)

По-новому ← новый (приставочно-суффиксальный)

-Какими же способами образованы данные наречия?

- От слов каких частей речи?

  1. 8-5 минут Конструирование. Теперь будем делать наоборот: от данных слов разных частей речи образуем наречия и определим способ словообразования.

- Образец показываю…

Образуйте наречия от числительных второй, два.

Второй → во-вторых (приставочно-суффиксальный)

Два → дважды

-Делаем вместе (Аня у доски)

Образуйте наречия от глаголов спешить, скользить.

Спешить → наспех (х//ш) (приставочный)

Скользить → вскользь (приставочный)

-Каждый ряд своё задание:

1 ряд. Образуйте наречия от местоимений мой, свой.

Мой → по-моему (приставочно-суффиксальный)

Свой → по-своему (приставочно-суффиксальный)

2 ряд.

Образуйте наречия от прилагательных ответственный, весенний.

Ответственный → ответственно (суффиксальный)

Весенний → по-весеннему (приставочно-суффиксальный)

3 ряд. Образуйте наречия от наречий быстро, где.

Быстро → быстро-быстро (сложение)

Где → где-нибудь (суффиксальный)

  1. Если времени достаточно:

Как вы думаете, в чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?

-У наречий нет окончаний.

-Правильно. Помнить об этом очень важно!

«Четвёртое лишнее» Среди данных найдите слова, соответствующие указанной модели:

  1. Сегодня, лесник, прочитал, могуч.

  2. Лисий, по-летнему, решён, открылся.

  3. Диван-кровать, еле-еле, юго-запад, хитро-прехитро.

  4. Жалюзи, улыбаясь, горяч, наверху.

2 минуты V. Домашнее задание

Открыли дневники, записываем ДЗ: §10, упр № 159

Опишите какое-нибудь природное явление (дождь, гроза, град и т.п.), используя наречия. Наречий должно быть не меньше 10.


9 минут VI. Развитие речи. Работа с учебником.

Сейчас выполним задание, подобное домашнему. Упражнение № 156. стр 65

Читай задание. … Опишите, употребляя наречия, движение ветра при урагане и в плохую погоду.

Используйте следующие наречия:

тихо

откуда-то

сильно, сильнее

порывистый, порывистее

необычайно

скоро

изнуряющее

пронизывающе

напоказ

наперегонки

с разгона

направо

налево

мало-помалу



2 минуты VII. Итоги урока

- Итак, ребята. Давайте отметим, что мы узнали на уроке?

- Какими способами образуются наречия?

- От слов каких частей речи можно образовать наречия?

- В чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?

- Оценки за урок: …


Работа с учебником. Выполним упражнение № 139 (с58)

4. Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

5. Главный морфологический признак наречия.

6. В каком разделе языкознания изучаются наречия?

-Какие разряды наречий по значению выделяют?

-От каких частей речи чаще всего образуются наречия? (От сущ. и прил.)

1. «Диктант наоборот» Сейчас мы будем образовывать наречия от других ч. р.

Задание: узнай слово по его значению, запиши правильно, образуй от него наречие, определи способ словообразования, разбери наречие по составу.

  1. О человеке с высоко развитым чувством долга, ревниво относящемся к своим обязанностям.(Облечённый правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами)

Ответы:

  1. Ответственный <— ответственно (суффиксальный) ответственно


Комплексный анализ текста.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную
жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая
победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо
самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)


4


Конспект урока по русскому языку по теме "Словообразование наречий" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока русского языка в  7 классе на тему: "Словообразование наречий".

Цели урока: 1. обучающая: познакомить со способами образования наречий; 2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи; 3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.

 Тип урока: урок закрепления изученного. 

Виды работы: словарный диктант, выборочный диктант, конструирование, "четвертое лишнее" и другие

 

Автор Фролова Ирина Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2786
Номер материала 17125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓